Каталог
Дмитрий Аркадьевич Налбандян

Дмитрий Аркадьевич Налбандян

1906 —1993
  • Лауреат Сталинской премии (1946; 1951)
  • Лауреат Ленинской премии (1982)
  • Член-Корреспондент АХ СССР (1947)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951)
  • Академик АХ СССР (1953)
  • Народный художник Армянской ССР (1965)
  • Народный художник СССР (1969)
  • Герой Социалистического Труда (1976)
Дмитрий Налбандян - видный советский художник армянского происхождения, который в высшей степени добился официального признания в своем государстве; приверженец жанра Социалистический Реализм и мастер парадного портрета, изображавший многих представителей партийной элиты. Начало творческой карьеры Налбандяна выпало на 1930-е годы, время, когда в художественной сфере началась активная перестройка и Соцреализм начал активно набирать обороты. Налбандян работал в области графики, рисовал портреты, натюрморты и пейзажи, создавал картины на исторические темы. Неоднократно художник возвращался к образу И. В. Сталина и его биографии, что сыграло решающую роль на пути к успеху и признанию. В своем творчестве художник старался передать облик советского человека и важные эпизоды жизни Советского Союза, воплощая идеологию партии и следуя призывам формирования нового гражданина и построения нового общества в рамках социализма.

Налбандян родился 15 сентября 1906 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) в бедной рабочей семье. Его отец, уроженец Грузии, работал кочегаром в поселке Земо-Авчалы, рядом с Тифлисом, а, затем, переехал в Тифлис и устроился в железнодорожные мастерские. Сильные впечатления, оставившие след в творчестве художника, ожесточенной борьбы закавказских большевиков с царизмом, как раз берут свое начало в детстве, когда отец художника приводил домой революционно настроенных рабочих. Еще когда мальчик учился в русской гимназии, его художественные способности заметил учитель рисования. Родители также активно поддерживали занятия рисованием. Налбандян любил копировать открытки и иллюстрации из журнала "Нева". В 1918 году отец Налбандяна был расстрелян, и, чтобы поддерживать финансовое положение семьи, мальчику, как самому старшему ребенку в семье, пришлось бросить школу и отправиться работать на кирпичный завод. Несмотря на тяжелый физический труд, интерес Налбандяна к искусству и тяга к рисованию продолжали расти. Так, переехав в 1920 году в Ленинакан, юноша начал посещать местный художественный кружок. Вернувшись в Тбилиси в 1922 году, он поступил в подготовительную художественную школу имени Склифасовского. Художник все же не мог оставить физических труд полностью, так как нуждался в заработке. Налбандян подрабатывал подручным в мастерской скульптора Хмелевского, который всячески поддерживал талантливого юношу. В 1924 году, после окончания трудовой и художественной школы, Налбандян поступил в Академию Художеств в Тбилиси, где на юного художника оказывают колоссальное влияние его преподаватели, Е. Е. Лансере и Е. М. Татевосян. После окончания Академии в 1924 году, художник уезжает работать в мультипликационную мастерскую на кинофабрике в Одессе, а затем обосновывается в Москве, где продолжает работу на киностудии в "Межрабпомфильм". Посещение Москвы и Ленинграда, в особенности визиты в Эрмитаж и Русский музей, произвели неизгладимое впечатление на Налбандяна. Художник вдохновляется работами мастеров-реалистов И. Е. Репина, В. И. Сурикова, А. А. Иванова, В. А. Серова, и все больше уверяется в своем желании следовать русской реалистичной живописной традиции в своем творческом развитии, несмотря на популярное формалистское течение в искусстве 1920-х и 1930-х годов в Тбилиси, уходящее истоками к Парижской школе живописи и современным западным нововведениям.

Все же, несмотря на работу на киностудии, Налбандян никогда не забрасывал свои любимые занятия живописью. В 1936 году он участвует в выставке "К истории большевистских организаций в Закавказье" с исторической картиной, наполненной революционным настроением, в которой фигурирует Сталин. Налбандян становится регулярным участником всех основных советских художественных выставок. Во время Второй Мировой войны художник уезжает в Ереван, в Армению, где работает в сфере массовой пропаганды, возглавляя выпуски "Окон ТАСС" и создавая политические плакаты и карикатуры. Налбандян не раз посещает военный фронт, где получает материал для своих работ. Особенно продуктивными были для художника годы после войны, когда он беспрерывно работал над своими наиболее известными и удачными произведениями, находясь уже в периоде своей творческой зрелости. Налбандян особенно много работал в портретном жанре в этот момент своей карьеры: он запечатлел множество деятелей армянской культуры. В 1944 году художник возвращается в Москву, где продолжает создавать портреты, писать картины на исторические темы, и в особенности, раскрывает революционную тематику, а также, увлекается поиском образа Сталина в своих произведениях. 1945 - 1949 годы творчества художника можно охарактеризовать как обострение интереса к натуре, к пейзажу. Зимой 1946 года и осенью 1948 года Налбандян отправляется на рижское побережье, где очаровывается местной природой, что находит выражение в целой серии работ. Пейзажи художника воспевают красоту Крыма, Кавказа, Армении, Подмосковья. Из своих поездок в Болгарию, Италию, Францию, Грецию, Испанию, Японию и Индию, Налбандян также привозит множество зарисовок, этюдов, законченных работ. В более поздние годы жизни художника, его персональные выставки успешно происходили не только в Советском Союзе, но и в ГДР (1972), Финляндии (1977), Японии (1978), Франции (1979, 1983). Налбандян умер 2 июля 1993 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. Произведения художника хранятся в крупнейших музеях России: в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее современной истории России. Один из автопортретов художника находится в галерее Уффици, во Флоренции.
Источники: 

Бабенчиков, М., В. (1950) Дмитрий Аркадьевич Налбандян. Москва: Искусство.
Лапунова, Н., Ф. (1968) Дмитрий Аркадьевич Налбандян. Москва: Советский Художник.
Парамонов, А., В. (1986) Дмитрий Налбандян. Альбом. Москва: Изобразительное Искусство.
Толстой, В., П. (1955) Д. А. Налбандян. Москва: Советский Художник.

Inventory
Dmitry Arkadyevich  Nalbandyan

Dmitry Arkadyevich Nalbandyan

1906 —1993
  • Laureate of the Stalin prize (1946; 1951)
  • Laureate of the Lenin prize (1982)
  • Corresponding member of the USSR Academy of Arts (1947)
  • Honoured artist of the RSFSR (1951)
  • Academician of the USSR Academy of Arts (1953)
  • People's artist of the Armenian SSR (1965)
  • People's artist of the USSR (1969)
  • Hero Of Socialist Labour (1976)
Dmitry Nalbandyan was a prominent Soviet artist of Armenian origin, who has achieved the highest degree of official recognition in his country; a fervent follower of the Socialist Realism genre and a master of a formal portrait, who has depicted many representatives of the Communist Party elite. The beginning of Nalbandyan's artistic career happened to be during the 1930s, the time when active restructuring in the artistic sphere has begun, and Social Realism started to gain its momentum. Nalbandyan has worked in the field of graphics; he painted portraits, still lifes and landscapes as well as created paintings on historical themes. The artist repeatedly returned to the image of Stalin and his biography, which played a crucial role on the way to success and recognition in Nalbandyan's career. In his work, the artist tried to convey the image of the typical Soviet man and reflect important episodes of the life of the Soviet Union, embodying the ideology of the Party and following the appeal for the formation of a new citizen and building a new society within Socialism.

Nalbandyan was born on September 15, 1906, in Tiflis (now Tbilisi) in an impoverished working-class family. His father, a native of Georgia, worked as a stocker in the village of Zemo Avchala, near Tbilisi, and then moved to Tbilisi and started working in the railway workshops. Strong impressions of the fierce struggle of the Transcaucasian Bolsheviks with tsarism, which left such a significant mark on the artist's work, are rooted in the artist's childhood when the Nalbandyan's father was often meeting with revolutionary workers at home. When the boy was studying in the Russian grammar school, his artistic abilities were noticed by the teacher of drawing. His parents were also very supportive of his urge for drawing. Nalbandyan enjoyed copying postcards and illustrations from "Neva" magazine. In 1918, Nalbandyan's father was tragically killed, and in order to maintain a decent financial situation in the family, the boy, as the oldest child, had to leave school and go to work at a brick factory. Despite the hard physical labour, Nalbandyan's interest in art and his desire to draw continued to grow. Thus, having moved to Leninakan in 1920, the young man began to visit the local art classes. Returning to Tbilisi in 1922, he entered the Sklifasovsky preparatory art school. The artist still could not discard the physical labour completely, as he needed to earn his living. Nalbandyan has helped in the studio of a sculptor named Khmelevsky, who supported the talented young man in every way. In 1924, after graduating from the art and labour schools, Nalbandyan entered the Academy of Arts in Tbilisi, where the young artist has become greatly influenced by his outstanding teachers, E. E. Lansere and E. M. Tatevosyan. After graduating from the Academy in 1924, the artist went to work in an animation studio at the film factory in Odessa and then settled in Moscow, where he continued to work at the film studio in "Mezhrabpomfilm". Visits to Moscow and Leningrad, especially to the Hermitage and the Russian Museum, have made a lasting impression on Nalbandyan. The artist was inspired by the works of masters-realists I. E. Repin, V. I. Surikov, A. A. Ivanov, V. A. Serov, and was becoming increasingly confident in his desire to follow the Russian realistic painting tradition in his creative development, despite the popular formalist trend in the art of the 1920s and 1930s in Tbilisi, which goes back to the Paris school of painting and modern Western innovations.

Despite working at the film studio, Nalbandyan never abandoned drawing and painting. In 1936 he participated in the exhibition "To the history of Bolshevik organisations in Transcaucasia" with a painting on historical topic filled with revolutionary mood, which featured Stalin. Nalbandyan has become a regular participant of all major Soviet art exhibitions. During the Second World war, the artist left for Yerevan, Armenia, where he worked in the field of mass propaganda, being in charge of "TASS Windows" and creating posters and satirical caricatures. Nalbandyan has visited the military front more than once, where he collected the necessary material for his paintings. The years after the war were especially productive for the artist, when he continuously worked on his most famous and successful works, being already in the period of his creative maturity. Nalbandyan also enthusiastically worked in the portrait genre at this point in his career: he has depicted many significant figures of Armenian culture. In 1944, the artist returned to Moscow, where he continued to create portraits and paintings with a historical subject matter, in particular, the revolutionary theme, as well as endlessly trying to capture the image of Stalin in his works. The artist's work of 1945-1949 reflects his increased interest in nature. Nalbandyan went to the Riga coast in the winter of 1946 and autumn of 1948, where he created a series of wonderful landscapes, expressing how he was charmed by the local nature. The artist's landscapes glorify the beauty of the Crimea, Caucasus, Armenia, as well as Moscow's countryside. Nalbandyan also brought numerous sketches, studies, and completed works from his trips to Bulgaria, Italy, France, Greece, Spain, Japan and India. In the later years of the artist's life, his personal exhibitions have been successful not only in the Soviet Union but also in the GDR (1972), Finland (1977), Japan (1978), France (1979, 1983). Nalbandyan died on July 2, 1993, in Moscow and was buried at Novodevichy cemetery. The artist's works are stored in the largest museums of Russia: the Tretyakov Gallery, the Russian Museum, the Museum of Modern History of Russia. One of his self-portraits can be found in the Uffizi gallery, in Florence.

Bibliography:

Бабенчиков, М., В. (1950) Дмитрий Аркадьевич Налбандян. Москва: Искусство.
Лапунова, Н., Ф. (1968) Дмитрий Аркадьевич Налбандян. Москва: Советский Художник.
Парамонов, А., В. (1986) Дмитрий Налбандян. Альбом. Москва: Изобразительное Искусство.
Толстой, В., П. (1955) Д. А. Налбандян. Москва: Советский Художник.