Каталог
Александр Николаевич Бенуа

Александр Николаевич Бенуа

1870 —1960

Александр Бенуа является одной из самой узнаваемой и значительной фигурой на художественной сцене русского искусства позднего девятнадцатого века и первой половины двадцатого века. Он был не только выдающимся художником, но и искусствоведом и художественным критиком, из-под пера которого вышло множество увлекательных текстов, прогрессивным театральным художником-постановщиком, в частности для Русского Балета Дягилева (Ballets Russes), а также активным сторонником охраны культурных памятников и ценностей. В течении всей своей жизни, Бенуа тщательно и в большом количестве писал о себе и своем творческом пути, документировал множество деталей и свои наблюдения, рассуждал о людях и событиях, которые казались ему важными. Благодаря этим дневникам, мемуарам, статьям и художественным обзорам, неисчисляемым спискам и заметкам на всевозможные темы, теперь у нас может сложится четкий образ неординарной личности и талантливого, выдающегося художника.

Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому календарю) 1870 года в Петербурге будучи младшим ребенком в семье, состоящей из девятерых детей. Позже, он часто упоминал с чувством некоего превосходства и бравады, что в его семье интеллигентов не найти ни капли русской крови. В самом деле, корни его происхождения идут во Францию и Италию, а его дед, Луи-Жуль Бенуа, служил при дворе императора России Павла I. Нет ничего удивительного в том, что Александр Бенуа был так увлечен искусством и культурой, и особенно театром, ведь можно сказать, что это было у него в крови. Его дед по материнской линии, чье имя было Альберто Кавос, был сыном прославленного венецианского композитора и дирижера, Каттерино Кавос, который обосновался в Росси в 1797 году. Альберто Кавос избрал путь архитектора и был известен в России за свои работы в сценографии. Отец Александра Бенуа, Николай Бенуа, так же был признанным архитектором, исполняющим имперские заказы в классическом стиле и неоготике, что в итоге повлияет на художественный вкус Александра Бенуа. В целом, интеллектуальная и любящая и понимающая искусство семья художника была довольно консервативна в своих предпочтениях и взглядах. Например, непринятие искусства Передвижников, восхищение старыми мастерами и в особенности Рафаэлем, пристрастие к строгому классицизму в архитектуре и предрасположенность к, как Бенуа позже называл это, "интернациональному языку классицизма" в противопоставление к национальному стилю. Двое из братьев Александра Бенуа, Альберт и Леонтий, так же посвятили свои жизни искусству: Альберт стал известным художником-акварелистом и преподавал в Академии Искусств, а Леонтий, следуя по стопам отца, стал архитектором и занял пост ректора Академии Искусств. Эта богемная среда, в которой Александр Бенуа был воспитан, сильно повлияла на образование творческого пути художника.

Бенуа занимался искусством самостоятельно, так как свое формальное образование получил на факультете юриспруденции в 1894 году в Императорском Университете Санкт Петербурга. Художник объяснял свое отсутствие официальной художественной подготовки своей личной позицией, так как академическая дисциплина и ее типичные методы вызывали в нем отвращение и, по его мнению, уничтожали в художнике творческие способности, воображение и внутреннюю свободу выбора. Бенуа не уставал повторять тот факт, что интуитивное учение и самообразование были единственным правильным выбором для успешного творческого развития. Бенуа всегда имел особенную тягу к эпохе Версаля и это будет чувствоваться на протяжении всей его жизни в его работах. Он так же был очарован великим французским художником Жаном-Антуаном Ватто и немецким художником Адольфом фон Менцелем. В 1893 году, в письме к Шарлю Бирле, Бенуа относит Ватто к списку самых великих художников всех времен, включая Милле, Рубенса и Боттичелли. В 1897 году художник с помощью именитого коллекционера и мецената Павла Третьякова выставляет свою серию акварельных работ "Последние прогулки Людовика XIV". Так же, ранние акварельные работы, представленные на ежегодных выставках Общества Русских Акварелистов, были с энтузиазмом отмечены Ильей Репиным. В течении 1896 - 1898 годов, Бенуа с семьей поселяется в Париже и вступает в новую фазу своей творческой карьеры. Он выискивал акварельные произведения искусства по поручению русской княгини Марии Тенишевой для ее коллекции, а также с головой окунулся в знакомство с западным европейским искусством последних десятилетий и ревностно поглощал новые возможности, которыми был полон Париж, посещая Музей в Люксембургском саду, галерею Поля Дюран-Рюэля, музей Карнавале, и Национальную Библиотеку Франции.

Импульсивная, полная внутреннего движения и открытая личность Бенуа сыграла ключевую роль в формировании его взглядов на искусство и его роль в движении "Мир Искусства". После успешного начала художественной карьеры с его акварельными работами, Бенуа участвовал в создании группы "Мир Искусства" в ноябре 1898 году вместе с Леоном Бакстом, Константином Сомовым, Дмитрием Философовым, и другими. Бенуа часто в своих критических статьях был погружен в размышления в какой же степени произведение искусства основано на внутреннем, личном мире художника, и приходил к выводам, что индивидуальность художника, его субъективность, это и есть то, что имеет самое большое значение. Художественное выражение уникального, личного духа, как считал Бенуа, гораздо важнее, чем как "правильно", как "точно" и академически верно создано произведение искусства. Таким образом, как один из идеологических лидеров и основателей группы "Мир Искусства" и журнала с одноименным названием, основанным в 1899 году, Бенуа в совершенстве отразил доктрину группы о силе художественной личности и значении индивидуального опыта. Бенуа признавал, что довольно трудно описать какого же стиля и направления придерживается "Мир Искусства". Он утверждал, что это ни что-то по отдельности, а совокупность совершенно разных направлений. Журнал был основан вместе с Леоном Бакстом и Сергеем Дягилевым в роли главного редактора. В работах Бенуа того периода присутствует строгая, архитектурная линейность стиля Арт-Нуво. При необычайной концентрации на линии, в то же время, присутствует особенный легкий, воздушный, почти что игривый аспект в книжных иллюстрациях (самая знаменитая из которых, возможно, серия для поэмы Пушкина "Медный Всадник"), в акварелях и рисунках, миниатюрах, и работах графического дизайна (таких как "Алфавит в Картинках"). Бенуа не позабыл о своих научных амбициях, и в течении первой декады века, с 1900 года по 1910 год, он крайне активно публиковал своих искусствоведческие статьи и обзоры в различных художественных журналах, а также работал над книгами и каталогами о русском искусстве 19 века.

Карьера Бенуа получила совершенно новое развитие в сторону сценографии, когда он был назначен на пост сценического директора Мариинского Театра в Петербурге в 1901 году. Во время этого периода, Бенуа продолжал свою деятельность как художник, художественный критик, иллюстратор и графический дизайнер для журнала "Мир Искусство". Он активно участвовал в выставках "Мир Искусства" с 1898 по 1903 года. Художник переехал в Париж во второй раз в 1905 году и вернулся лишь весной 1907 года. В 1908 году Бенуа начал сотрудничать с Русским Балетом Дягилева, создавая великолепные декорации и феерические сценические костюмы для таких постановок как "Сульфиды" (1909), "Жизель" (1910), Петрушка (1911). Позже, с 1913 по 1915 года, он возглавлял Московский Художественный Театр и руководил художественным отделом. Бенуа был куратором отдела старых мастеров в Эрмитаже с 1918 по 1926 года и активно реструктурировал музейную работу и участвовал в реставрации и сохранении памятников искусства. Художественная деятельность Бенуа в течении этих лет была рассеяна в нескольких направлениях. Будучи очень продуктивным и созидательным, Бенуа одновременно работал над театральными постановками, пейзажными этюдами, и картинами на исторические темы. В 1919 году Бенуа был сильно вовлечен в оформление театральных постановок. С 1922 по 1925 года, карьера Бенуа была, в основном, сфокусирована на эскизах театральных декораций и костюмов, и работе для Эрмитажа, и требовала от него постоянных разъездов. С 1926 года и до самой смерти в 1960 году, Бенуа жил со своей семьей в Париже. Художник был занят заказами на иллюстрации для книг и театральными эскизами для Дягилева, Парижской Оперы и Иды Рубинштейн.

Источники:
Benois, A. (1964). Memoirs. London: Chatto & Windus.
Bowlt, J. (1982). The Silver Age: Russian Art of the Early Twentieth Century and the 'World of Art' Group. Newtonville, MA: Oriental Research Partners.
Kennedy, J. (1977). The "Mir iskusstva" group and Russian art, 1898-1912. New York: Garland Pub.
Makovskiĭ, S. (1906). Stranit︠s︡y khudozhestvennoĭ kritiki - Kniga vtoraia: Sovremennye Russkie khudozhniki. St. Peterburg: Izd. "Sodruzhestva.."
Rosenfeld, A. (1999). Defining Russian graphic arts. New Brunswick, N.J.: Rutgers Univ. Press.

Alexander Nikolaevich Benois

Alexander Nikolaevich Benois

1870 —1960
Alexander Benois is one of the most recognisable and prominent figures on the artistic scene of the Russian art of the late nineteenth and first half of the twentieth century. He was not only an accomplished artist, but a prolific art critic and art historian, enthusiastic preservationist, and an innovative designer for the theatre and, particularly, the Ballets Russes. During his life, Benois was extensively writing and documenting his life in details and his views of art and general observations on what was going on around him as well as describing people and scenes that seemed essential to him. As a result of these diaries, memoirs, articles and art reviews, endless lists and notes on every subject, we can have a coherent picture of this great personality and a talented, distinguished artist.

The artist was born on May 3 (Old Style: April 21) 1870 in Saint Petersburg as the youngest child in the family of nine children. Later, he often mentioned with a sense of self-satisfaction and bravado, that his Russian intelligentsia family does not have a drop of Russian blood. Indeed, his roots go deep in the French and Italian ancestry with his grandfather, Louis-Jules Benois, serving at the court of the emperor of Russia, Paul I. It is not surprising that Alexandre Benois had this attraction to the arts and culture, and especially theatre. His grandfather on the maternal side, whose name was Alberto Cavos, was the son of a celebrated Venetian composer and conductor, Catterino Cavos, who settled in Russia in 1797. He chose the career of an architect and was praised in Russia for his designs in theatres. The father of the artist, Nikolai Benois, also was an acclaimed architect, fulfilling the imperial commissions in a Classical and a Neo-Gothic style, which later will be so influential for Alexandre Benois' art. In general, his artistic and intelligent family had quite conservative preferences in art, for instance, such as the rejection of the Wanderers' Exhibitions, an admiration for the Old Masters and particularly Raphael, a great fondness of strictly classical style of architecture and a predilection towards, what Benois later called, 'the international language of classicism' on the contrary to a national style. Two of his brothers, Albert and Leontii, also dedicated their lives to art: one being an eminent watercolourist and serving as an instructor in the Academy of Arts and another, following his father's steps, becoming an architect and taking a position of a rector in the Academy of Arts. This environment, in which the artist was brought up, was a highly significant factor in the formation of Benois' artistic path.

Benois studied art independently as he graduated from Saint Petersburg Imperial University in 1894 from the Faculty of Law. The artist explained the absence of any formal training by his personal attitude, as he was repelled by the academic discipline and the typical methods that it applied, which, in his opinion, were destroying pure creativity, imagination and freedom of choice. He was never tired of mentioning this fact, that intuitive learning and self-education were the only right choices for successful artistic development. Benois has always been drawn to the epoch of Versailles. He was very fond of the great French artist Jean-Antoine Watteau and the German artist Adolph Menzel. In 1893 in the letter to Charles Birle, Benois included Watteau amongst the greatest artists of all time, including Millet, Botticelli, and Rubens. In 1897, together with a distinguished art collector and philanthropist Pavel Tretyakov, he exhibited a series of watercolours representing Last Promenades of Louis XIV. Benois' early watercolours, presented at the annual exhibitions of the Russian Society of Watercolourists, were enthusiastically perceived by Ilya Repin. During the years 1896 - 98, Benois with his family settled in Paris and entered a new phase in his artistic career. He was working as an art dealer for Princess Tenisheva in the pursuit of buying works for her watercolour collection. Benois was fervently absorbing this acquaintance with Western European art of recent decades and encountering the essential artistic experiences that Paris could offer to him: Luxembourg Museum, the Durand-Ruel Gallery, The Carnavalet Museum and the Bibliotheque National.

Benois' impulsive, open personality was crucial in the formation of his opinions on art and his role in the World of Art group. After a successful entry into the art world with his outstanding watercolours, Benois participated in organising the World of Art group (Mir Iskusstva) in November 1898 along with Leon Bakst, Konstantin Somov, Dmitri Filosofov and others. When he was pondering to what extent a work of art is grounded on the natural, private urge of the artist, Benois was confident that what truly matters is the personality of the artist. An artistic expression of unique, individual psyche, according to Benois, is of much greater importance than how 'right', how precise and academically correct the drawing is. Thus, as one of the ideological leaders and founding members of the World of Art group and the journal of the same name co-founded in 1899, Benois reflected the group's doctrine of the power of artistic personality and individual experience perfectly. Benois admitted that it is challenging to describe the World of Art regarding style that it represents: 'not this, that, or the other in isolation, but everything together.' (p.170) The journal was co-founded with Leon Bakst and Sergei Diaghilev as the Chief Editor. In Benois' work of that period, there is this rigid, architectonic linearity of Art Nouveau style, extraordinary concentration on line and, at the same time, a kind of light, airy, and playful aspect. There were book illustrations (the most famous one, probably, for a Pushkin's poem The Bronze Horseman), watercolours, prints, miniatures, and graphic designs (such as Alphabet in Pictures). Benois did not forget about his scholarly ambitions, and during the first decade of the century, from 1900 to 1910, he was extensively publishing his art historical articles and reviews in various art magazines as well as monographs on the nineteenth-century Russian art.

Benois's artistic career made a new turn to stage design when he was appointed as a scenic director of the Mariinsky Theatre in Saint Petersburg in 1901. During this period, Benois was continuing his career as an artist, art critic, illustrator and graphic designer for the World of Art journal. He actively participated in the World of Art exhibitions from 1898 to 1903. The artist moved to Paris for his second stay in 1905 and remained there until the spring of 1907. In 1908 Benois started to collaborate with the Ballets Russes, producing grand stage designs and spectacular costumes for productions such as Les Sylphides (1909), Giselle (1910), Petrushka (1911). Later, in 1913 to 1915 he worked as a head of the art section and a director at the Moscow Art Theatre. He was a curator of the gallery of Old Masters in Hermitage from 1918 to 1926 and was actively participating in the preservation of artistic monuments and restructuring museum work. Benois' artistic life during these years was scattered around several directions. Being very prolific and creative, Benois simultaneously was working on his theatrical designs, studies of landscapes and the Saint Petersburg suburbs, and paintings of historical subjects. In 1919 Benois was heavily involved in theatrical productions in the Academic Theatre of Opera and Ballet and The Bolshoi Drama Theatre in Petrograd. From 1922 to 1925, Benois' career was focused on travelling for various theatrical productions and making business trips on behalf of the Hermitage museum. From 1926 and until his death in 1960, Benois and his family lived in Paris. The artist was mostly occupied with the commissions for book illustrations and the theatrical designs for Diaghilev, the Paris Opera and Ida Rubenstein.

Benois, A. (1964). Memoirs. London: Chatto & Windus.
Bowlt, J. (1982). The Silver Age: Russian Art of the Early Twentieth Century and the 'World of Art' Group. Newtonville, MA: Oriental Research Partners.
Kennedy, J. (1977). The "Mir iskusstva" group and Russian art, 1898-1912. New York: Garland Pub.
Makovskiĭ, S. (1906). Stranit︠s︡y khudozhestvennoĭ kritiki - Kniga vtoraia: Sovremennye Russkie khudozhniki. St. Peterburg: Izd. "Sodruzhestva.."
Rosenfeld, A. (1999). Defining Russian graphic arts. New Brunswick, N.J.: Rutgers Univ. Press.