Каталог
Георгий Григорьевич Нисский

Георгий Григорьевич Нисский

1903 —1987
  • Бронзовая медаль на Всемирной выставке в Париже (1937)
  • Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951)
  • Серебряная медаль АХ СССР (1964)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Действительный член АХ СССР (1958)
  • Народный художник РСФСР (1965)
Георгий Нисский - успешный, занимавший высокое официальное положение, признанный советский художник, самобытный мастер индустриального пейзажа и маринист, а также, один из основоположников "сурового стиля". Нисский родился 21 января 1903 года в селе Новобелица, под Гомелем, в Белоруссии в семье станционного врача. Детство художника, которое он провел на небольшой железнодорожной станции в Могилевской губернии, где работал его отец, сильно отпечаталось в душе Нисского и позже нашло выражение в его живописи. Тяга к железнодорожной тематике, индустриализации, транспорту, техническому прогрессу наряду с движением, скоростью, ритмом XX века - все это стало основными мотивами в творчестве художника. Художественные эксперименты Георгия Григорьевича касались и создания образа человека нового поколения и отображения его современной среды. Однако, художник выделяется тем, что придавал этим работам, изображающим мир технологий и прогресса, некий поэтический ореол, лирическое чувство, ощущение одухотворенности. Художник редко писал что-либо с натуры. Это его качество позволяло делать пейзажи особенно уникальными, подверженными талантливому, неординарному воображению, видению художника. В его работах всегда есть близкое ощущение человека, его незримое присутствие, о котором свидетельствуют следы и преобразования, оставленные им в природе, даже в таких случаях, когда самих фигур на картине нет, что является мощным отражением и тонким пониманием современной действительности. Уже в раннем возрасте Нисский ощутил интерес к рисованию. Этому поспособствовали его соседи - владимирский иконописец Петров, который стал первым наставником будущего художника, и местный художник-студент по фамилии Зорин, который приобщил Нисского к творчеству художественной организации "Мир Искусства".

Шестнадцатилетний юноша начинает свое художественное образование в Гомельской художественной студии Губполитпросвета имени М. А. Врубеля под руководством А. Я. Быховского. После окончания школы, в 1921 году, он отправляется покорять Москву. Нисский поступает на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских. В 1923 году Георгий Григорьевич переводится на живописный факультет, где продолжает постигать искусство у таких мастеров живописи и талантливых педагогов, как Р. Р. Фальк и А. Д. Древин. Нисский зарабатывает на жизнь занимаясь художественным оформлением книг. Параллельно учебе и работе Георгий Григорьевич усиленно занимается спортом, особенно выделяя волейбол. В целом, и в жизни художника и на его картинах, спорт выходил на передний план. Позже, в 1944 году, Нисский станет чемпионом Пятой Поволжской парусной регаты в городе Горький (ныне Нижний Новгород). Нисский заканчивает Вхутемас-Вхутеин в 1930 году с дипломной работой "Интернационал на "Жиль-Барте". Восстание французских моряков в Одессе", которая теперь хранится в Государственной Третьяковской галерее. Еще с 1920-х годов Георгий Григорьевич с энтузиазмом участвует в деятельности Общества художников-станковистов (ОСТ), в который входил также, оказавший значительное влияние на Нисского, Александр Дейнека, с которым Георгий Григорьевич познакомился в 1926 году. В 1928 году Нисский едет в Новороссийск, где по-особенному уже пробуждается его талант мариниста. Находясь под впечатлением от морских красот, художник впоследствии создал ряд иллюстраций к литературным произведениям на морскую тематику, а именно, к книгам Новикова-Прибоя "Цусима" и Соболева "Морская душа".

В 1930 - 1931 годах художник работал оформителем и создателем наглядной агитации в Дальневосточной армии. Такие яркие, выдающиеся работы как "Осень. Семафоры", картина, которая заслужила признание и любовь французского художника Альбера Марке, а также, "Октябрь" и "На путях" были созданы уже в начале 1930-х годов. Затем, в 1936 году, Нисский вместе с другими художниками, Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским, отправляется в Севастополь и Балаклаву, на Черноморское побережье, что впоследствии сильно отразится в творчестве Георгия Григорьевича. Художник был очарован морем и водной стихией в целом, много плавал на кораблях, быстроходных катерах, и даже опробовал подводную лодку, а также, уже в Москве, имел собственную яхту. Георгий Григорьевич много путешествовал по стране, привозя множество набросков, идей и заряд вдохновения, который трансформировался в такие картины как "На дальнем Востоке", за которую художник получил серебряную медаль Академии Художеств. После морских пейзажей, в послевоенные годы, сердцем художника завладел ландшафтный пейзаж с изображением машин и механизмов и виды подмосковных водоемов. Одним из самых интересных моментов творчества художника являются его романтичные гуаши, наполненные атмосферой фантасмагории, и, несмотря на свой небольшой формат, обладающие монументальной выразительностью. Умер Георгий Григорьевич после продолжительной тяжелой болезни 18 июня 1987 года в Москве и похоронен на Кунцевском кладбище. Его работы присутствуют в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, и множестве других значительных музеев России и других близлежащих стран.


Источники:

(Предисл). Дейнека, А. (1961) Георгий Григорьевич Нисский: альбом репродукций. Москва: Советский художник.
Киселев, М., Ф. (1972) Георгий Нисский: монография. Москва: Изобразительное искусство.
Острой, О., С. (1966) Георгий Григорьевич Нисский. Ленинград: Художник РСФСР.
Халаминский, Ю. (1961) Георгий Григорьевич Нисский: монография. Москва: Издательство АХ.

Inventory
Georgy Grigorievich Nissky

Georgy Grigorievich Nissky

1903 —1987
  • Bronze medal at the World Exhibition in Paris (1937)
  • Winner of the Stalin prize of the third degree (1951)
  • Silver medal of the USSR Academy of Arts (1964)
  • Order of the Red Banner of Labour
  • Full member of the USSR Academy of Arts (1958)
  • People's artist of the RSFSR (1965)
Georgy Nissky was a successful, renowned Soviet artist, who held a high official position in the cultural sector of the Soviet Union; a virtuoso of innovative industrial landscapes and an accomplished marine painter, as well as, one of the precursors of the "severe style". Nissky was born on January 21, 1903, in the village of Novobelitsa, near Gomel, in Belarus in the family of a doctor. The artist's childhood, which he spent at a small railway station in Mogilev province, where his father worked, was strongly imprinted in the heart and soul of the future artist and later found expression in his paintings. This urge to display the railway theme, industrialisation, transport, technical progress along with movement, speed, and rhythm of the XX century - all these motives have become the most significant ones in the artist's work. Georgy Grigorievich's artistic experiments related to the creation of the image of a new generation of people and representation of its contemporary environment. However, the artist stands out for giving these works, which depict the world of technology and progress, a poetic aura, an emotional feeling, a sense of spirituality. The artist was rarely drawing anything from real life. This quality allowed him to make his landscapes especially unique, subject to talented, extraordinary imagination, the original vision of the artist. In Nissky's work, there is always a feeling of a man somewhere nearby, his invisible presence, which is evident in the traces and transformations left by him in nature. Even in such cases, when the figures themselves are not in the picture, it is a powerful reflection and a subtle understanding of modern reality. Nissky started to take an interest in art at an early age. His neighbours were playing a crucial role in Nissky's earliest artistic development - the painter of icons, Petrov, who became Nissky's first mentor, and a local artist and student named Zorin, who introduced the young boy to the work of the outstanding artistic organisation, Mir Iskusstva ("The World of Art"). 

Sixteen-year-old Georgy Grigorievich started his artistic education in the Gomel art studio named after M. A. Vrubel, under the guidance of A. Y. Bykhovsky. After graduation, in 1921, he went off to Moscow. Nissky entered the preparatory courses at the Higher Art and Technical Workshops. In 1923, Georgy Grigorievich transferred to the Faculty of Painting, where he continued to learn from the distinguished artists and talented teachers R. R. Falk and A. D. Drevin. At that time, Nissky was making his living by illustrating books. Alongside with study and work, Georgy Grigorievich was strenuously engaged in sports, with particular emphasis on volleyball. In general, the sport was an essential component not only in the artist's life but also in his paintings. Later, in 1944, Nissky became the champion of the Fifth Volga sailing regatta in Gorky (now Nizhny Novgorod). Nissky graduated the Vkhutemas-Vkhutein in 1930, with the diploma work "The Revolt of the French sailors in Odessa", which is now stored in the State Tretyakov gallery. Since the 1920s, Georgy Grigorievich has enthusiastically participated in the Society of Easel Painters (OST) activities. One of the most significant members of the society was Alexander Deineka, with whom Georgy Grigorievich had met in 1926, and who had an immense impact on Nissky. In 1928, Nissky went to Novorossiysk, where his exceptional talent of a marine painter has awakened. Being completely fascinated with the sea's beauty, the artist subsequently created a number of illustrations for literary works on the sea topic, namely, the books of Novikov-Priboi "Tsushima" and Sobolev "Sea soul".

In 1930-1931, the artist worked as a designer and creator of visual propaganda in the Far East Army. Such vivid, distinguished works as "The Autumn. Semaphores", a painting that has earned the recognition and love of the French Fauve artist Albert Marquet, as well as, "October" and "On the ways" were created in the early 1930s. Then, in 1936, Nissky together with other artists, Deineka, G. G. Ryazhsky and F. S. Bogorodsky, went to Sevastopol and Balaklava, to the Black Sea coast. That journey has a strong presence in the artist's work as local nature, and especially the sea highly inspired him. The artist was charmed by the sea and water during the whole course of his artistic career. He did a lot of sailing on ships, speedboats, and even experienced the submarine, and owned his personal yacht in Moscow. Georgy Grigorievich travelled a lot around the country, bringing back home many sketches, ideas and inspiration, which were transformed into such paintings as "In the Far East", for which the artist received a silver medal of the Academy of Arts. After seascapes, in the post-war years, the heart of the artist was taken over by a landscape with the machines and various mechanisms as part of it, but also by the water reservoirs of the Moscow region. One of the most interesting elements of the artist's career is his romantic gouache works, imbued with the atmosphere of phantasmagoria, and despite its small size, with monumental expressiveness. Georgy Grigorievich died after a long struggle with a serious illness on June 18, 1987, in Moscow and was buried at the Kuntsevo cemetery. His works are present in the State Tretyakov Gallery, the State Russian Museum, and many other important museums in Russia and other nearby countries.


Bibliography:

(Предисл). Дейнека, А. (1961) Георгий Григорьевич Нисский: альбом репродукций. Москва: Советский художник.
Киселев, М., Ф. (1972) Георгий Нисский: монография. Москва: Изобразительное искусство.
Острой, О., С. (1966) Георгий Григорьевич Нисский. Ленинград: Художник РСФСР.
Халаминский, Ю. (1961) Георгий Григорьевич Нисский: монография. Москва: Издательство АХ.