Каталог
Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека

1899 —1969
  • Лауреат Ленинской премии (1964)
  • Академик АХ СССР (1947)
  • Народный художник СССР (1963)
  • Герой Социалистического Труда (1969)
Александр Дейнека является выдающимся советским русским художником, который многообразно выражал свой неординарный талант в различных изобразительных формах, таких как живопись, графика, фрески, мозаика, и скульптура. Дейнека считается одним из наиболее ярких основателей Соцреализма. Дейнеку бесспорно можно выделить как одного из самых значительных творцов среди русских модернистских фигуративных художников первой половины ХХ века. Его стиль развивался на протяжении всей его творческой карьеры и зачастую проходил через довольно радикальные преображения, особенно в 1920-х, 1930-х и в течении 1940-х - 1960-х годов. Николай Еришев, один из учеников Дейнеки в художественном Институте им. Сурикова, описал художника как: "А.А. Дейнека, как думаю сейчас, был заложником системы, будучи человеком невероятно одаренным и, главное, чувствующим время, он решил замахнуться на создание нового, советского стиля искусства... основанного на культе здоровья, спорта, труда и на их основе - новой жизни, новой семьи, нового образа жизни <...> Александр Александрович Дейнека был лидером. Ни на какую другую роль он не был согласен. Дейнеку или боготворили, или терпеть не могли".

Дейнека родился 20 мая 1899 года в Курске в семье рабочего железной дороги. В шестнадцать лет он вступил на свой творческий путь, начав учиться рисованию в Харьковском художественном училище. Как и многие другие молодые люди того времени, Дейнека был поглощен революцией и событиями, которые были связаны с ней. В 1918 году юный художник работал фотографом в уголовном розыске, руководил отделением искусства областного управления образования в родном Курске. Он также участвовал в создании множества пропагандистских материалов, рисуя плакаты и разрабатывая визуальное оформление политическим кампаниям. В этот период молодой художник начал свои первые эксперименты с Монументализмом в искусстве. С 1919 по 1920 год Дейнека служил в рабоче-крестьянской Красной Армии, где руководил творческими программами в художественной студии Курского Политуправления, а также участвовал в обороне своего города, сражаясь с белогвардейцами. Кроме того, Дейнека исполнял обязанности сценографа, оформителя и декоратора в передвижном театре Красной Армии. Вскоре, в 1920 году, юноша переехал в Москву, где и поступил в Высшие художественно-технические мастерские ВХУТЕМАС и продолжил свое художественное образование вплоть до 1925 года на факультете графики под руководством именитых художников и талантливых педагогов, Владимира Фаворского и Игнатия Нивинского. На искусство Дейнеки оказал особое влияние его наставник Фаворский, и те формы и композиции, которые использует Фаворский в своих работах 1920-х и 1930-х годов, четко проступают и в работах Дейнеки того времени. Другой значимой фигурой для Дейнеки стал феноменальный поэт Владимир Маяковский. Художник преследовал в своем творчестве те же мотивы и темы, что и Маяковский в своей поэзии. Картины Дейнеки 1920-х годов периодически напоминают великих западных мастеров, таких как французский фовист Анри Матисс или швейцарский экспрессионист Фердинанд Ходлер. Несмотря на свой фигуративизм, работы Дейнеки все же необычайно модернистские по стилю, смело представляющие вниманию зрителя графические плоскости ярких красок.

В конце 1924 года Дейнека начал сотрудничать с различными советскими журналами и периодическими изданиями, такими как "Красная Нива", "Атеист у станка", "Смена", и "Прожектор", публикуя свои рисунки. Довольно органически во всем, что создавал Дейнека, будь то картина или плакат, проступало характерное ему графическое видение формы. Благодаря своей издательской деятельности Дейнека отправлялся в творческие командировки по стране, которые принесли художнику большую пользу в развитии его кругозора и обогатили идеями для новых произведений искусства. Дейнека также работал в качестве иллюстратора для многих детских книг, в том числе и Н. Асеева и А. Барто. Одним из важнейших моментов раннего художественного пути Дейнеки стало его участие в Первой Дискуссионной Выставке Объединений Активного Революционного Искусства в составе радикальной творческой группы "Объединение Трех" с двумя молодыми, перспективными и одаренными художниками, Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. В следующем году, участники выставки вместе с другими выпускниками и студентами ВХУТЕМАС организовали "Общество станковистов" (ОСТ), одним из учредителей которого был Дейнека. Эта прогрессивная творческая группа была нацелена на объединение последних европейских тенденций, в частности экспрессионизма, с советскими мотивами, провозглашая "ориентацию на художественную молодежь". Как и другие участники группы, Дейнека создавал множество работ, посвященных тематике коллективизма. В этих работах особое внимание уделялось физической культуре и спорту, а также утопическим идеям ХХ века, воспевающим мирное настоящее время советской действительности со всем ее промышленным производством, жизнью современного города и его граждан, и предвосхищающим светлое будущее Советского Союза. Идеи русских революционеров о "Новом Человеке", идеальном гражданине светлого будущего, прочно утвердились в видении художника. Картины Дейнеки 1930-х годов преподносят этот неотразимый образ советского "нового человека", воплощающего социальный посыл и представляющего абсолютно здорового, развитого физически и духовно, всегда улыбающегося, и часто с энтузиазмом преданного либо работе, либо спорту, человека. Эти хорошо узнаваемые и оставляющие сильное впечатление образы идеальных героев и героинь соцреализма отражают навязанные государством ориентиры и распространяют определенный образ мышления среди общественности. Можно с уверенностью утверждать, что 1930-е годы были самыми плодотворными для творческой карьеры Дейнеки, или иными словами, это был расцвет его творчества.

Путешествия были важным источником вдохновения для развития Дейнеки и новых сюжетов в его работах. Поездки художника в Крым, к примеру, воплотились в серию пейзажей и значительно повлияли на новый мотив в работах Дейнеки, которой художник так увлекся в то время - авиацию. Эта тема и ее связь с Крымом особенно ярко представлена в признанном шедевре Дейнеки "Будущие летчики" (1937). В 1935 году Дейнека отправился в свою первую художественную командировку за границу. Он посетил Америку, Италию и Францию. После поездки у Дейнеки состоялась его первая персональная выставка, которая продемонстрировала новые средства выражения художника и его видоизмененные подходы к живописи. Выставка сразу же стала "одним из крупнейших событий сезона". Были представлены 119 красочных, динамичных и стилистически похожих работ, созданных в период с 1930 по 1935 год. Это были картины, связанные с поездками в Америку и Европу, а также работы художника, которые были посвящены СССР. Дейнека продолжал работать в годы Великой Отечественной войны, однако его работы становились более драматичными, напряженными, тревожными, отражая настроение периода. Начиная с 1930-х годов, художник часто обращался к мощному художественному языку Монументализма, чтобы выразить свои идеи нравственной чистоты и торжественности момента в искусстве. Дейнека был явно увлечен тем, о чем мечтал с юности: работой над монументальной живописью и мозаикой, предназначенной для оформления интерьеров общественных зданий. Дейнека занимался проектами Челябинского театра оперы и балета, станций метро "Маяковская" (1939) и "Новокузнецкая" (1943), государственного Кремлевского дворца и Московского университета. Он создал огромную картину для советского павильона на международной выставке в Париже в 1937 году и украшала павильон СССР на международной выставке в Брюсселе в 1958 году. Последние годы своей жизни художник глубоко посвятил любимому направлению в искусстве - Монументализму, и продолжал создавать картины на темы мирной и счастливой трудовой и спортивной деятельности, пропагандируя советские идеи о здоровых физически и духовно людях. Дейнека был не только одаренным художником, но и педагогом высокого уровня. В течении своей жизни он преподавал в различных высших учебных заведениях, таких как Высший художественно - технический институт (Вхутеин) в 1928 - 1930 годах, Московский полиграфический институт в 1928 - 1934 годах, Московский художественный институт им. Сурикова в 1934 - 1946 и в 1957 - 1963 годах, Московский институт прикладного и декоративного искусства в 1945 - 1953 годах, и Московский архитектурный институт в 1953 - 1957 годах. Дейнека также занимал многочисленные должности в отделе декоративно-прикладного искусства Академии Художеств СССР: он был членом Президиума в 1958 году, занимал пост вице-президента Академии с 1962 по 1966 год и был назначен академиком-секретарем в 1966 - 1968 годах. Дейнека скончался 12 июня 1969 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источники:

Deineka.ru. (n.d.). А.А. Дейнека: Биография. [online] Available at: http://www.deineka.ru
Voronovich, E. (2017). Notes from Underground. Alexander Deineka: The Artist's 'Laboratory'. [online] Sotheby's. Available at: http://www.sothebys.com/de/news-video/blogs/all-blogs/notes-from-underground/2017/11/alexander-deineka.html
Guggenheim. (n.d.). Art and Ideology: Late 1920s-1940s. [online] Available at: https://www.guggenheim.org/arts-curriculum/topic/art-and-ideology
Lazarev, M. (n.d.). ALEXANDER DEINEKA: THE ARTIST THROUGH TIME | The Tretyakov Gallery Magazine. [online] Tretyakovgallerymagazine.com. Available at: https://www.tretyakovgallerymagazine.com/articles/1-2011-30/alexander-deineka-artist-through-time
Russia-ic.com. (n.d.). Aleksandr Deyneka Painter, graphic artist, monumental decorative artist and sculptor. :: people :: Russia-InfoCentre. [online] Available at: http://russia-ic.com/people/general/d/718
Ненарокомова, И. (1987) Люблю большие планы - Художник Александр Дейнека. Москва: Советский Художник.
Сысоев, В. (1989) Александ Дейнека. Москва: Изобразительное Искусство.
Чегодаев, А. (1984) "Александр Дейнека" в Искусство в Советском Союзе. Москва: Искусство Советского Союза.
Groys, B. (2014) Alexander Deineka. Moscow: Ad Marginem Pres.
Sysoyev, V., Deineka, A. (1982) Alexander Deineka: Paintings, graphic works, sculptures, mosaics, excerpts from the artist's writings. Leningrad: Aurora Art Publishers.

Inventory
Alexander Alexandrovich Deineka

Alexander Alexandrovich Deineka

1899 —1969
  • Order of Lenin (1964)
  • Academician of the Academy of the USSR (1947)
  • People's Artist of the USSR (1963)
  • Hero of Socialist Labour (1969)

Alexander Deineka was a prominent Soviet Russian artist who expressed himself in various visual forms such as paintings, drawings, graphic arts, frescoes, mosaics and sculpture. He is well-known for being one of the most important founders of Social Realism. Deineka undeniably can be defined as one of the most significant figures amongst Russian modernist figurative artists of the first half of the 20th century. His style was evolving throughout his entire artistic career and often went through quite radical changes and developments especially in the 1920s, 1930s, and during 1940s-1960s. Nikolai Yerishev, one of Deineka's students at the Surikov Art Institute described the artist: 'Deineka, as I see it now, was a hostage of the [political] systems; as a person incredibly gifted and, most importantly, sensitive to the spirit of the times, he was driven by an ambition to create a new, Soviet style of art ... based on the cult of health, sport, labour and what followed from it - a new life, new family, new way of life. <...> Alexander Alexandrovich Deineka was a leader. He could not see himself as anything other than that. Deineka was either revered or loathed'.  

Deineka was born on May 20, 1899, in Kursk to a railroader family. When he was sixteen, he followed his creative drive and started to study drawing at the Kharkov Art College. Like a lot of other young people of that time, Deineka was preoccupied with the revolution and events that surrounded it. He worked as the photographer in Criminal Investigation Department and managed a section of the Art of Regional Educational Department in his native Kursk in 1918. He also produced many propagandistic visual materials as, for example, promotional posters, and designed political campaigns. During that period, the young artist started his first experiments with Monumentalism in his art. From 1919 to 1920, Deineka served in the Workers' and Peasants' Red Army, where he was engaged in creative programmes as a leader of the artistic studio in Kursk Political Department as well as participating in defence of his town against the White Guard. Additionally, Deineka was involved with the travelling Red Army Theatre as their stage designer. After that, he relocated to Moscow and applied to Vhkutemas, the Higher Art and Crafts Training Workshops where he was continuing his artistic education during 1920 - 1925 as a graphic artist under the guidance of highly esteemed artists and talented teachers Vladimir Favorsky and Ignaty Nivinsky. Deineka's art was particularly influenced by his mentor Favorsky, and the formal and compositional approaches that Favorsky uses in his 1920s - 1930s paintings are clearly present in Deineka's early works. Another significant figure for Deineka was the remarkable poet Vladimir Mayakovsky. The artist was pursuing the same themes and motives in his art as Mayakovsky in his poetry. Deineka's paintings of the 1920-s period are occasionally reminiscent of the great Western masters such as French Fauvist Henri Matisse or Swiss Expressionist Ferdinand Hodler. Though being figurative in its nature, Deineka's artworks are extraordinarily modernist in style boldly presenting large flattened patches of bright colours.

At the end of 1924, Deineka began to cooperate with various Soviet magazines and periodicals such as 'Red Niva', 'Atheist at the Machine', 'Change', and 'Spotlight' to publish his drawings. Naturally, Deineka's paintings were always influenced by his characteristically graphic comprehension and perception of form in the visual arts. Resulting from his publishing work Deineka's creative business trips across the country were highly beneficial for his art. He worked as an illustrator for N. Aseev, A. Bartho, and H. Barbusse books. One of the important moments in Deineka's early artistic life was his participation in the 'First Polemical Exhibition of the Groups of Active Revolutionary Art' as part of the radical artistic group, 'The Association of Three', with two young, promising, and talented artists, Andrei Goncharov and Yuri Pimenov. Within the following year, the participants of the exhibition along with other graduates and students of Vhkutemas organised the 'Society of Easel Painters (OST) with Deineka as one of the founding members. This forward-looking creative group was aimed to combine the latest European tendencies, especially Expressionism, with the Soviet motives, proclaiming 'orientation towards the artistic youth'. Similar to other members of the group, during his early period, Deineka produced a lot of artworks devoted to collectivist themes. These works emphasised physical culture and sports as well as the utopian ideas of the 20th century glorifying the peaceful present of the Soviet reality with all its industrial production, the life of the modern city and its citizens, and anticipating the shining future of the Soviet Union. The ideas of Russian revolutionaries about the 'New Person', an ideal citizen of the bright future, have firmly settled in the artist's vision. Deineka's paintings of the 1930s offer this compelling image of the Soviet 'New Person' embodying a social thesis and representing undoubtedly healthy, physically advanced, typically smiling and often enthusiastically committed either to work or sports. These recognisable and powerful portrayals of the well-built heroes and heroines of Socialist Realism reflect state-imposed guidelines and propagate a certain way of thinking to the public. One can confidently argue that the 1930s were the most prolific years for Deineka's artistic career - the heyday of his oeuvre.

Travelling was an important source of inspiration for the artist's development. His trips to Crimea, for instance, resulted in a series of landscapes and significantly added to the new topic that fascinated the artist at that point - aviation. This motive and its connection to Crimea is especially evident in Deineka's masterpiece Future Pilots (1937). In 1935 Deineka went on his first artistic trip abroad. He visited America, Italy, and France. Following the trip, to demonstrate his revised visual means of expression, Deineka opened his first solo exhibition which immediately became 'one of the biggest events of the season'. The exhibition displayed 119 colourful, dynamic and stylistically similar works created between 1930 and 1935. These were paintings, referencing the artist's journey to America and Europe as well as his USSR related works. The artist continued to work during the Great Patriotic War; however, his works became more dramatic, tense, and uneasy as that period itself. Starting from the 1930s, the artist often has appealed to the powerful language of Monumentalism to express his ideas of moral purity and high intensity in art. Deineka was explicitly enthusiastic about something that he has been dreaming since his youth: working on monumental paintings and mosaics designed to decorate the interiors of the public buildings. Deineka was engaged with the projects of Chelyabinsk Opera and Ballet Theatre, Mayakovskaya (1939) and Novokuznetskaya (1943) metro stations, the State Kremlin Palace and the Moscow University. He created the enormous painting for the Soviet pavilion at the international exhibition in Paris in 1937 and decorated the USSR pavilion at the international exhibition in Brussels in 1958. The last years of his life the artist profoundly dedicated to his favourite tendency in art - Monumentalism and continued to create paintings on peaceful and happy labour and sports activities, promoting Soviet ideas of spiritually and physically healthy citizens. Deineka was not only an artist of an incredible gift but also an accomplished teacher. During his lifetime he was working with various educational institutions such as Higher Art and Technical Institute (Vkhutein) in 1928 - 1930, Moscow Polygraphic Institute in 1928 - 1934, the Surikov Moscow Art Institute in 1934 - 1946 and 1957 - 1963, Moscow Institute of Applied and Decorative Arts in 1945 - 1953, and the Moscow Architectural Institute in 1953 -1957. Deineka also held numerous positions in the Decorative Arts Department of the Academy of Arts of the USSR: he was a member of the Presidium in 1958, held the post of vice-president of the Academy between 1962 and 1966, and was appointed as Academic Secretary during 1966 - 1968. Deineka died on June 12, 1969, in Moscow and was buried in Novodevichy cemetery.


Bibliography: 
Deineka.ru. (n.d.). А.А. Дейнека: Биография. [online] Available at: http://www.deineka.ru
Voronovich, E. (2017). Notes from Underground. Alexander Deineka: The Artist's 'Laboratory'. [online] Sotheby's. Available at: http://www.sothebys.com/de/news-video/blogs/all-blogs/notes-from-underground/2017/11/alexander-deineka.html
Guggenheim. (n.d.). Art and Ideology: Late 1920s-1940s. [online] Available at: https://www.guggenheim.org/arts-curriculum/topic/art-and-ideology
Lazarev, M. (n.d.). ALEXANDER DEINEKA: THE ARTIST THROUGH TIME | The Tretyakov Gallery Magazine. [online] Tretyakovgallerymagazine.com. Available at: https://www.tretyakovgallerymagazine.com/articles/1-2011-30/alexander-deineka-artist-through-time
Russia-ic.com. (n.d.). Aleksandr Deyneka Painter, graphic artist, monumental decorative artist and sculptor. :: people :: Russia-InfoCentre. [online] Available at: http://russia-ic.com/people/general/d/718

Ненарокомова, И. (1987) Люблю большие планы - Художник Александр Дейнека. Москва: Советский Художник.
Сысоев, В. (1989) Александ Дейнека. Москва: Изобразительное Искусство.
Чегодаев, А. (1984) "Александр Дейнека" в Искусство в Советском Союзе. Москва: Искусство Советского Союза.

Groys, B. (2014) Alexander Deineka. Moscow: Ad Marginem Pres.
Sysoyev, V., Deineka, A. (1982) Alexander Deineka: Paintings, graphic works, sculptures, mosaics, excerpts from the artist's writings. Leningrad: Aurora Art Publishers.