Каталог
Алексей Васильевич Ганзен

Алексей Васильевич Ганзен

1876 —1937
Алексей Ганзен был талантливым художником-маринистом, пейзажистом, заядлым коллекционером, внуком и учеником И. К. Айвазовского. Работы художника лучше известны и больше ценятся за пределами России, так как Ганзен жил преимущественно за рубежом. Следуя по стопам своего знаменитого деда, художник посвятил свое искусство, в основном, морю и флоту. Его морские пейзажи имеют сентиментальный оттенок, но в то же время, довольно точны в своем документальном и историческом аспекте. Ганзен родился 19 января (31 января по новому календарю) 1876 года в Одессе. Детство и юность свои он провел на берегу Черного моря, проводя время в дедушкиной студии, где перенимал навыки и осваивал техники живописи вплоть до самой смерти Айвазовского, до 1900 года. Несмотря на свои замечательные художественные способности, Ганзен изучал право в Императорском Новороссийском Университете в своем родном городе, Одессе. Он начал свое официальное художественное образование в Германии. Ганзен окончил две Академии Изящных Искусств в Берлине и Дрездене, и продолжал углублять свои знания в Мюнхене, а затем в Париже. Его наставниками были К. Зальцман, П. Мейергейм, Э. Брехт, Э. Робер-Флери и Ж. Лефевр. Некоторое время Ганзен работал журналистом-иллюстратором в издании "Новые Времена" и, в связи с этим, много путешествовал, в частности, на Кавказ, в Крым и Балканы. Так же его работы были опубликованы в "Военная Хроника", "Поле", "Солнце России", "Сын России". В период 1904 - 1905 годов был создан цикл работ на тему Русско-Японской Войны. Морские батальные сцены занимают особое место в творчестве Ганзена.

В период с 1904 по 1912 Ганзен жил в Германии, Франции, Италии, Нидерландах, и Швеции. Большой успех пришел к художнику после 1907 года вместе с выставками во Флоренции, Берлине, и Париже, а также многочисленными заказами и продажами, отправляющимися в Великобританию, Америку, Францию. Ганзен участвовал в Осеннем Салоне (Salon d'Automne) и Салоне Французских Художников. Он был назначен официальным художником Морского Министерства в 1909 году. В следствии страстного коллекционирования искусства, Ганзен выступил с инициативой создания первого художественного музея в Одессе в 1910 году. Коллекция художника была внушительной и состояла почти из 400 произведений искусства, включая Айвазовского, Менье, Бродского, Бурданова, Врубеля, Рериха и даже Рембрандта. В 1914 году Ганзен регулярно посещает Старый Крым и неустанно пишет рисует маслом, акварелью, гуашью, сепией, а также использует технику гравюры. Военная тема фигурирует в работах художника все чаще во время Великой Войны, когда он пишет серию картин, которая отображает повседневную жизнь Военно-Морского Флота и его боевую деятельность. В 1916 году в Петрограде вышел альбом "Русский Имперский Флот", в который вошли 48 произведений Ганзена. Художник жил в Одессе с 1917 по 1919 года. Он принимал участие во многих художественных организациях, таких как Международная Ассоциация Акварелистов, Ассоциация Гравюры, Русское общество в Париже, Ассоциация общества художников.

После Октябрьской Революции, тревожная и нестабильная обстановка Гражданской войны, царившая в стране, а также изменение художественного климата в России, вынудили Ганзена эмигрировать в Хорватию в 1920 году. Сначала художник переехал в Загреб, затем осел в Дубровнике. Чтобы оценить по достоинству насколько успешными были работы Ганзена на международном уровне, достаточно увидеть список городов, где проходили его выставки: Белград, Бухарест, Буэнос-Айрес, Прага, Рим, Рио-де-Жанейро. Его морские пейзажи и батальные сцены всегда были востребованы. Художник скончался 28 октября 1937 года, в Дубровнике. Не вынимая кисти из рук, он был неутомим до последних дней и продолжал рисовать. Сегодня его работы выставлены в Феодосийской художественной галерее Крыма и Одесском художественном музее, а также в королевских собраниях Италии, Хорватии и Румынии.


Источники:

Ганзен А.В. (n.d.). Художник Алексей Васильевич Ганзен. [online] Available at: http://hanzen.gallery

Огурцова, Е. (n.d.). Алексей Васильевич (Вильгельмович) Ганзен /1876 - 1937/. [online] Feogallery.org. Available at: http://feogallery.org/Ganzen

Шестимиров, А. (2010). Маринист-импрессионист Алексей Ганзен. Антикварное обозрение, (5), pp.44 - 47

Alexey Vasilievich Hanzen

Alexey Vasilievich Hanzen

1876 —1937

Alexei Hanzen was a gifted seascape and landscape artist, avid collector, grandson and pupil of I. K. Aivazovsky. The artist's work is better known and appreciated outside Russia as he was living mainly abroad. Following his grandfather's steps, the artist dedicated his art mostly to the sea and the Navy. His seascapes have a romantic touch but at the same time are quite accurate in their documentary and historical aspect. Hanzen was born on January 19 (New Style: January 31), 1876 in Odessa, Ukraine. He spent his childhood and youth at the Black Sea shore, visiting his grandfather's studio to learn and master techniques until 1900. Despite his admirable artistic abilities, Hanzen studied Law at Imperial Novorossiya University in his hometown, Odessa. The artist started to pursue his artistic education in Germany. He graduated from the two Academies of Fine Arts in Berlin and Dresden and continued to deepen his knowledge in Munich, and then later, in Paris. His mentors were K. Zaltzman, P. Meyergeym, E. Brecht, A. Robert-Fleury, and J. Lefebvre. Hanzen briefly worked as a journalist - illustrator for the "New Times" journal and travelled a lot in relation to this, mostly to Caucasus, Crimea, and Balkans. His work was also published in 'War Chronicle', 'Field', 'Sun of Russia', 'Son of Russia'.

Between 1904 - 1912 Hanzen was living in Germany, France, Italy, Netherlands, and Sweden. Great success came after 1907 with exhibitions in Florence, Berlin, and Paris as well as numerous commissions and many works being shipped to London, America, Paris. He participated in the Salon d'Automne and the Salon of French Artists. Hanzen was appointed to the position of an official artist of the Naval Ministry in 1909. Next year, in 1910, as a consequence of his passion for collecting art, he took the initiative to establish the first art museum in Odessa. Hanzen's collection was quite impressive and consisted of almost 400 works of art, including Ayvazovsky, Menier, Brodsky, Burdanov, Vrubel, Roerich, and even Rembrandt. In 1914, Hanzen was a regular visitor in the Old Crimea and was relentlessly painting with oil, watercolour, gouache, sepia, as well as using the technique of engraving. During this period, he created the cycle of works on the topic of the Russo-Japanese war. He continued using military subject matters and painted more battle scenes at the time of the Great War when he worked on a series of paintings that presented the daily life and militant activities of the Navy. In 1916, the album 'Russian Imperial Fleet' was published in Petrograd, which included 48 works by Hanzen. The artist lived in Odessa between 1917 - 1919. He was taking part in many different artistic organisations such as the International Association of Watercolourists, the Association of Engraving, the Russian Society in Paris, the Association of the Society of Artists.

Following the October Revolution, a disturbing and unstable environment of the Civil War, which prevailed in the country, and also changing of artistic climate in Russia, forced Hanzen to emigrate to Croatia in 1920. He first moved to Zagreb, and then settled in Dubrovnik. To see how internationally successful was Hanzen's work it is necessary to see the range of cities that exhibited his work: Belgrade, Bucharest, Buenos Aires, Prague, Rome, Rio de Janeiro. His seascapes and battle scenes have always been in demand among the public. The artist died on October 28, 1937, in Dubrovnik. He was actively painting until the last days. Today, his works are on display in the Feodosia Art Gallery in Crimea and Odessa Art Museum, as well as in the Royal Collections of Italy, Croatia and Romania.


Ганзен А.В. (n.d.). Художник Алексей Васильевич Ганзен. [online] Available at:

Огурцова, Е. (n.d.). Алексей Васильевич (Вильгельмович) Ганзен /1876 - 1937/. [online] Available at:

Шестимиров, А. (2010). Маринист-импрессионист Алексей Ганзен. Антикварное обозрение, (5), pp.44 - 47