Каталог
Андрей Андреевич Тутунов

Андрей Андреевич Тутунов

1928
  • Премия МОСХа и МК ВЛКСМ (1957). Заслуженный художник РСФСР (1976)
  • Диплом Совета Министров РСФСР (1977)
  • Серебряная медаль Российской академии художеств
  • Народный художник РСФСР (2004)
  • Академик
Андрей Андреевич Тутунов - признанный русский художник, выдающийся представитель Советского искусства 1960-х годов и московской школы живописи, мастер подлинно русского характера. Он энергично продолжает традиции Союза русских художников в своих работах, прежде всего ссылаясь на Константина Коровина, Абрама Архипова и Константина Юона. Тутунов родился 28 января 1928 года, в Москве. В 1941 - 1948 годах художник учился в Московском Государственном Художественном Училище под началом В. В. Почиталова. Школа сыграла ключевую роль в художественном воспитании Тутунова. Художник впитал любовь к русскому искусству XIX века и научился ценить художественное наследие Союза русских художников. Во время летней стажировки школа привила своим ученикам трепетное отношение к определенным темам отображения русской жизни. Она научила их не искать очевидные, громкие, претенциозные темы, а видеть чистые, непритязательные русские пейзажи и тихие, простые деревни в духе В. Серова и провинциальные города в их суете повседневной жизни. Это качество, умение видеть и оценить что-то поэтическое и возвышенное в мирской, повседневной жизни, прочно закрепилось в последующей художественной карьере Тутунова и стало одним из его самых характерных черт.

Тутунов поступил в Художественный Институт им. Сурикова в 1949 году, где преподавал М. И. Курилко и в. г. Цыплаков. Он начал участвовать в выставках в 1953 году. В то время Институт Сурикова уже сделал резкий поворот к старой академической системе обучения начала XIX века, где предпочтение отдавалось рисованию и живописи с предписанной интерпретацией. Для молодых художников, таких как Тутунов, началась борьба за свой путь в искусстве. Тутунов окончил институт в 1964 году и увлекся поисками выражения повседневной жизни простых крестьян, рыбаков, сельской интеллигенции в труднодоступных местах своей родины. Тутунов отдал почти пятьдесят лет своей работы русской глубинке, маленьким, провинциальным городам и сельским пейзажам. В то же время, он начал изучать сочетание пейзажных и жанровых сцен. В самых известных картинах Тутунова человек и природа неотделимы друг от друга, они образуют единое целое. Сам художник утверждал: "Природа для меня это алтарь Божий. Рисовать природу - это благоволение Божье и великое удовольствие." С 1960 года Тутунов преподавал в своей художественной мастерской. C 1960 по 1961 год жил в городе Переславль-Залесский, где был художественным руководителем на творческой даче имени русского художника Дмитрия Кардовского. Когда художник только закончил учебу, его картины были наполнены романтическим, жизнерадостным, идеалистическим ощущением. Однако, в 1970-х годах подход Тутунова сильно изменился, и его произведения стали выражать неоднозначные настроение, чувство растерянности и мрачную атмосферу. В 1980-х годах художник обратился к религиозно-философским темам, в результате которых, картины стали полны метафор, аллегорий и символизма. Эти работы указывают на метания художника в духовном поиске и стремление к пониманию сущности бытия.

Персональные выставки Тутунова проходили в Москве в 1972, 1977, 1982, 1987 годы. В 1977 году он был удостоен звания заслуженного художника РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) и в 2000 году стал действительным членом Российской Академии Художеств. Тутунов сейчас живет и работает в Москве. Работы Тутунова выставлены во многих национальных музеях, включая Третьяковскую Галерею в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и другие музеи искусств, а также во многих частных коллекциях в России и за рубежом.


Источники:
Белинский, П. (n.d.). "Живописец Андрей Тутунов." [online] Belinski.ru. Available at: http://belinski.ru/site/index/32
Кончин, Е. (2002). АНДРЕЙ ТУТУНОВ: "Художники, оказывается, народ живучий...." Культура, [online] 42(7349). Available at: http://lamerye.narod.ru/pages/history_2.htm
Манин, В. and Тутунов, А. (1972). Андрей Тутунов. Художники шестидесятых годов. Москва: Советский художник.

Inventory
Andrey Andreevich Tutunov

Andrey Andreevich Tutunov

1928
  • Prize of Moscow’s Artists’ Union and the Moscow Committee of the VLKSM (1957)
  • Diploma of the Soviet of Ministries of the Russian Federation (1977)
  • Silver medal of the Russian Academy of Arts
  • People’s Artist of the Russian Federation (2004)
Andrei Andreevich Tutunov is the recognised Russian artist, the outstanding representative of the Soviet art of the 1960s and Moscow school of painting, the master of genuinely Russian character. He ardently continues the traditions of the Union of Russian Artists in his works, primarily referring to Konstantin Korovin, Abraham Arkhipov and Konstantin Yuon. Tutunov was born on January 28, 1928, in Moscow. The artist studied in the Moscow State Art School under the mentorship of V.V. Pochitalov during 1941 - 1948. The school has played a pivotal role in Tutunov' artistic education. Tutunov has taken up this love for Russian art of the nineteenth century and learned to appreciate artistic heritage of the Union of the Russian Artists. During the summer internship the school brought fondness in its students for specific themes of Russian nature: it taught them not to look for obvious, ostentatious subject matters, but just for pure, unassuming Russian landscapes and quiet, simple villages in the spirit of V. Serov and provincial towns in their hustle and bustle of everyday life. This quality of finding something poetical and sublime in a mundane life has firmly stayed with Tutunov in his subsequent artistic career and has become one of his most characteristic features.

Tutunov entered the Surikov Artistic Institute in 1949 and was taught by M.I. Kurilko and V.G. Tsyplakov. He began exhibiting in 1953. At that time, The Surikov Institute had already made a sharp turn to the old academic system of learning of the early nineteenth century, where preferences were given to drawing and painting with a prescribed interpretation. For young artists, such as Tutunov, the struggle for their way in art has begun. He graduated from the Institute in 1954 and took an interest in the representation of everyday life of simple peasants, fishermen, village intellectuals in remote places of his motherland. Tutunov has given almost fifty years of his work to the Russian countryside and its small provincial towns and rural landscapes. He started to explore the combination between landscape and genre scenes at that time. In the most famous paintings of Tutunov, man and nature are inseparable from each other, they form a single whole together. The artist himself says that, 'The nature for me is the God's altar. To paint nature is the God-blessed favour and a great pleasure'. Since 1960, he had taught in his artistic studio. He lived in Pereaslavl Zalessky from 1960 to 1961, where he was an artistic director at the creative Dacha named after a Russian artist Dmitry Kardovsky. When the artist has just finished his studies, his paintings were imbued with romantic, cheerful, idealistic attitude. However, in the 1970s, Tutunov's approach has changed and his works express mixed, ambiguous feelings, a sense of confusion, and gloomy atmosphere. In the 1980s, the artist turned to religious and philosophical themes which resulted in his paintings full of metaphors, allegories and symbolism. These paintings give a strong feeling of a spiritual search and the artist's strivings for understanding of the essence of existence.

Tutunov's solo exhibitions were held in Moscow in 1972, 1977, 1982, and 1987. In 1977 he was awarded the rank of Honoured Artist of RSFSR (the Russian Soviet Federative Socialist Republic) and became a full member of the Russian Academy of Arts in 2000. The artist now lives and works in Moscow. Tutunov's works can be found in numerous national museums including the Tretyakov Gallery in Moscow, the State Russian Museum in St. Petersburg, and other museums of arts as well as many private collections in Russia and abroad.


Bibliography:
Белинский, П. (n.d.). "Живописец Андрей Тутунов." [online] Belinski.ru. Available at: http://belinski.ru/site/index/32
Кончин, Е. (2002). АНДРЕЙ ТУТУНОВ: "Художники, оказывается, народ живучий...." Культура, [online] 42(7349). Available at: http://lamerye.narod.ru/pages/history_2.htm
Манин, В. and Тутунов, А. (1972). Андрей Тутунов. Художники шестидесятых годов. Москва: Советский художник.