Каталог
Гриша Брускин (1945)
из серии Алефбет
1990

Гриша Брускин (1945)
из серии Алефбет
1990

подписано в правом нижнем углу
гуашь и чернила на бумаге
30 x 21 cm

Провенанс

галерея Marlborough, Нью-Йорк

галерея Hokin Gallery, Palm Beach, Флорида

частное собрание

Цена по запросу
"Алефбет" Гриши Брускина, художника-интеллектуала и блистательного графика, это гораздо больше чем отдельное произведение искусства. Представленная работа является частью целого мира художника, который можно назвать ключевым творением в искусстве Брускина. Это цикл, который разрастался на протяжении многих лет творческой карьеры Брускина, использует всевозможные художественные средства выражения, такие как живопись, графика, скульптура, фарфор, перформанс, инсталляция, литературные тексты. Произведение, которое представляет нам художник, это своего рода бегство в мир мистического воображения. Сам Брускин заявлял: "Я всегда жил в мифологическом мире". Серия "Алефбет" в большей степени имеет свои истоки в каббалистической литературе. Лексикон еврейской мистической традиции, тема мифа об иудаизме, метафоричные произведения в совокупности создали характерный только для Брускина "код". Сформированный Брускиным художественный универсум представляет собой эмблематические фигуры, которые отсылают зрителя к Ветхому Завету, Каббале и Талмуду. Изолированные персонажи фантастического облика в традиционных еврейских одеяниях, вписанные в четко распределенные ячейки, чаще всего имеют исторические прообразы, несут метафорический смысл, представляют собой определенную притчу, символ. Сам Брускин отзывался о своем творении так: "Персонажи Алефбета лишь представлены. Действия нет. Коллизия отсутствует. Не театр, не парад, а скорее коллекция. Аксессуары именуют героев, каталогизируют, составляют из них своего рода словарь".

Так много в этой концепции вращается вокруг слова, текста, писания. Неудивительно, что отправной точкой для создания этой метафоры послужила Книга. Универсальность всеохватного текста идеально воплощена в иудаистской традиции и передана Брускиным сквозь его художественную призму. "Алефбет" означает алфавит на иврите. Однако, эта отсылка не является прямой, буквальной, ведь все-таки произведение Брускина отличается разительно от системы письменных знаков, изображающих отдельные звуковые элементы. В конце концов, "Алфбет" невозможно перевести ни на один другой язык, этот мир существует лишь в таком уникальном положении, со своими правилами и законами в этой художественной плоскости, которая ограничена замыслом Брускина и имеет силу лишь в данном пространстве. Так как каждый персонаж в серии "Алефбет" снабжен особым аксессуаром, характерным предметом, это напоминает о русских иконах. В целом, вся серия с легкостью отсылает зрителя к средневековой миниатюре, особенно рассматривая шпалеры как часть серии "Алефбет", а также, помимо уже упомянутой выше иконы, к фреске и манускрипту. Атрибуты, аксессуары, которыми снабжены фигуры, будь то ветвь цветущего миндаля, символизирующие гору Сион, или грозди винограда земли обетованной, выступают в виде символов и напрямую связаны с еврейской традицией, но, что характерно для широты восприятия произведений Брускина, они не ограничены этой традицией. Брускин дает зрителю возможность интерпретировать эти образы по-своему, постараться разгадать загадку, вступить в диалог с произведением. Это очень интересное противоречие, которое выражается в сочетании конкретных художественных образов, которые наделены постоянным иконографическим значением, и сокровенной глубиной, которая таится в них, и благодаря этому, демократичным допущением бесконечных толкований. Все эти фигуры-мифологемы в целом рождают своего рода систему значений, или как называет это Брускин, это "коллекция, алфавит, словарь, лексикон". Почти плоскостное изображение фигур, очень графическое и стилизованное, представленных перед зрителем в крайне вневременных одеждах, таких как кипа, талес, или тфилин, лишают произведение какого-то определенного исторического момента или этнографической среды. Это не образы прошлого, не отражения настоящего, не предсказания будущего, а лексикон идеальных значений, охватывающий миры ангелов и демонов.

Так как персонажи "Алефбета" были созданы еще во времена Советского Союза, когда активно культивировался антисемитизм на государственном уровне, а религия была в сущности запрещена, то весь цикл послужил особым вызовом системе, властям и официальной идеологии. Это, по сути своей, бунтарское проявление самоидентификации в стране, где индивидуализм и культурное наследие евреев были подвержены истреблению. Брускин, работая над серией картин "Алефбет", ознакомился с романом Томаса Манна "Иосиф и его братья", который основывается на библейском сюжете. В Германии 1942 года, когда роман был только опубликован, царило политическое безумие в виде истребления нацистами евреев, и произведение Манна послужило манифестом против этих зверств. Брускин, по следам Манна, протестовал по отношению к бесчеловечной советской идеологии, и с помощью своих работ и еврейской тематики старался представить другой путь, альтернативный вариант гуманной мифологии. Как уже упоминалось, в следствии вплетения шехины талбудистов и каббалистов, альтернативный мир "Алефбета" пронизан присутствием Бога. Художник разъясняет свой замысел таким образом: "Иудаизм в силу известных исторических причин не создал художественного эквивалента своим духовным инициативам. Я всегда ощущал некий культурный вакуум, который мне хотелось на индивидуальном, артистическом уровне заполнить. Евреи - народ Книги. <…> Полагают, что в Книге спрятано имя Автора, золотой ключик к тайнам мира. Что буквы и текст начертаны Творцом. Вот почему Книга как таковая явилась прообразом моего искусства". Если фигуры "Алефбета" это ожившие слова мистического алфавита, то более привычные нашему взору слова, которые разбросаны по фону, на котором выступают персонажи, отражают текст, который заимствован из важнейшей для хасидов книги направления Хабат, "Тания". Эта книга была написана основателем Хабата, раввином Шнеуром Залманом из Ляд, которого Гершом Шолем считал единственным по-настоящему оригинальным мыслителем хасидизма. Брускин поясняет свой замысел так: "Надписи на холстах - образ такой же, как персонаж и аксессуар. Они не поясняют изображения, и, наоборот, изображение не иллюстрирует текст".

Исходя из соображений каббалистической метафоры, которая так органически вплетена в цикл "Алефбет", можно соотнести каждый элемент произведения Брускина, то есть персонажа и аксессуар, с мельчайшей частицей, искрой света, или шехиной. Разгадывая загадки представленной работы и перемещаясь от одной мифологемы к другой, мы будто склеиваем осколки Сосудов (Келим), восстанавливая содержание произведения. И все же, даже осознавая самостоятельную ценность произведения, важно помнить, что в случае Брускина, будь то отдельная картина или цикл, одна скульптура или группа, это всегда лишь фрагмент, отсылающий нас к большему "Целому". Неявное присутствие "Целого" - это важнейший системный контекст, к которому принадлежит все, что создает Брускин. Под псевдонимом "Целого" скрывается все тот же всеохватный универсальный Текст Книги. По мнению Брускина, это как раз-таки то, что делает каждое его произведение искусства теоретически бесконечным.

Inventory
Grisha Bruskin (1945)
Alefbet
1990

Grisha Bruskin (1945)
Alefbet
1990

Signed lower right 'Grisha Bruskin'
ink and gouache on paper
30 x 21 cm

Provenance

Marlborough, New York 

Hokin Gallery, Palm Beach, FL 

Private collection

Price on request
Alefbet, which is created by Grisha Bruskin, who is a highly intellectual artist and a brilliant virtuoso of graphic arts, represents much more than an independent, isolated work of art. The displayed drawing is part of the artist's entire world which can be designated as a fundamental, crucial creation in the art of Bruskin. This series of works, which has grown over the years of Bruskin's creative career, encompasses all kinds of artistic means of expression, such as painting, drawing, sculpture, porcelain, performance, installation, and literary texts. The artist offers an escape into the realm of mystical imagination through his work. Bruskin has said: 'I have always lived in a mythological world'. To a greater extent, the Alefbet series has its origins in Kabbalistic literature. Lexicon of Jewish mystical tradition, the theme of the myth of Judaism, metaphorical production - all together created Burskin's characteristic, unique 'code'. The artistic universe formed by Bruskin presents emblematic figures, which refer the viewer to the Old Testament, the Kabbalah and the Talmud. These isolated characters look phantasmagorical and grotesque in their traditional Jewish clothes. They are positioned in a very organised manner, allocated each to its own cell. Often these figures have historical prototypes and are imbued with metaphorical sense, a parable, a symbol. Bruskin was explaining his creation: 'The characters of Alefbet are just presented. There is no action. There is no conflict. It is neither a theatre, nor a parade, but rather a collection. Accessories denominate these characters, register and make a kind of dictionary out of them'.

So much in this concept revolves around the word, the text, the Scripture. Not surprisingly, the starting point for this metaphor was the Book. The universality of the all-encompassing text is perfectly embodied in the Judaic tradition and conveyed by Bruskin through his artistic prism. 'Alefbet' means the Hebrew alphabet. However, this reference is not direct, literal, after all, Bruskin's creation strikingly differs from the system of the written signs depicting separate sound elements. After all, 'Alefbet' is impossible to translate to any other language, this world exists only in its unique position within this artistic space with its own rules and laws that are restricted to the concept that Bruskin had applied. Since each figure in the series is equipped with a special 'accessory', a particular object, it is reminiscent of Russian icons. In general, the whole series easily invokes a sense of the medieval miniature, especially considering Bruskin's tapestry work (spalliera), as well as, in addition to the icons mentioned above, murals and manuscripts. Attributes, 'accessories', which figures are equipped with, whether it is a branch of flowering almonds, symbolising mount Zion, or a bunch of grapes, reminding of the Promised Land, act as symbols and are directly related to the Jewish tradition. However, what is quintessential for an understanding of the breadth of Bruskin's works, they are not limited to this tradition. Bruskin gives the viewer the opportunity to interpret these images in their own way, to try to solve the puzzle, to enter into a dialogue with the work. It is a fascinating contradiction, which is expressed in a combination of specific artistic images, which are endowed with a constant iconographic value, and the innermost depth, which lies in them, and, at the same time, a liberal assumption of endless interpretations. All these mythological figures, in general, give rise to a kind of system of meanings, or as Bruskin calls it, is a 'collection, alphabet, dictionary, lexicon'. Almost flat images, very graphic and stylised, presented before the audience in quite timeless attire, such as kipa, tallith, tfilin, are not time-bound as they are free from any specific historical moment or the ethnographic environment. These are not images of the past, reflections of the present, or predictions of the future, but the vocabulary of the ideal matters spanning to the worlds of angels and demons.


Since the characters of 'Alefbet' were created back in the days of the Soviet Union, when antisemitism was actively cultivated at the governmental level, and religion was essentially prohibited, the whole cycle has served as an extraordinary challenge to the system, authorities and official ideology. It is fundamentally a rebellious act of self-identification in a country where individualism and the cultural heritage of Jews have been subjected to extermination. Bruskin, working on a series of paintings 'Alefbet', has got acquainted with the novel by Thomas Mann 'Joseph and his brothers', which is based on the biblical story. In Germany, 1942, when the novel was first published, political madness reigned in the form of the Nazi extermination of Jews, and Mann's work served as a Manifesto against these atrocities. Bruskin, following in the footsteps of Mann, has protested against the inhuman Soviet ideology and using his works and Jewish themes tried to offer a different path, the alternative humane mythology. As a consequence of the integration of the Shekhinah of the Kabbalists and Talmudists, an alternative world of 'Alefbet' is permeated with the presence of God. The artist has explained his plan in this way: 'Judaism, for some known historical reasons, did not create an artistic equivalent to its spiritual initiatives. I always felt a cultural vacuum, which I wanted to fill at the individual, artistic level. The Jews - people of the Book. <...> I believe, that the Author's name is hidden in the Book, the Golden key to the secrets of the world; that the letters and the text are written by the Creator. That's why the Book itself was a prototype of my art'. If the figures of 'Alefbet' are revived mystical words of the alphabet, then, the more familiar and comprehensible system of signs to our sight, words, which are scattered throughout the background, are reflections of the text that is taken from the Hasidic book of utmost importance (Chabad movement), 'Tanya'. This book was written by the founder of Chabad, Rabbi Shneur Zalman of Lyad, who Gershom Sholem has considered the only truly original thinker of Hasidism. Bruskin has explained his intention: 'the inscription on the canvas is the same imagery as the character and accessory. These inscriptions do not explain the images, and vice versa, the image does not illustrate the text'.

Considering the Kabbalistic metaphor, which is so organically woven into the cycle of 'Alefbet', it is possible to juxtapose each element of Bruskin's work, that is, a character and an accessory, with the smallest particle, a spark of light, or Shekhina. Solving riddles of the presented work and moving from one mythologeme to another, we seem to glue together fragments of Vessels (Kelim), restoring the content of the work. And yet, even realising the independent value of the work, it is important to remember that in the case of Bruskin, whether it is a single picture or a cycle, one sculpture or a group, it is always only a fragment that refers us to a greater "Whole". The implicit presence of the 'Whole' is the most important systemic context to which everything that Bruskin had created belongs. Under the pseudonym of the 'Whole' hides the same all-encompassing universal Text of the Book. According to Bruskin, this is precisely what makes each of his works theoretically infinite.