Каталог
Алексей Михайлович Грицай

Алексей Михайлович Грицай

1914 —1998
  • Лауреат двух Сталинских премий третьей степени (1951; 1952)
  • Лауреат Государственной премии СССР (1978)
  • Народный художник СССР (1974)
  • Академик АХ СССР (1964)
Алексей Грицай является народным художником СССР и наиболее известен своими непревзойденными, удивительными пейзажами. Грицай подхватил знаменательные реформы в искусстве и культуре середины 1950-х годов в Советском Союзе, и отразил эти перемены в своем творчестве. Художник отказался от монументальных композиций, тщательно продуманного сюжета, тоталитарно-пропагандистских формул соцреализма и фальшиво-сентиментальных мотивов в пользу созерцания природы и постижения мира через поэтичные мотивы русского пейзажа. Скромные, простые, незамысловатые этюды художника обрели не меньшую важность чем его "законченные" пейзажи. Этюды Грицая отличаются особой эмоциональностью и пронзительностью, потому что, как говорил сам художник, это "маленькие произведения, написанные в общении с натурой". Для Грицая этюды значили гораздо больше чем просто запечатлеть цветовые сочетания или композицию, они должны были иметь смысл и содержание.

Родился художник 7 марта 1914 года в семье преподавателя математики. Мальчик рано остался сиротой, отец служил в Красной Армии и погиб в 1917 году. В пятилетнем возрасте его отправили из города в деревню Дюндино, в Смоленской области, где он провел четыре года. Художник вспоминает, что, когда он попал в деревню, была весна и он, увидев лютик, был охвачен необыкновенным волнением. За этот короткий срок у будущего художника сформировались самые ценные воспоминания детства об окружающем мире, которые так сильно повлияли на его живопись позднее. Первые впечатления от чарующей поры межсезонья, которая так часто возникает в работах художника, и знакомство с молодыми березками, чахлым орешником, лесными чащами, бесконечными полями и высоким небом произошло именно в деревне в тот период.

Начиная с 1924 года и вплоть до 1931 года, Грицай посещает в Ленинграде художественную студию по подготовке в Академию Художеств. Там юный художник получает свои первые наставления в искусстве у скульптора Роберта Баха и художника Роберта Залемана, мастеров старой Императорской Академии. К моменту поступления в Академию Искусств в 1932 году, Грицай уже сформировал свой определенный художественный взгляд следуя классический традициям живописи. Грицай произвел впечатление на приемную комиссию своими старательными, слегка наивными, но реалистично отражающими мир, рисунками. На втором году обучения художник был определен в студию всесторонне развитого, интеллигента и эрудита, В. Яковлева, который помог усвоить Грицаю крепкую базу академического рисунка и познакомил с искусством старых мастеров. Затем художник обучался в мастерской И. Бродского, который являлся образцом для подражания всех последователей торжественной, монументальной живописи. Однако, в творчестве Грицая это влияние не задержалось надолго. Художник с благодарностью вспоминал своих учителей и их наставления, хотя впоследствии нашел свою нишу совсем в ином направлении. Грицай начинает участвовать в выставках в 1938 году.

Вскоре после окончания Академии в 1939 году, Грицай отправляется служить в артиллерию в 1940 году. Художник прошел через всю Великую Отечественную Войну и практически не имел возможности заниматься профессиональной живописью. За свои военные заслуги Грицай был награжден орденом Отечественной войны II степени. Вернувшись с войны, художник взялся писать жанровые полотна и портреты и был награжден Сталинской премией. Еще будучи совсем молодым, учась в Академии, художник мечтал совершить поездку по Волге. Наконец, в 1940-х и 1950-х годах ему удается посетить те удивительные места с картин великого художника Левитана, такие как Плес, Жигули, Углич. Вдохновляясь природой, Грицай создавал полотна, наполненные чувством гармонии и душевного равновесия. Художник придавал большое значение умению писать по воображению, "от себя", не копировать природу. Помимо Левитана он называл своими кумирами в живописи таких мастеров старой школы как Саврасова и Шишкина. Работая в пейзажном жанре, Грицай старался передать не только мотив, но и те чувства, которые подсознательно этот мотив вызывал в нем. По этой причине свои этюды он старался заканчивать за один час независимо от их размера, так как работал на природе, под влиянием момента, а картину, напротив, мог писать долгие годы. Возможно, вот это "влияние момента" объясняет и особую любовь Грицая к переходным состояниям в природе. Художник уделял много времени изображению осени и весны, сумеркам и рассветам, очарованный скоротечностью всего самого прекрасного. Часто, чтобы передать настоящее чувство в картине, художнику приходилось подолгу проводить время в том или ином месте в поисках единения с природой. Как он сам заявлял: "Я должен вжиться в местность. Жить там долго, чтобы я стал ее чувствовать. Иначе это взгляд туриста."

Известность Грицаю принесли крупные выставки во второй половине 1940-х годов, включая и международные. Его пейзажи не смогли оставить критиков и его коллег равнодушными. Константин Юон, выдающийся русский живописец, говорил о работах Грицая в 1948 году: "Он обладает несомненным чувством природы. Более всего близки ему лирические мотивы". Начиная с 1948 года, Грицай вел преподавательскую деятельность в Московском государственном художественном институте имени Сурикова и возглавлял творческие мастерские Академии художеств, а также работал с молодыми художниками как член комиссии в Академии художеств. Авторитет Грицая среди новых поколений художников был непререкаем, а его профессионализм и требовательность воспитала множество мастеров живописи. Работы художника сейчас выставлены в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, и других художественных музеях в России. Грицай умер 6 мая 1998 года в Москве.


Источники:
Глобачева С.И. (1971) Алексей Грицай. Москва: Советский художник.
Можуховская Е.В. (1969) Алексей Михайлович Грицай. Л.: Художник РСФСР.
Пластова, Т. (n.d.). "Алексей Михайлович Грицай. 100 лет со дня рождения". [online] Available at: http://www.shr.su/expo-projekts/pokrovka-37/item/999-gritsay.html.
Сысоев В.П. (2001) Алексей Грицай. Москва: Белый город.
Хронос (n.d) "Алексей Михайлович Грицай" [online] Available at: http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/gricayalmi.php

Inventory
Aleksei Mikhailovich Gritsai

Aleksei Mikhailovich Gritsai

1914 —1998
  • The laureate of two Stalin Prizes (1951 and 1952)
  • The laureate of the USSR State Prize (1978)
  • People's Artist of the USSR (1974)
  • Academician of the USSR Academy of Arts (1964)
Aleksei Gritsai is a People's Artist of the USSR and is best known for his unique, incredible landscapes. Gritsai has pursued significant reforms in the art and culture of the mid-1950s in the Soviet Union and reflected these changes in his work. At some point of his career, the artist has rejected monumental compositions, carefully thought-out plots, totalitarian propaganda, formulas of Socialist Realism and false sentimental themes in favour of contemplation of the nature and comprehension of the world through poetic motives of the Russian landscape. Unpretentious, pure, straightforward artist's studies of nature have attained no less importance than his 'finished' landscapes. Gritsai studies for his paintings are distinguished by certain emotionality and intensity, because, as the artist himself said, they are 'small-scale works written in dialogue with nature'. For Gritsai these studies meant much more than just an instrument to capture colour combinations or composition, they had to be imbued with meaning and content.

The artist was born on March 7, 1914, in St. Petersburg in the family of a teacher of mathematics. Unfortunately, the boy became an orphan when his father, who served in the Red Army, died in 1917. At the age of five, he was sent from the city to the village Dyundino, in the Smolensk region, where he spent four years. The artist had recalled that when he got to the village, it was spring, and he saw a buttercup in the grass and was engulfed in an extraordinary excitement. During this short period, the future artist had formed the most valuable childhood memories of the world surrounding him, which has influenced his artworks much later. The first impressions of the charming mid-season period, which so often appears in the artist's works, and acquaintance with blooming trees, thick forests, endless fields, and the boundless sky has occurred in the village at that time.

Starting from 1924 and up to 1931, Gritsai was visiting the art studio in Leningrad to prepare himself for the Academy of Arts. There, the young artist received his first introduction to drawing and painting from the sculptor Robert Bach and artist Robert Zaleman, masters of the old Imperial Academy. By the time of admission to the Academy of Arts in 1932, Gritsai has already formed a confident artistic manner following the classical traditions. Gritsai has made a favourable impression on the Selection Committee with his careful, a bit naïve, but very realistic drawings. During the second year of his training, the artist was sent to the studio of an intellectual, V. Yakovlev, who helped Gritsai to acquire a strong base of academic drawing and introduced him to the art of the old masters. Then, the artist was trained in the studio of I. Brodsky, whose works were exemplary models of grand, monumental painting. However, Gritsai's own particular style and artistic path did not assimilate this tendency deeply. The artist has recalled with a great sense of gratitude his teachers and their mentorship, although he later has found his niche in a completely different area. Gritsai began to participate in exhibitions in 1938.

Soon after graduating from the Academy in 1939, Gritsai went to serve in artillery in 1940. All through the Great Patriotic War, the artist had no opportunity to engage in professional painting. For his military service and achievements, Gritsai was awarded the Order of Patriotic War (II degree). After his return from the war, the artist focused on genre painting and portraits. He was awarded the Stalin prize. While still very young, studying at the Academy, the artist craved to make a trip to the Volga and its surrounding picturesque places. Finally, in the 1940s and 1950s, he managed to visit those scenic locations from the paintings by the great artist Levitan, such as Ples, Zhiguli, Uglich. Deeply inspired by nature, Gritsai created paintings filled with a sense of harmony and peace. The artist has attached great importance to the ability to create using the imagination, listening to the inner voice, and not just by copying nature. In addition to Levitan, he listed among the artists that he greatly admired, those of the old school, such as Savrasov and Shishkin. Working in the landscape genre, Gritsai tried to convey not only the motive but also feelings which this motive subconsciously had caused. For this reason, the artist always tried to finish his studies in one hour, regardless of their size, as he worked in the wild, under the influence of the moment. His paintings, on the contrary, could be works in process for many years. Perhaps this 'the spur of the moment' attitude explains Gritsai's strong fondness for transitional conditions in nature. The artist has spent a lot effort on painting the images of autumn and spring, dusks and dawns. He was fascinated by the transience of all the most beautiful things that surrounded him. Often, to convey the real feeling in the picture, the artist had to spend a long period of time in a particular place in search of unity with nature. As he himself stated: 'I have to get used to the area. To live there for a long time so I can feel it. Otherwise, you look at the environment with the eyes of a tourist'.

Gritsai's fame came with his participation in the major exhibitions, including the international ones, in the second half of the 1940s. Art critics and his fellow colleges could not ignore his landscapes. Konstantin Yuon, a remarkable Russian artist, wrote about the works of Gritsai in 1948: 'He has an undoubted sense of nature. Lyrical motifs are especially evident in his works.' Since 1948, Gritsai has led teaching activities at the Surikov Moscow Art Institute and run creative workshops of the Academy as well as worked with young artists serving as a member of the Commission at the Academy of Arts. Gritsai's reputation and influence among the new generations of artists were undeniable, and his professionalism and determination have raised a lot of masters of painting. The artist's works are now exhibited at the State Tretyakov Gallery, Russian Museum, and other art museums in Russia. Gritsay died on may 6, 1998 in Moscow.

Bibliography:
Глобачева С.И. (1971) Алексей Грицай. Москва: Советский художник.
Можуховская Е.В. (1969) Алексей Михайлович Грицай. Л.: Художник РСФСР.
Пластова, Т. (n.d.). "Алексей Михайлович Грицай. 100 лет со дня рождения". [online] Available at: http://www.shr.su/expo-projekts/pokrovka-37/item/999-gritsay.html.
Сысоев В.П. (2001) Алексей Грицай. Москва: Белый город.
Хронос (n.d) "Алексей Михайлович Грицай" [online] Available at: http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/gricayalmi.php