Каталог
Александр Семенович Ведерников

Александр Семенович Ведерников

1898 —1975
  • член Ленинградского Союза художников

Александр Семенович Ведерников был выделяющимся из толпы, особенно органично впитавшим в себя авангардистские течения западного мира, советским графиком и живописцем, а также прекрасным педагогом и членом Ленинградского Союза Художников. Ведерников родился 23 ноября 1898 года на Волге, в маленьком городе Городец, в Нижегородской губернии, где провел свое детство и юность. После службы в армии, Ведерников, в 1921 - 1925 годах, проходит курс обучения в Свободных Художественных Мастерских в Нижегородском Государственном Художественном Техникуме. Его наставниками становятся известные авангардисты А. В. Куприн и А. В. Фонвизин. Влияние его преподавателей на сложившийся стиль Ведерникова оказалось более чем внушительным. Куприн вложил в художника особое чувство цвета, это абсолютно модернистское и смелое отношение к цвету как к важному техническому средству помимо механизма передачи эмоционального состояния. Фонвизин привил художнику формально-конструктивное решение композиции, которое так очевидно в работах Сезанна. Преподаватели также опирались на традиции русского народного творчества, что дало удивительную, свежую комбинацию вместе с новыми, авангардными взглядами и повлекло за собой оригинальные, интересные работы юного художника.

В 1924 году Ведерников приезжает, как и многие амбициозные и талантливые художники в то время, покорять Ленинград и поступает в Ленинградское Художественно-Технический Институт (бывшая Академия Художеств) на живописное отделение в мастерскую к О. Э. Бразу. Также, художник посещает мастерскую А. Е. Караева и П. Н. Филонова. Ведерников так и не заканчивает курс, оставляя учебу в 1927 году. Свой диплом он защитил только в 1954 году на графическом факультете Института Живописи, Скульптуры и Архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. В 1928 художник присоединяется к группе "Круг Художников" и начинает принимать участие в выставках. В 1929 году его работы уже выставляются в Лондоне.

В 1930-х годах Ведерников, в основном, писал городские пейзажи, виды Ленинграда, что составило значительную часть его творчества. В этих работах проступает увлечение художника французским постимпрессионистом Альбером Марке. Изысканная выразительность и крайняя простота изобразительных средств очень характерны городским видам Ведерникова. Изображения Невы, силуэты зданий и людей, проступающие в туманах, дрожащая водная поверхность - все это окутано общим лирическим мотивом. Из работ Ведерникова особенно очевидно, что его сильно интересовали французские течения живописи такие как импрессионизм и постимпрессионизм. Недаром художника называли "Русский Матисс", ведь влияние Анри Матисса ощутимо почти в каждом работе Ведерникова. Работая в экспериментальной мастерской в Ленинградского Союза Советских Художников в 1939 году, Ведерников уделял много времени исследованию возможностей цветной печати и даже сумел разработать свою собственную систему печати. В 1945 году художник создает серию работ, зарисовок, уничтоженных в военное время памятников русской архитектуры в Пскове, Царском селе и Пулково.

В том же 1945 году, в Ленинграде у Ведерникова происходит персональная выставка произведений. С 1950 по 1970-е года, у Ведерникова наступает очень продуктивный период, в который он создает множество пейзажей, интерьеров и натюрмортов акварелью, карандашом и маслом, работает оформителем и активно использует возможности цветной станковой литографии. На протяжении всей своей жизни Ведерников эпизодически преподавал в Институте им. Репина, в Ленинградском Институте Инженеров Коммунального Строительства, и в Санкт-Петербургском Государственном Архитектурно-Строительном Университете. Художник умер 21 января 1975 года в Ленинграде в возрасте семидесяти шести лет. Его посмертные персональные выставки состоялись в 1978 году в зале Ленинградского Отделения Союза Художников, в 1983 году в Союзе Художников СССР в Москве, и в 2001 году в "Манеже", в Москве. Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Нижегородском Художественном Музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, в Музее Современного Искусства в Нью Йорке, и других музеях, и частных коллекциях России, Франции, Германии, Великобритании, Финляндии.


Источники:

Вольценбург, O., Горина, T. (1970). Художники Народов СССР. Москва: Академия Художеств СССР. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств.

Иванов, С. (2007). Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург: НП-Принт.

Павлинская, А. (1991). Александр Ведерников. Москва: Советский Художник.

Spbmuseum.ru. (n.d.). Александр Ведерников. [online] Available at: http://www.spbmuseum.ru/events/64/50024/

Alexander Semenovich Vedernikov

Alexander Semenovich Vedernikov

1898 —1975
  • one of the most prominent artists of Leningrad school
  • Member of Leningrad Union of Artists

Alexander Vedernikov was an exceptional Soviet graphic artist and painter who stood out of the artistic crowd of that period and organically absorbed the best tendencies that the Western avant-garde could offer. Also, he was an excellent teacher and a member of the Leningrad Union of Artists. Vedernikov was born on November 23, 1898, on the river Volga, in a small town of Gorodets, in Nizhny Novgorod province, where he spent his childhood and youth. After serving in the army, Vedernikov, in 1921 - 1925, is undergoing artistic training at the Liberal Artists' Studios in Nizhny Novgorod State Art School. Vedernikov's mentors were well-known avant-garde artists A. V. Kuprin and A. V. Fonvizin. The impact that Vedernikov's teachers have had on his personal artistic style is massive. Kuprin has invested in the young artist a particular sense of colour, this utterly modernist and bold attitude to colour as an essential technical tool in addition to be the mechanism of transmission of emotional state. Fonvizin instilled the artist a formally-constructive type of the composition, which is so evident in the works of Cezanne. The mentors also relied on the traditions of Russian folk art, which gave a striking, fresh combination along with new, avant-garde views and resulted in original, exciting work of the young artist.

In 1924 Vedernikov arrived, like many ambitious and talented artists at the time, to conquer Leningrad and entered the Leningrad Art and Technical Institute (former Academy of Arts) to the painting department in the studio of O. E. Braz. Also, the artist has frequently visited studios of A. E. Karaev and P. N. Filonov. Vedernikov never finished the course, leaving his studies in 1927. He submitted his diploma work and graduated only in 1954 at the graphic faculty of the Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin in Leningrad. In 1928 the artist joined the group "Circle of Artists" and began to take part in exhibitions. In 1929, his work was exhibited in London.

In the 1930s, Vedernikov mainly painted urban landscapes, views of Leningrad, which made up a significant part of his work. In these works, the artist's passion for French post-impressionist A. Marke is obvious. The exquisite way of expression and the extreme simplicity of pictorial means are very characteristic of Vedernikov's urban scenes. The image of the river Neva, the silhouettes of buildings and people, appearing out of the mist, trembling surface of the water - all this is shrouded in the common lyrical motif. It is especially noticeable that Vedernikov was very interested in the French art movements such as Impressionism and Post-Impressionism. No wonder the artist was called the "Russian Matisse" because the influence of Henri Matisse is present in almost every work of Vedernikov. Working in an experimental art studio in the Leningrad Union of Soviet Artists in 1939, Vedernikov spent a lot of time exploring the possibilities of colour printing and even managed to develop his own printing system. In 1945, the artist created a series of works, sketches of the monuments ruined during the war, including great Russian architecture in Pskov, Tsarskoye Selo and Pulkovo.

In the same year of 1945, Vedernikov held a solo exhibition in Leningrad. From 1950 to 1970, Vedernikov was having a very productive period. During that time, he created a lot of landscapes, interiors and still lifes in watercolour, pencil and oil media, and worked as a designer as well as actively was exploring the possibilities of colour lithography. Throughout his life, Vedernikov occasionally taught at the Repin Institute, the Leningrad Institute of Civil Engineering, and at the St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering. The artist died January 21, 1975, in Leningrad at the age of seventy-six years. His posthumous solo exhibitions took place in 1978 in the hall of the Leningrad Branch of the Union of Artists, in 1983 in the Union of Artists of the USSR in Moscow, and in 2001 in the "Manege" in Moscow. The artist's works are kept in the Tretyakov Gallery, Nizhny Novgorod Art Museum, the Pushkin State Museum of Fine Arts, in the collections of MOMA (New York), and in many other museums and private collections in Russia, France, Germany, the UK, Finland. 


Иванов, С. (2007). Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург: НП-Принт.

Павлинская, А. (1991). Александр Ведерников. Москва: Советский Художник. (n.d.). Александр Ведерников. [online] Available at:

Вольценбург, O., Горина, T. (1970). Художники Народов СССР. Москва: Академия Художеств СССР. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств.