Каталог
Анатолий  Слепышев

Анатолий Слепышев

1932 —2016
  • Золотая медаль на Всемирном фестивале искусств в Багдаде (1989). Государственная премия Российской Федерации за серию живописных работ за 2002 год.
  • Заслуженный художник России
Анатолий Слепышев - большой русский художник и признанный мастер, обладавший мощным талантом и особым узнаваемым стилем, который невозможно с кем-либо спутать. Его картинам характерен водоворот, вихрь красочных пластов, энергично, резко, даже как будто суматошно нанесенных на холст в приступе спонтанной чувственности. Художнику блестяще удалось объединить сюжеты русской глубинки, простого деревенского быта с запряженными телегами, маленькими церквями и знакомыми пейзажами с великосветскими, напыщенными образами французского рококо, атмосферой, присущей работам Жана-Антуана Ватто. Эта вольная интерпретация утонченных французских мотивов XVIII века, переработанная с помощью лихого русского фольклора, и порой даже содержащая скабрезные элементы, очень присуща многих работам Слепышева.

Художник родился 3 июля 1932 года в селе Лопатино, в Пензенской области. Когда Слепышеву было 13 лет, его семья переехала на Урал, в город Нижний Тагил, где с 1953 по 1954 год Слепышев проходит обучение в Нижнетагильском Художественно-Промышленном Училище. Художественное образование прерывается службой в армии на Украине и в Закарпатье. После службы, в 1958 году, Слепышев переезжает в Москву. Слепышев смог продолжить художественное обучение, теперь уже у Л. Шиповского, а затем и у А. Дейнеки, в Московском Государственном Художественном Институте им. В.И. Сурикова. Важным эпизодом в творческой жизни Слепышева является знакомство с А. Фонвизиным и посещение его мастерской в 1962 году, все еще будучи студентом. В целом, 1960-ы годы выдались очень продуктивными для становления карьеры и углубления художественного понимания Слепышева. Он непрерывно наведывался в мастерские к более опытным, но официально отвергнутым, неугодным художникам, а также развивал свой художественный кругозор в частных коллекциях Москвы и Ленинграда. Большое влияние на Слепышева оказали занятия в мастерской уникального монументалиста Б. Чернышова в середине 1960-х годов. Слепышев говорил про себя, что с момента его поступления в Институт им. Сурикова и далее, в течении всей его жизни, он постоянно пытался разрабатывать темы для его искусства. Художник утверждал: "И эти темы разрабатываю без конца, потому что дело не в теме, а в задачах, которые я ставлю при решении этих тем. И эти задачи, можно сказать, неразрешимы, их можно постоянно разрабатывать." Этот вечный поиск, неугомонная динамика и бесконечный эксперимент сыграли важную роль в успехе Слепышева.

Закончив институт, художник преподавал рисование в средних школах, выполнял фресковые росписи и создавал декоративные композиции по заказам для общественных зданий в Москве, работал в реставрационных мастерских Кремля, занимал должность художника-оформителя в библиотеке им. В. И. Ленина. В тот же период проходит первая персональная выставка Слепышева в мастерских Кремля. В 1967 году вступил в Союз Художников СССР при московском отделении и начал принимать участие во многочисленных выставках как в своей стране, так и за рубежом. Самый продуктивный период работы Слепышева настал, когда художник смог организовать собственную мастерскую в бывшем складском помещении ГУМа на улице Куйбышева в 1968 году. Также, с 1968 года, художник начал использовать как средство художественного выражения станковую графику, создав свою первую серию графических работ пером и тушью. В 1970-х годах, искусство Слепышева совершает новый поворот: работы художника становятся более легкие, воздушные, будто бы излучающие свет, и выполненные в нейтральной цветовой гамме. Слепышев экспериментирует вовсю с техникой и средствами выражения: в перьевых рисунках появляется акварель, приходят мотивы сказочные, фантастичные, и в работах поселяется особая мягкость, плавность. В 1977 году состоялась персональная выставка Слепышева в квартире у искусствоведа Леонида Бажанова. В 1980-х художник отходит от рисунков пера и чернил и обращается все больше и больше к технике акварели, гуаши и карандаша.

В конце 1980-х годов Слепышев увлекся библейскими темами, а также работал над серией "Русские Поэты", и произведениями на городские и исторические темы. Художник начал странствия по Европе в 1989 году: сначала Германия, затем Австрия, и Франция. Он проживал и, не покладая рук, работал в Париже с 1990 по 1996 год, создав в этот период около 30 картин и 50 графических работ, посвященных русской деревне, которые имели ошеломительный успех во Франции. Ненадолго вернувшись на родину в момент после перестройки, Слепышев сделал попытку возродить в Москве свободные творческие мастерские, но безуспешно, что повлекло за собой скорейший отъезд художника в Париж. Слепышев являлся членом-корреспондентов Российской Академии Художеств и художником, у которого в течении 1966 - 2001 годов прошло более ста персональных выставок в России и за рубежом. Сегодня работы Слепышева можно найти в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ имени Пушкина, Музея Истории Москвы, Новой галереи - собрания Людвига (Германия), музея Зиммерли (США), музея Питера Людвига (Германия), галереи Костаки (Греция) и других музеев, а также в частных коллекциях. Слепышев умер после продолжительной болезни 13 апреля 2016 года в Москве, в возрасте 83 лет.


Источники:
archive.is. (2002). Великолепный деревенщик - Известия. [online] Available at: https://archive.is/20130416235210/www.izvestia.ru/culture/article24040/ 
Слепышев, А. (2004). Рукотворная Красота. Москва: Материк.
Slepyshev.ru. (n.d.). Анатолий Слепышев. [online] Available at: http://slepyshev.ru/biography
Заславский, Г. and Слепышев, А. (2003). Художник Выше Любого Общества. [online] www.old.russ.ru/culture. Available at: http://old.russ.ru/culture/vystavka/20030624_sle.html

Anatoly Stepanovich Slepyshev

Anatoly Stepanovich Slepyshev

1932 —2016
  • Honored artist of Russia
Anatoly Slepyshev was a distinguished Russian artist and a recognised master who had a great talent and a distinctly recognisable style that cannot be confused with anyone. The most characteristic feature of his paintings is a swirl, maelstrom of colourful formations, vigorously, rapidly, almost frantically put on canvas in a burst of sudden emotion, of spontaneous sensuality. The artist brilliantly managed to blend the subjects of the Russian hinterland, simple village life with horse-driven carriages, small humble churches and familiar landscapes with refined, pompous images of French Rococo, the atmosphere inherent in the works of Jean-Antoine Watteau. This liberal, highly personal interpretation of the sophisticated French motifs of the XVIII century, processed by means of dashing Russian folklore, sometimes even containing vulgar, staggering elements, is very typical for many works by Slepyshev.

The artist was born on July 3, 1932, in a tiny village of Lopatino, Penza region. When Slepyshev was thirteen years old, his family moved to the Ural area, in the city of Nizhny Tagil, where from 1953 to 1954 Slepyshev studied at the Nizhny Tagil Art and Industrial School. After military service, in 1958, Slepyshev moved to Moscow. The artist was able to pursue his artistic training, now with Leonid Shipov, and then with A. Deineka at the Moscow State Art Institute. V. I. Surikov. Slepyshev's acquaintance with A. Fonvizin and a visit to the artist's studio, while still being a student, in 1962 was an influential episode in Slepyshev's creative life. In general, the 1960s have been very productive and fruitful years for Slepyshev's career, when he could deepen his understanding of art and how it is being produced. He was a frequent visitor to the artists' studios. Especially those artists, that were officially rejected, undesirable by their country. He was browsing through the private collections of Moscow and Leningrad as developing his artistic horizons. In the mid-1960s, Slepyshev was influenced by a unique master of monumental art B. Chernyshov as he attended Chernyshov's classes in the artist's studio. Slepyshev has stated, that from the moment that he got into the Surikov Institute and further, throughout his life, he constantly was trying to develop themes for his art. The artist stated: 'I develop these topics without coming to an end, because it is not about the topic, but about the tasks that I put into solving these topics. And these tasks can be seen as unsolvable; they can constantly be developed.' This eternal search, restless dynamics and endless experiment has played a profound role in Slepyshev's success.

After graduation, the artist has taught painting in secondary schools, made fresco paintings and created decorative compositions as commissions for public buildings in Moscow, worked in restoration workshops of the Kremlin, held the position of an artist-designer in the V. I. Lenin library. At the same time, his first solo exhibition was held. In 1967, he joined the Union of Artists of the USSR at the Moscow branch and began to take part in numerous shows both in his country and abroad. The most productive period of Slepyshev's work came when the artist was able to organise his studio in the former Gum warehouse on Kuibyshev street in 1968. Also, since 1968, the artist has begun to use graphics as a new medium, creating his first series of graphic works with pen and ink. In the 1970s, Slepyshev's art has made a new turn: the artist's works have become lighter, airy as if radiating light and made in neutral colours. Slepyshev was experimenting with techniques and media: watercolour appears in his pen drawings, phantasmagorical, fantastic motifs emerge, and exceptional softness, a sort of gracefulness settles in the works. In 1977, he held a solo exhibition in the private apartment of an art critic Leonid Bazhanov. In the 1980s, the artist almost abandoned the drawings of pen and ink and appealed more and more to the technique of watercolour, gouache and pencil.

In the late 1980s, Slepyshev became interested in biblical themes, as well as worked on a series of 'Russian Poets' and worked on urban and historical themes. The artist began his journey through Europe in 1989: first Germany, then Austria, and France. He lived and worked tirelessly in Paris from 1990 to 1996, creating during this period about 30 paintings and 50 graphic works dedicated to the Russian village, which had a stunning success in France. Briefly returning to his homeland at the time after perestroika, Slepyshev has attempted to revive in Moscow free creative art workshops, but unsuccessfully, which resulted in the artist's early departure to Paris. Slepyshev was a corresponding member of the Russian Academy of Arts and an artist, who during 1966 - 2001 held more than a hundred solo exhibitions in Russia and abroad. Today Slepyshev's works can be found in the collections of the Tretyakov Gallery, the Russian Museum, the Pushkin Museum, the Museum of Moscow History, the new gallery - collection Ludwig (Germany), the Zimmerli Museum (USA), the Museum of Peter Ludwig (Germany), Kostaki gallery (Greece) and other museums, as well as in private collections. Slepyshev died after a long illness on April 13, 2016, in Moscow, at the age of 83 years.

Bibliography: (2002). Великолепный деревенщик - Известия. [online] Available at: 
Слепышев, А. (2004). Рукотворная Красота. Москва: Материк. (n.d.). Анатолий Слепышев. [online] Available at:
Заславский, Г. and Слепышев, А. (2003). Художник Выше Любого Общества. [online] Available at: