Каталог
Евсей Евсеевич Моисеенко

Евсей Евсеевич Моисеенко

1916 —1988
  • Серебряная медаль АХ СССР (1962)
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1966)
  • Лауреат Ленинской премии (1974)
  • Лауерат Государственной премии СССР (1983)
  • Член-Корреспондент АХ СССР (1962)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963)
  • Народный художник РСФСР (1965)
  • Народный художник СССР (1970)
  • Академик АХ СССР (1973)
  • Герой Социалистического Труда (1986)
Евсей Моисеенко - талантливый советский живописец и виртуозный график с легко узнаваемым, неповторимым стилем, яркий представитель ленинградской школы живописи второй половины XX века, а также, педагог Института Живописи, Скульптуры и Архитектуры имени И. Е. Репина. Художник мастерски писал пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины в своей особой манере, которой свойственна ярко-выраженная графичность одновременно со свободной, смелой работой кистью, чистые цвета, искусная, удивительная композиция. Моисеенко родился 28 августа 1916 года в белорусской деревне Уваровичи в Гомельской области в простой крестьянской семье. Пятнадцатилетним подростком Моисеенко уезжает в Москву, чтобы встать на свой творческий путь. "Было фанатичное желание учиться", - вспоминает Моисеенко. В 1931 - 1935 годах Евсей Евсеевич учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина на отделении росписи по металлу и папье-маше. Благодаря этому училищу, Моисеенко получил возможность пройти производственную студенческую практику в известных центрах русского народного творчества и, особенно, лаковой живописи - в селах Жостово, Федоскино, Мстёра и Палех. Народное искусство и его традиции оказали большое влияние на становление художественной манеры Евсея Евсеевича: смелое настроение, яркость, новизна композиционных и цветовых решений пришли в творчество художника из декоративно-прикладного русского искусства. По словам самого художника, впечатления его детства, наполненные единением с природой, наблюдениями за крестьянским трудом, любопытством по отношению к судьбам односельчан, все то, что его окружало, были его первыми уроками в искусстве. Одаренный преподаватель живописи и специальных дисциплин в училище, Б. Н. Ланге, по словам самого художника, также внес значительный вклад в формирование Моисеенко как профессионального живописца. Ранние работы художника одобрили такие уважаемые мастера советской живописи как В. Н. Яковлев и И. И. Бродский.

В марте 1936 года молодой художник начал обучение во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде на факультете живописи. Для Моисеенко станковая живопись и ее принципы были новы, но благодаря умелым педагогам А. Е. Кареву, С. В. Приселкову и С. В. Абугову, художник быстро постигал законы композиции, техники рисунка и живописи, конструктивный "разбор" формы и цвета. На третьем курсе Моисеенко попадает в мастерскую к художнику с ярким темпераментом и сильным характером, А. А. Осмеркину, который значительно поспособствовал развитию таланта Евсея Евсеевича, указав ему какой большой силой обладает зрительное воображение и самостоятельное мышление в живописи. Образование юноши прервала война, в которой он принял участие с 1941 по 1945 год. Во время войны художник попадает в плен к немцам и до апреля 1945 года находится в концентрационном лагере в Альтенграбове. После освобождения советскими войсками, службы в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе и, в итоге, демобилизации, Моисеенко снова возвращается к живописи и заканчивает Академию. В 1947 году Государственная экзаменационная комиссия присвоила Моисеенко звание художника-живописца за исполнение дипломной картины "Генерал Доватор". В том же году он был принят в Союз советских художников в Ленинградском отделении. Так началась самостоятельная, профессиональная карьера художника. С 1948 года Моисеенко начинает участвовать в выставках, выставляясь впервые на Всесоюзной выставке работ молодых художников посвященной 30-летию ВЛКСМ. Впоследствии, Моисеенко будет регулярно принимать участие во множестве выставок как на родине, так и за рубежом, в таких городах, как Варшава, Токио, Монреаль, София, Хельсинки, Будапешт, Берлин, Дели, Кан-Сюр-Мер, Париж, Торонто, Нью-Йорк, Нью-Орлеан.

В 1953 году Евсей Евсеевич совершает поездки в Псков, Старую Лагоду, Новгород. Из всех своих поездок художник привозил множество этюдов, пейзажные мотивы, которых всегда отражают как сильно Моисеенко, выросший в деревне, понимал жизнь истинно русской природы. Моисеенко впервые в 1956 году избирают в члены правления и президиума бюро живописной секции Ленинградского отделения Союза советских художников. Это событие ознаменовывает стремительное восхождение Моисеенко к народной славе и официальному признанию. С тех пор, художник будет регулярно избираться в правление Союза художников РСФСР. С 1958 году Моисеенко начинает преподавать в Институте Живописи, Скульптуры и Архитектуры имени И. Е. Репина, возглавляя свою персональную мастерскую живописи, в которой он будет воспитывать поколения художников до самой своей смерти. В 1962 году Моисеенко был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Художник всегда имел тягу к путешествиям, и в 1963 году Евсей Евсеевич отправляется в Среднюю Азию. В том же году художнику присваивают звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а также, звание профессора кафедры живописи Института Живописи, Скульптуры и Архитектуры имени И. Е. Репина.

Моисеенко часто приезжал в родное село, практически каждый год, чтобы подчерпнуть материал для картин, зарядиться особой энергией и атмосферой места. Между прочим, В Белоруссии к нему и приходит замысел одной из лучших его работ "Красные пришли" (1961), которую он начал еще в 1956 году. Это произведение завоевало неслыханную популярность и побывало на республиканских и всесоюзных выставках, а также, экспозициях, проходивших в Польше, Дании, ГДР, Бразилии, Мексике, и на Кубе. Художник отправляется в Крым в 1965 году. Он также путешествует по средней России. В этот период художник уже вполне достиг того высокого мастерства, которое вызывает восхищение и трепет. Как бы в подтверждение этого, Моисеенко получает звание народного художника РСФСР в том же, 1965 году. Евсей Евсеевич удостаивается Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина за картину "Красные пришли" в 1966 году. Уже в следующем году художника награждают орденом Трудового Красного Знамени, а за работу "Матери, сестры" Моисеенко была присуждена медаль "За лучшую картину года". В 1970 Евсей Евсеевич был награжден Золотой медалью им. М. Б. Грекова за картины "Первая Конная" (1957), "Красные пришли" (1961), "Вестники" (1967) и "Черешня" (1969). Моисеенко присваивают звание народного художника СССР. Будучи уже состоявшимся, сформированным художником, Евсей Евсеевич, тем не менее, находится в вечном творческом поиске. Его мастерская заставлена репродукциями картин Врубеля, Серова, Петрова-Водкина, а также, Джотто, Эль Греко, Модильяни. Какое-то время Моисеенко увлекался линогравюрой, извлекая полезные выразительные пластические средства из этих занятий. Он пробует работать в разных техниках, однако на зрительский суд всегда выставляет только свои самые законченные, доведенные до идеала, произведения. Художник отправляется в летнюю поездку по Прибалтике в 1971 году, посещая Ригу, Палангу, Клайпеду, Свентойя, Вильнюс и Плунге. Его мастерская после таких поездок наполняется множеством живописных заметок о путешествиях, природе, людях. Осенью 1973 года Моисеенко совершает поездки в Пушкинские Горы, Михайловское, Петровское. На 29-1 сессии Академии художеств СССР его избирают действительным членом Академии, а на IV съезде Союза художников - секретарем правления Союза художников СССР. В 1974 году Моисеенко отправляется в Испанию и Францию, куда снова вернется спустя два года. Художник получает Ленинскую премию за цикл картин "Годы боевые". В 1976 году он путешествует по Греции. Работы Евсея Евсеевича 1970-х годов суммирует свои впечатления о прошлом и настоящем, рождая в итоге, что-то совершенно вечное. Это поэтическое осмысление жизни, неторопливость пластического повествования, тонкий лиризм раздумий отражает долгий и плодотворный путь художника в искусстве. Моисеенко умер в возрасте семидесяти-двух лет, 29 ноября 1988 года, в Ленинграде. Художник похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбище в Санкт-Петербурге.

Источники:

Герман, М. (1975) Евсей Моисеенко. Ленинград: Аврора.
Кекушева-Новосадюк Г., В. (1977) Евсей Евсеевич Моисеенко. Ленинград: Художник РСФСР.
Леонова Н. Г. (1989) Евсей Моисеенко. Ленинград: Лениздат.

Inventory
Evsey Evseevich Moiseenko

Evsey Evseevich Moiseenko

1916 —1988
  • Silver medal of the USSR Academy of Arts (1962)
  • State prize of the RSFSR named after I. E. Repin (1966)
  • Laureate of the Lenin prize (1974)
  • Laureate of the State prize of the USSR (1983)
  • Corresponding member of the USSR Academy of Arts (1962)
  • Honoured artist of the RSFSR (1963)
  • People's artist of the RSFSR (1965)
  • People's artist of the USSR (1970)
  • Academician of the USSR Academy of Arts (1973)
  • Hero Of Socialist Labour (1986)
Evsey Moiseenko is an accomplished Russian Soviet painter and virtuoso graphic artist with a recognisable, unique style; a bright representative of the Leningrad school of painting of the second half of the XX century, as well as, a teacher of the Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin. The artist is notable for his landscapes, still lifes, portraits, genre paintings, created in his own distinctive manner, which is characterised by highly-articulated graphics combined with a free, bold brushwork, pure colours, and an elaborate, intriguing composition. Moiseenko was born on August 28, 1916, in a simple peasant family in the small Belarusian village of Uvarovichi in the Gomel region. The fifteen-year-old boy has gone to Moscow to embark on his artistic career. "There was a fanatical desire to learn," said Moiseenko. In 1931 - 1935 Yevsey studied at the Moscow M. I. Kalinin School of Art and Industry at the Department of Painting on Metal and Papier-Mache. By virtue of studying in this institution, Moiseenko had the opportunity to undertake an internship in the famous centres of Russian folk art and, especially, lacquer painting - villages of Zhostovo, Fedoskino, Mstera and Palekh. Folk art and its traditions had a great influence on the formation of the artistic manner of Evsey Evseevich: vivid, strong character, brightness, compositional novelty and fresh colour combinations have come to the artist's work from decorative and applied Russian art. According to the artist, the experiences of his childhood, full of unity with nature, observations of peasant labour, curiosity about the lives of the villagers, and all that has surrounded him, were Moiseenko's first lessons in art. As the artist has stated, an intelligent and skilled teacher of painting and special subjects, B. N. Lange, whom Evsey Evseevich had in the school, also has made a significant contribution to the formation of Moiseenko as a professional painter. Such respected and acknowledged Soviet masters of painting as V. N. Yakovlev and I. Brodsky have approved Moiseenko's very early works.

In March 1936, the young artist began training at the all-Russian Academy of Arts in Leningrad at the faculty of painting. Easel painting and its principles were quite new for Moiseenko, but thanks to the skilful teachers, such as A. E. Karev, S. V. Priselkov and S. V. Abugov, the artist has quickly learned the rules of composition, techniques of drawing and painting, constructive "analysis" of form and colour. During his third year of studies, Moiseenko has gotten into the studio of the artist with bright personality and strong character, A. A. Osmerkin. This experience has immensely contributed to the development of Evsey Evseevich's talent because Osmerkin had shown to the young artist how great is the power of visual imagination and independent thinking in painting. Artistic education of the young man was interrupted by the war, in which he took part from 1941 to 1945. During the war the artist was captured by the Germans and until April 1945 he was kept in a concentration camp in Altengrabow. After liberation by the Soviet troops, service in the 3rd Guards Cavalry Corps and, as a result, demobilization, Moiseenko has returned to painting and finished the Academy. In 1947, the State Examination Commission awarded Moiseenko the title of artist-painter for the execution of the diploma painting "General Dovator". In the same year he was admitted to the Union of Soviet artists in the Leningrad branch. Thus, an independent professional career of the artist has begun. Since 1948 Moiseenko has started to participate in exhibition and showed his work at the all-Union exhibition "of works of young artists dedicated to the 30th anniversary of the Komsomol" for the first time. Subsequently, Moiseenko was regularly taking part in a variety of exhibitions both at home and abroad, in cities such as Warsaw, Tokyo, Montreal, Sofia, Helsinki, Budapest, Berlin, Delhi, Cagnes-sur-Mer, Paris, Toronto, New York, New Orleans.

In 1953, Evsey Evseevich made trips to Pskov, Staraya Lagoda, Novgorod. From all his trips, the artist brought a lot of sketches, landscape motifs, which always reflect how much Moiseenko, who grew up in the village, understood the life of true Russian nature. Moiseenko was first elected to the Board and Presidium of the Bureau of the painting section of the Leningrad branch of the Union of Soviet artists in 1956. This event marks the rapid ascent of Moiseenko to national glory and official recognition. Since then, the artist will be regularly elected to the Board of the Union of artists of the RSFSR. Moiseenko has begun teaching at the Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin, leading his personal studio of painting, in which he will educate generations of artists until his death. In 1962, Moiseenko was elected a corresponding member of the USSR Academy of Arts. The artist has always had a craving for travel, and in 1963 Evsey Evseevich went to Central Asia. In the same year, the artist was awarded the title of honoured artist of the RSFSR, as well as the title of Professor of the Painting of the Repin Institute of Painting, Sculpture and Architecture.

Moiseenko has often visited his home village. Almost every year he was gathering material for his paintings and enjoying special energy and atmosphere of the dear place. As a matter of fact, the idea of one of Moiseenko's best works, "The Red have come" (1961) which he began in 1956, has come to the artist in his native Belarus. This work has won unprecedented popularity and was shown at the national and all-Union exhibitions, as well as exhibitions held in Poland, Denmark, East Germany, Brazil, Mexico, and Cuba. The artist went to Crimea in 1965. He was also travelling around Central Russia. During this period, the artist had already reached the high level of skill and mastery, which has earned him awe and admiration from the public. As if to confirm this, Moiseenko received the title of People's Artist of the RSFSR in 1965. Evsey Evseevich was awarded the State Prize of the RSFSR named after I. E. Repin for the famous painting "The Red have come" in 1966. In the following year, the artist was awarded the Order of the Red Banner of Labour, and also Moiseenko was awarded the medal "for the best painting of the year" for the work of "Mothers, Sisters". In 1970, Evsey Evseevich was awarded a gold medal of M. B. Grekov for "The first Cavalry" (1957), "The Red have come" (1961), "Messengers" (1967), "Cherry" (1969). Moiseenko was awarded the title of People's artist of the USSR. Already being an established artist who had found his niche, Evsey Evseevich, nevertheless, has been in a constant creative search. His studio was filled with reproductions of paintings by Vrubel, Serov, Petrov-Vodkin, as well as, Giotto, El Greco, Modigliani. For some time, Moiseenko was very fond of linocut, experimenting with it and extracting useful expressive means for his work in overall from this activity. He has tried to work in different techniques, but has only presented the most complete, perfected works to public judgement. The artist went to a summer trip to the Baltic States in 1971, visiting Riga, Palanga, Klaipeda, Šventoji, Vilnius and Plungė. After such trips his studio was filled with numerous visual evidences of the journey: paintings and drawings about travel, nature, people that he had seen. In the autumn of 1973 Moiseenko went to Pushkin mountains, Mikhailovskoye, and Petrovsky. He was elected a full member of the Academy during the same year, and at the IV Congress of the Union of Artists he was appointed the Secretary of the Union of Artists. In 1974 Moiseenko went to Spain and France, which he visited one more time two years later, and he also received The Lenin prize for a series of paintings "The Years of Battle." In 1976, he travelled to Greece. The works of Evsey Evseevich of the 1970s period summarise his experiences and impressions of the past and the present, creating something entirely eternal. This poetic understanding of life, leisurely, slow-moving tempo of the visual narrative, the subtle lyricism of thought reflects the long and fruitful path of the artist in art. Moiseenko died at the age of seventy-two, on 29 November 1988, in Leningrad. The artist is buried on the Literatorskie Mostki of the Volkov cemetery in St. Petersburg.

Bibliography:
Герман, М. (1975) Евсей Моисеенко. Ленинград: Аврора.
Кекушева-Новосадюк Г., В. (1977) Евсей Евсеевич Моисеенко. Ленинград: Художник РСФСР.
Леонова Н. Г. (1989) Евсей Моисеенко. Ленинград: Лениздат.