Каталог
Андрей Андреевич Мыльников

Андрей Андреевич Мыльников

1919 —2012
  • Сталинская премия (1951)
  • Государственная премия СССР (1977)
  • Золотая медаль АХ СССР (1981)
  • Ленинская премия (1984)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963)
  • Народный художник РСФСР (1968)
  • Народный художник СССР (1976)
梅尔尼科夫

Андрей Мыльников - один из самых успешных советских русских художников, ставший признанным классиком русской реалистичной школы второй половины XX века еще при жизни, монументалист и одновременно лирический живописец, а также, чуткий, талантливый педагог, воспитавший более 500 живописцев и возглавлявший более 60-ти лет монументальную мастерскую, а также, кафедру живописи и композиции в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Всю свою жизнь Мыльников экспериментировал в нескончаемом поиске, в погоне за идеалом, переделывая по множеству раз одни и те же картины, сюжеты, добиваясь передачи замысла. Несмотря на влечение к новаторскому и неизведанному, традиции мирового искусства всегда имели огромное значение для Мыльникова. Масштаб его художественной деятельности необычайно широк: он работал и над портретами, натюрмортами, графическими произведениями, мозаикой, а также, занимался монументальными росписями, скульптурой, и создавал панно. Андрей Андреевич родился 22 февраля 1919 года в городе Покровск (теперь Энгельс), Саратовской области, в России в семье инженера-строителя, начальника Тамбовских вагоностроительных мастерских. Своего отца, Андрея Константиновича Мыльникова, художник никогда не видел. На долю семью выпало большое горе - отца Андрея Андреевича расстреляли большевики в 1918 году в Тамбове. Мать художника, Вера Николаевна Мыльникова (в девичестве Ухина), происходила из зажиточной купеческой семьи и была женщиной образованной. Вместе с маленьким Андреем она была вынуждена уехать в Москву в 1930 году из-за несправедливого сокращения на работе, а затем и в Ленинград, где пережила блокаду. Вера Николаевна всегда всячески поддерживала образование сына и его тягу к живописи.

После окончания средней школы, Андрей Андреевич поступил в Институт Живописи, Скульптуры и Архитектуры имени И. Е. Репина в 1940 году на архитектурный факультет. Мыльников учился у Г. И. Котова, Л. В. Руднева, А. С. Никольского. Еще в детстве, занимаясь в художественной студии, Мыльникову посчастливилось познакомиться с выдающимся художником К. С. Петровым - Водкиным. Спустя год после начала учебы, Андрей Андреевич переводится на отделение живописи, где его наставниками становятся В. А. Оболенский, Б. А. Фогель и П. С. Наумов. В годы войны Мыльников участвовал в обороне блокадного Ленинграда, но в 1942 году был эвакуирован в Самарканд будучи в последней стадии дистрофии. Окончив институт в 1946 году с дипломной работой монументального жанра "Клятва балтийцев", которая получила крайне высокую оценку, Мыльников вступает на путь профессионального художника с регулярным участием в российских, всесоюзных и зарубежных выставках, государственными заказами на монументальные произведения, и непрестанным трудом над картинами. Художник был награжден медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941- 1945 гг." и "За оборону Ленинграда" в том же году. Мыльников вступает в Ленинградский Союз Художников. Вскоре Андрея Андреевича приглашают к работе над оформлением Московского Советского Дворца Съездов. В 1947 году Мыльников возвращается в Институт имени Репина для продолжения учебы в аспирантуре под руководством И. Е. Грабаря и В. М. Орешникова. Мыльников принимает участие во всесоюзной выставке "празднования 30-летия создания Советской Ленинской Коммунистической Лиги".

В целом, Мыльников успешно занимал множество постов и должностей таких как председатель комитета по масляной живописи федерального объединения художников России в Ленинградском отделении с 1948 по 1950 год, заместитель председателя федерального объединения художников России в том же Ленинградском отделении (избран в 1953 году), в 1954 году избирается членом Совета Российской Ассоциации художников, также избран представителем на первой Советской конференции художников в 1957 году, а в 1958 году избран председателем Совета Ассоциации советских художников, и многие другие. Андрей Андреевич был награжден званием Героя Социалистического Труда, получил орден Ленина и орден Дружбы народов, а также, был отмечен орденами III и IV степеней "За заслуги перед Отечеством". Академическая карьера художника быстро пошла в гору: он начал преподавать еще в 1947 году, в 1957 году ему присваивают статус Профессора Академии Художеств имени Репина. Особенно продуктивными для монументальных произведений искусства были 50-е и 60-е годы в карьере художника. Мыльников создавал мозаики и делал росписи для станций метро в Петербурге "Владимирская" и "Площадь Ленина", общественных зданий Ленинграда, таких как Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева, аэропорта, Кремлевского дворца съездов, Мемориального зала памятника героическим защитникам, Дома Советов РФ в Москве, и т. д. Мыльников много лет и труда отдал на тщательное изучение мозаики и ее технических аспектов. Чтобы достигнуть совершенства и максимальной выразительности в своих мозаичных панно, художник ездил в Киев и скрупулезно исследовал мозаики Софийского собора, делая бесчисленные копии. Неоднократно Андрей Андреевич возвращался к образу Ленина в мозаичных работах: монументальный портрет вождя для зала заседаний Дворца съездов в Кремле, мозаичное панно "Ленин", созданное в 1958 году вместе с А. Л. Королевым, для станции метрополитена, портрет Ленина в технике флорентийской мозаики 1964 года. Успех художника четко прослеживается не только в его родной стране, но и за границей. Помимо московских и ленинградских выставок, художник многократно участвовал в выставках советских художников в Китае, Германии, Египте, Афганистане, Болгарии, Венгрии, Румынии, Италии, Франции, Японии, и других странах. Мыльников также принимал участие в Венецианской Биенале в 1960 году.

После посещения Испании в 1974 году, художник вернулся вдохновленным идеей о триптихе "Испания", который в 1981 году принес ему золотую медаль Академии художеств и Ленинскую премию. Персональные выставки художника проходили в Государственном Русском музее, в залах Академии художеств СССР, в музее Академии художеств, в его родном городе Покровске, а также, в Австрии, Германии и Китае. Теперь его работы хранятся в самых крупных и известных коллекциях: Государственный Русский Музей, Музей Современного Искусства в Москве, Государственная Третьяковская галерея, музей Академии Художеств, галерея З. К. Церетели, Смоленская картинная галерея, а также в других общественных и частных коллекциях в России и в других странах Европы, США и Азии. Множество его работ были переданы в Покровск, где с 2004 года открыта галерея имени художника. Активность Мыльникова не ограничивалась художественной сферой, он был также и общественно-политическим деятелем: с 1989 по 1991 год его избирали народным депутатом. С 1997 года Мыльников занимал пост вице-президента Российской Академии Художеств. Художник умер 16 мая 2012 года в Санкт-Петербурге в возрасте девяносто-трех лет. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.


Источники:

Андросова М.И. (1989) Андрей Мыльников. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. Ленинград: Государственный Русский музей.
Каганович А.Л. (1986) Андрей Андреевич Мыльников. Ленинград: Художник РСФСР.
Мыльников А.А. (1977) Андрей Мыльников. Ленинград: Аврора.
(n.d.) "Биография Мыльникова А. А." [online] А. Мыльников Available at: http://andreymylnikov.com/about-painter/biography/

Inventory
Andrei Andreevich Mylnikov

Andrei Andreevich Mylnikov

1919 —2012
  • Stalin Prize winner (1951)
  • State prize of the USSR (1977)
  • Gold medal of the USSR Academy of Arts (1981)
  • Lenin Prize winner (1984)
  • Honoured Artist of the RSFSR (1963)
  • People's Artist of the RSFSR (1968)
  • People's Artist of the USSR (1976)
梅尔尼科夫

Andrei Mylnikov is one of the most successful Soviet Russian artists, who, already during his own lifetime, has become an acknowledged classic of the Russian realistic school of the second half of the XX century; a monumentalist and, at the same time, an artist who created touching, emotional works; a thoughtful, gifted teacher who educated more than 500 painters and headed a studio of Monumental Painting and the Department of Painting and Composition at the Repin Institute of Painting, Sculpture and Architecture for more than 60 years. Throughout his life, Mylnikov was experimenting in an endless quest in the pursuit for the ideal, continually reworking same paintings all over again in order to convey his artistic vision more precisely. Despite his longing for innovation and the unknown, the traditions of European art have always been of great importance for Mylnikov. The scale of his artistic interests and media that he used is extensive: he created portraits, still lifes, landscapes, graphic works, mosaics, monumental paintings and panels, sculpture. Andrei Andreevich was born on February 22, 1919, in the city of Pokrovsk (now Engels), Saratov region, in Russia in a family of the civil engineer, the chief of Tambov railcar-building workshops. The artist never saw his father, Andrei Konstantinovich Mylnikov. The family has experienced the great sorrow - the father of Andrei Andreevich was shot by the Bolsheviks in 1918 in Tambov. The artist's mother, Vera Nikolaevna Mylnikova (formerly Ukhina), came from a wealthy merchant family and was an educated woman. Together with little Andrei, she was forced to leave for Moscow in 1930 because she had been unfairly dismissed from work, and then they moved to Leningrad, where she survived the blockade. Vera Nikolaevna has always strongly supported the education of her son and his craving for painting.

After graduating from high school, Andrei Andreevich was admitted to the Repin Institute of Painting, Sculpture and Architecture in 1940 at the Faculty of Architecture. Mylnikov studied under the guidance of G. I. Kotov, L. V. Rudnev, and A. S. Nikolsky. As a child, while studying in the art studio, Mylnikov was fortunate enough to meet with the renowned artist K. S. Petrov - Vodkin. After studying for a year, Andrey Andreevich was transferred to the Department of Painting, where his mentors were V. A. Obolensky, B. A. Fogel and P. S. Naumov. During the war, Mylnikov participated in defence of the sieged Leningrad, but in 1942, being in the last stage of dystrophy, he was evacuated to Samarkand. In 1946, after graduating from the Institute with a diploma work of the monumental genre "Oath of the people of Baltics", which was highly appreciated, Mylnikov has embarked on the path of a professional artist with regular participation in Russian, all-Union and international exhibitions, grand state orders for monumental works, and continuous, tireless work on paintings. The artist was awarded medals "For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941 - 1945" and "For the Defence of Leningrad" in the same year. Also, in 1946, Mylnikov joined the Leningrad Union of Artists. Soon Andrei Andreevich was invited to work on the design of the Moscow Soviet Palace of Congresses. In 1947, Mylnikov returned to the Repin Institute to continue his studies in graduate school under the direction of I. E. Grabar and V. M. Oreshnikov. During that period, Mylnikov took part in the all-Union exhibition "Celebration of the 30th anniversary of The Soviet Lenin Communist League".

Overall, Mylnikov has successfully held numerous positions of authority at the Institute and the cultural sector: among many other positions he was a Chairman of the Oil Painting Committee of the Federal Association of Artists of Russia of the Leningrad branch from 1948 to 1950, a Deputy Chairman of the Federal Association of Artists of Russia of the Leningrad branch (elected in 1953), in 1954 he was elected as a member of the Council of the Russian Association of Artists, and he also was elected as a representative at the First Soviet Artists' conference in 1957, and in 1958 Mylnikov was appointed Chairman of the Council of the Association of Soviet artists. Andrei Andreevich was awarded the title of Hero of Socialist Labour received the Order of Lenin and the Order of Friendship of People and was awarded the Order of III and IV degrees "For Services to the Fatherland". The artist's academic career has quickly become a successful one: he began teaching in 1947, and in 1957 he was awarded the status of Professor of the Academy of Arts. The 1950s and 1960s were particularly productive years for the artist's monumental works. Mylnikov has created mosaics and made paintings for the underground stations "Vladimirskaya" and "Lenin Square" in St. Petersburg, public buildings of Leningrad, such as the Theatre of Young Spectators named after A. A. Bryantsev, the airport, the Kremlin Palace of Congresses, the Memorial Hall of the Monument to the Heroic Defenders, the House of Soviets of the Russian Federation in Moscow, etc. Mylnikov has spent many years of work on a thorough study of the mosaics and its technical aspect. In order to achieve perfection and maximum expressiveness in his mosaic panels, the artist went to Kiev and scrupulously studied the mosaics of St. Sophia Cathedral, making countless copies. Andrei Andreevich has repeatedly returned to the image of Lenin in his mosaics works: a monumental portrait of the leader for the Conference Hall of the Palace of Congresses in the Kremlin, a mosaic panel "Lenin" created in 1958 together with A. L. Korolev for the underground station, a portrait of Lenin of 1964 in the technique of the Florentine mosaic. The artist's success is clearly notable not only in his home country but also abroad. In addition to Moscow and Leningrad exhibitions, the artist has regularly participated in exhibitions of Soviet artists in China, Germany, Egypt, Afghanistan, Bulgaria, Hungary, Romania, Italy, France, Japan, and other countries. Mylnikov also took part in the Venice Biennale in 1960.

After visiting Spain in 1974, the artist was inspired with the idea of the triptych called "Spain" and which in 1981 brought him the gold medal of the Academy of Arts and later The Lenin Prize. Solo exhibitions of the artist were held in the State Russian Museum, in the halls of the Academy of Arts of the USSR, in the Museum of the Academy of Arts, in his hometown of Pokrovsk, as well as in Austria, Germany and China. Today his art is stored in the largest and most famous collections of Russia: The State Russian Museum, the Museum of Modern Art in Moscow, the State Tretyakov gallery, the Museum of the Academy of Arts, Gallery of Z. K. Tsereteli, Smolensk art gallery, as well as in other public and private collections in Russia and in other countries of Europe, USA and Asia. Many of his works were transferred to Pokrovsk, where since 2004 the artist's personal gallery was opened. Mylnikov's activity was not limited to the artistic sphere. He was also a public and political figure: from 1989 to 1991 he was elected as a people's deputy. Since 1997, Mylnikov held the post of Vice-President of the Russian Academy of Arts. The artist died on May 16, 2012, in St. Petersburg at the age of ninety-three years. He is buried at Literatorskie Mostki at the Volkov cemetery in St. Petersburg.

Bibliography:

Андросова М.И. (1989) Андрей Мыльников. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. Ленинград: Государственный Русский музей.
Каганович А.Л. (1986) Андрей Андреевич Мыльников. Ленинград: Художник РСФСР.
Мыльников А.А. (1977) Андрей Мыльников. Ленинград: Аврора.
(n.d.) "Биография Мыльникова А. А." [online] А. Мыльников Available at: http://andreymylnikov.com/about-painter/biography/