Каталог
Эрнст Иосифович Неизвестный

Эрнст Иосифович Неизвестный

1925 —2016
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
  • Орден Красной звезды
  • Орден почета
  • Медаль за отвагу
  • Почётный член Российской академии художеств

Эрнст Неизвестный - это легендарный русский скульптор, художник и важнейшая, ключевая фигура, активно участвовавшая в радикальных изменениях, которые происходили в мире советского искусства в 20 веке. Художник родился 9 апреля в 1925 году в Свердловске (ныне Екатеринбург), в Уральских горах в исключительной еврейской семье с богатой историей. Его выдающаяся мать, Белла Абрамовна Дижур, происходила из древнего, аристократического рода, восходящего к евреям-сефардам Испании пятнадцатого века и впоследствии к французским баронам D'Jour. Белла Абрамовна была поэтессой, автором детских книг, и биохимиком. Часто, в детстве, Неизвестный помогал матери в ее секретной, подземной лаборатории. Недаром у мальчика было такое удивительно большое количество птиц и грызунов. Отец художника, Иосиф Неизвестный, бывший офицер Белой Армии, происходил из сибирской военной семьи Кантонистов девятнадцатого века, процветавших в торговле. Он был известным педиатрическим хирургом и должен был скрывать свое происхождение, чтобы попасть в медицинскую школу в Томске. Еврейская кровь, семейная история, социально-экономическое положение поколений родителей художника являлись чрезвычайно проблематичными в то время в Советском Союзе. Когда Родился Неизвестный, его назвали Эриком, но когда он вступил в Красную Армию, то сменил имя на более взрослое, мужественное, по его мнению, "Эрнст". Он был умным, наблюдательным, проницательным ребенком с тонкой организацией души. На Неизвестного оказал ощутимое влияние круг общения его семьи и их философские разговоры, которые он слушал, и атмосфера их просвещенного дома. Более того, своим первым университетом он называл эти оживленные интеллектуальные дискуссии друзей своей матери.

С 1939 по 1942 год, в результате победы на республиканском конкурсе, Неизвестный учился в элитной школе для художественно одаренных детей Ленинграда, которая была переведена в Самарканд во время Второй Мировой Войны. Слабое здоровье Неизвестного не позволило ему быть призванным в армию и дало ему отсрочку. В 1942 году, после того, как его близкий друг погибает в бою, Неизвестный вызвался добровольцем в армию. Он служил офицером воздушно-десантных войск на 2-ом Украинском Фронте. Неизвестного объявили погибшим после того, как он был тяжело ранен в 1945 году в Австрии. Художник вернулся из состояния клинической смерти. Его мать даже получила официальное уведомление о смерти Неизвестного на поле боя, и, поскольку Неизвестный считался погибшим, он был посмертно награжден знаменитым Орденом Красной Звезды за героизм. После войны Неизвестный некоторое время преподавал рисование в Суворовском Военном Институте в Свердловске. Он предпринял безуспешную попытку поступить в Академию искусств им. Репина в Ленинграде, но из-за конфликта с директором школы для одаренной молодежи, его объявили persona non grata в такого рода заведениях. Неизвестный поступил на факультет скульптуры в Академию Художеств в Риге, Латвии, в 1946 году. Латвийская монументальная скульптура, и особенно блестящий латышский художник Карлис Зале, оказали положительное и мощное влияние на Неизвестного. Художник продолжил свое образование в Художественном Институте имени в. Сурикова в Москве, начиная с 1947 года и окончив институт в 1954. В то же время он изучал философию в Московском государственном университете. В 1955 году художник стал членом секции скульптуры Московского отделения Союза Советских художников и с тех пор стал регулярно показывать свои работы на групповых выставках.

Неизвестный известен также своей сильной личностью, бесстрашием и умением отстаивать свою позицию, не в последнюю очередь благодаря знаменитому противостоянию Никите Сергеевиче Хрущеву на 30-й юбилейной Московской секции выставки Советского Союза художников 1962 года. Хрущев сурово критиковал выставку и даже назвал многие работы "дегенеративными". Он яростно обвинял Неизвестного в том, что он понапрасну тратит металл, который крайне необходим отечественной промышленности. С тех пор Неизвестный находился в противоречиях с советскими властями и выставлять свои работы в Советском Союзе стало затруднительно для него. По иронии судьбы, в 1974 году художник был утвержден семьей Хрущевых для создания надгробного монумента для бывшего Советского лидера. В 1976 году Неизвестный эмигрировал из Советского Союза в Швейцарию, а затем в Соединенные Штаты. Работы художника выставлялись в Вене, Берлине, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Торонто и Москве. Неизвестный работал над многочисленными общественными памятниками, такими как "Памятник Всем Детям Мира" в Крыму, скульптура из нержавеющей стали "Прометей" в Тель-Авиве, бронзовая голова Дмитрия Шостаковича для центра Кеннеди в Вашингтоне, округ Колумбия, самая большая скульптура в мире "Цветок Лотоса" в Египте, памятник жертвам землетрясения 1964 года в Туркменистане, памятник поэтессе Анне Ахматовой в Санкт-Петербурге, etc. Музей Ватикана приобрел некоторые работы Неизвестного, связанные с религиозной тематикой. Он также преподавал искусство и философию в нескольких университетах в США, начиная с 1983 года. Художник также работал в качестве иллюстратора: он делал иллюстрации к произведениям Сэмюэля Беккета и к работам Данте. В 2004 году художнику был присвоен статус почетного члена Российской Академии Художеств. Монументальные героические скульптуры, напоминающие стиль брутализма, и полные динамики рисунки и картины художника ценятся во всем мире. Эти произведения искусства иллюстрируют борьбу плоти против мира, противоречия, испытания металлической и органической материи, многообразие, мир людей и машин. Художник умер 9 августа 2016 года, в Нью Йорке, в возрасте 91 года.


Источники:
Astrachan, A. "Why Khrushchev's Favorite Sculptor Chose Exile." New York Times, April 11, 1976
Berger, J. (1997) Art and Revolution. Ernst Neizvestny, Endurance, and the Role of Art. New York: Random House.
Egeland, E. (1984) Ernst Neizvestny: Life and Work. New York: Mosaic Press
Leong, A. (2002). Centaur: The Life and Art of Ernst Neizvestny. Lanham: Rowman & Littlefield.

Ernst Iosifovich Neizvestny

Ernst Iosifovich Neizvestny

1925 —2016

Ernst Neizvestny was a legendary Russian sculptor and a crucial pioneering figure actively participating in the radical changes that happened in the Soviet art world during the twentieth century. The artist was born on April 9, 1925, in Sverdlovsk (now Yekaterinburg), in the Ural Mountains in an extraordinary Jewish family with a deep history. His remarkable mother, Bella Abramovna Dizhur, came from an ancient, aristocratic lineage going back to Sephardic Jews of Spain from the fifteenth century and subsequently to French barons D'Jour. Bella was a poetess, an author of children's books, and a biochemist. As a child, Neizvestny used to assist his mother in her underground, private laboratory. No wonder the artist had such a surprisingly big collection of birds and rodents during his childhood. The artist's father, Iosif Neizvestny, a former White Army's officer, originates from a nineteenth-century Siberian military family of Cantonists who prospered in commerce. He was a renowned pediatric surgeon and had to conceal his background in order to get to the medical school in Tomsk. The artist's parents' Jewish ancestry, family histories, and socio-economic background were extremely problematic issues at that time in the Soviet Union. When Neizvestny was born, he was called Erik at first, and only when he joined the Red Army, he changed his name to more masculine, mature-sounding in the Russian language, 'Ernst'. He was an intelligent, observant, and perceptive child with a delicate soul. Neizvestny was deeply influenced by his family's circle and their philosophical conversations, that he used to listen, and the atmosphere of their intellectual home. Moreover, he has called his mother's friends' lively intellectual discussions as his first university.


During 1939 - 1942, as the result of his victory in a national competition, Neizvestny was studying at the elite school for artistically gifted children in Leningrad, which was transferred to Samarkand during the Second World War. Neizvestny's delicate health did not allow him to be drafted into the Army and gave him a deferment. In 1942, after his close friend was killed in combat, Neizvestny volunteered for the Soviet Army, serving as an airborne commando officer on the Second Ukrainian Front. He was considered to be dead after he had been critically injured in 1945 in Austria. Neizvestny was brought back from the state of clinical death. His mother even had received an official notice of Neizvestny's death on the battlefield and, as Neizvestny was assumed to be dead, he was awarded posthumously with a famous Order of the Red Star for heroism. Following the war, Neizvestny taught drawing at the Suvorov Military Institute in Sverdlovsk for some time. He made an unsuccessful attempt to enter the Repin Academy of Art in Leningrad, but because of his previous argument with the director of the School for Gifted Youths, he was not welcomed in such institutions. Neizvestny joined the faculty of sculpture at the Academy for Fine Arts in Riga, Latvia in 1946. Latvian monumental sculpture and exceptionally brilliant Latvian artist Karlis Zale had a positive and powerful effect on Neizvestny. The artist continued his education at Surikov Institute of Art in Moscow starting from 1947 and graduating in 1954. Also, simultaneously he was studying philosophy at the Moscow State University. In 1955, the artist became a member of the sculpture section of the Moscow branch of the Soviet Artists' Union and since then started to display his work regularly in group exhibitions.

The artist is also known for his forceful personality, fearlessness, and an ability to defend his position, not least due to a memorable confrontation with Nikita S. Khrushchev at the 30th anniversary of the Moscow section of the Soviet Artists' Union exhibition in 1962. Khrushchev harshly criticised the exhibition and even called a lot of works 'degenerative'. He furiously accused the artist of being wasteful of metal which is more needed for national industry. Since then, Neizvestny has been at odds with the Soviet authorities and found it difficult to exhibit his work in the Soviet Union. Ironically, in 1974, the artist was approached by the family of Khrushchev with a commission to create a tombstone for the former Soviet leader. In 1976, Neizvestny emigrated from the Soviet Union to Switzerland, and then, to the United States. The artist's work has been exhibited in Vienna, Berlin, New York, London, Paris, Locarno, and Moscow. Neizvestny worked on numerous public monuments commissions such as 'Monument for All the World's Children' in Crimea, a stainless-steel sculpture 'Prometheus' in Tel-Aviv, a bronze head of Dmitri Shostakovich for Kennedy Centre in Washington, DC, the largest sculpture in the world 'Lotus Blossom' monument in Egypt, a monument to the Victims of the 1964 Earthquake in Turkmenistan, a monument to poetess Anna Akhmatova in St. Petersburg, etc. The Vatican Museum has acquired some of his religious works. He also was teaching art and philosophy at some universities in the United States starting from 1983. The artist has worked as an illustrator: he did illustrations to Samuel Beckett's writings and Dante's 'Short Works'. In 2004 the artist was awarded a status of an honorary member of the Russian Academy of Arts. Neizvestny's large brutalist-heroic sculpture and vigorous drawings and paintings are highly valued in the art world. These works of art illustrate struggle, flesh against the spirit, contradiction, a challenge of metallic and organic matter, multiplicity and the world of humans and machines. The artist died on August 9, 2016, in Stony Brook, N.Y. at the age of 91.


Astrachan, A. "Why Khrushchev's Favorite Sculptor Chose Exile." New York Times, April 11, 1976

Berger, J. (1997) Art and Revolution. Ernst Neizvestny, Endurance, and the Role of Art. New York: Random House.

Egeland, E. (1984) Ernst Neizvestny: Life and Work. New York: Mosaic Press

Leong, A. (2002). Centaur: The Life and Art of Ernst Neizvestny. Lanham: Rowman & Littlefield.