Каталог
Иван Федорович Шультце

Иван Федорович Шультце

1874 —1939
Иван Федорович Шультце - художник, которого окрестили в Америке "волшебником света", а в дореволюционной России его заказчиками были семья Карла Фаберже и царская семья Романовых. Мастер сложных световых эффектов, бликов и отражений, Шультце всю жизнь писал удивительные пейзажи, словно изображающие не наш реальный мир, а фантасмагорию. Художник часто изображал и морские виды, его завораживала игра солнечного и лунного света на воде. Критики говорили о нем, что никто из других художников не может настолько впечатляюще и ярко отображать на холсте текстуру снега или, купающегося в солнечных лучах, леса. Художник был убежденным реалистом и даже в годы расцвета авангардной живописи он остался верен своему пути. Будучи потомком обрусевшим немцев, художник родился 21 октября 1874 года в Санкт-Петербурге. Предки Шультце эмигрировали из Германии в Россию в XVIII веке. Иван Федорович не мечтал стать профессиональным художником с детства, его интересовала совсем иная область - электричество. Будучи очень увлеченным этой темой, Шульце загорелся идеей использовать необъятные силы водопада Иматра в Финляндии для добычи электрической энергии. Несмотря на то, что Шультце получил инженерное образование, он все же всегда имел склонность к творчеству и в период ранней своей молодости в свободное время периодически писал небольшие этюды без какой-либо определенной цели. Эти этюды очень помогли тридцатилетнему Ивану Федоровичу, когда он разорился в ходе своего инженерного проекта в Финляндии. Остро встал вопрос финансов и Шульце стал искать иной способ заработка денег. Он отправился к строгому и требовательному академику и известному художнику-пейзажисту Константину Яковлевичу Крыжицкому, чтобы показать свои ранние работы. Талант был оценен по достоинству и вскоре Иван Шультце был принят в Императорскую Академию художеств. Помимо Крыжицкого, огромное влияние на живопись Ивана Федоровича оказали русский художник Архип Иванович Куинджи и швейцарский пейзажист Александр Калам. Уже в 1903 году, на своей первой выставке в Академии, художник обретает славу и почитание.  

Свои первые знаменитые "снежные" работы Иван Федорович создал в поездке со своим педагогом Крыжицким в 1910 году в экспедиции в Норвегию и на остров Шпицберген, что находится Северном Ледовитом океане. К сожалению, Шультце лишился обоих наставников, Куинджи (1910) и Крыжицкого (1911) в очень скором времени, но это не помешало художнику продолжать совершенствовать свои навыки и стремиться к достижению своих собственных живописных идеалов. После смерти своего наставника, Иван Федорович нередко принимал участие в выставках, организованных Обществом памяти Константина Крыжицкого. В период, предшествующий Февральской революции, Шультце наслаждался карьерным успехом, будучи довольно востребованным и уважаемым живописцем в обществе, что подтверждалось тем, что брат царя Николая II, Михаил Александрович, заказывал у него работы. Пейзажи Шультце пользовались огромным спросом на выставках Товарищества художников, в которых он начал участвовать с 1912 года, и вокруг его работ всегда царил ажиотаж. Как и другие известные произведения самых выдающихся отечественных классиков, пейзажи Ивана Федоровича печатались на открытках ("открытых письмах"), которые распространялись до самых отдаленных уголков страны. После революции наступил период смятений и неурядиц, в том числе и в искусстве, когда многие художники были вынуждены подстроиться под новый режим и пересмотреть свои взгляды. Как ярый приверженец академического стиля, Шультце принял решение, что оставаться в стране будет неразумно и некомфортно, поэтому он отправился в долгосрочное путешествие по Европе. Картины Ивана Федоровича отражают все перемещения художника в течении двух лет, с 1917 по 1919 год, по швейцарским Альпам, югу Франции, северным регионам Италии. Вернувшись домой в 1921 году, Шультце еще не окончательно потерял надежду на обустройство своей карьеры в новом, советском государстве. Он присоединился к обществу художников-индивидуалистов в Петербурге. Общество включало в себя таких именитых художников как Исаак Израилевич Бродский, Александр Владимирович Маковский, Иван Августович Вельц и Юлий Юльевич Клевер. Иван Шультце принял участие в двух первых выставках общества в 1921 году. Однако, через короткий период времени, в том же году, художник оставил попытку завоевания советской аудитории и, будучи уверенным, что уезжает навсегда, покинул родной город. Он переехал во Францию и поселился на бульваре Перейр, 121, где начался его второй, эмигрантский, этап карьеры. Художник продолжил писать зимние виды России, которые он основывал на своих прежних работах, этюдах и зарисовках.

Большой успех случился на первой персональной выставке Ивана Шультце в Париже 23 ноября 1922 года, когда в Galleries Gérard Frères были распроданы все картины художника, а они были представлены в количестве 50-ти экземпляров, уже в день открытия экспозиции. Это экстраординарное событие особенно удивительно и показательно тем, что на тот момент художественная среда Парижа была крайне перенасыщена всевозможными предложениями, а работы Шультце, несмотря ни на что, смогли так быстро завоевать симпатии публики и критиков. Спрос на картины художника был настолько огромен, что зачастую живописцу не хватало времени, чтобы выполнить все заказы. В 1923 году работа Ивана Федоровича показана в Парижском Весеннем Салоне, где его талант возвысили до уровня самых почитаемых художников Салона. Уже с самого начала его времени в Париже Шультце везло с галеристами. Его представляла галерея Леона Жерара, которая не только удачно продавала картины художника, но и регулярно устраивала его персональные выставки. В 1927 году Иван Федорович получил французское гражданство. Помимо Европы, Шультце обрел большую популярность и на другом конце света, в Америке. Парадоксально, но пейзажи художника сегодня можно встретить чаще в музеях и галереях в США, нежели на его родине. В 1928 году, Иван Федорович знакомится с Эдуардом Йонасом, владельцем галерей в Париже и Нью-Йорке, который вывез большинство произведений Шультце в Америку. В своем письме к дочери Иван Федорович писал: "Я познакомился с очень интересным дилером. И как хорошо, что теперь, сидя в Париже, я могу продавать свои работы за доллары!". Действительно, финансовые дела художника шли замечательно, а продажи были регулярные и выгодные. Современник Шультце, писатель и критик, Николай Брешко-Брешковский прокомментировал ситуацию с картинами Ивана Федоровича на западе так: "Там снега и солнца Шультце в большом почете и большой цене".

Творчество Ивана Федоровича неразрывно связано с его активными перемещениями по миру: обилие и разнообразие его пейзажей напрямую зависело от увиденных им мест. Он много путешествовал по Средиземноморью, что выразилось в его летних, жарких пейзажах. Однако, более сильное влияние на развитие его искусства оказали поездки по Швейцарии и, в особенности, гористый регион Энгадин и окрестности альпийского городка Санкт-Мориц. Шультце вдохновлялся не только Европой, но и побывал в Азии, Северной Африке и арктических районах. Он работал в Великобритании и США. В Лондоне персональная выставка Ивана Шультце состоялась в 1927 году в престижной галерее Arthur Tooth & Sons, в Нью-Йорке в галерее E. Jonas в 1928 году, в галерее J. Levy в 1931 году, и в Чикаго в галерее M. Field в 1933 году. В крупной нью-йоркской галерее Hammer работы Шультце были выставлены как часть экспозиции "150 лет русскому искусству". Художник перебрался на постоянное место жительства в Ниццу в 1933 году. С этого периода аспекты его биографии выглядят довольно туманно и обрывочно. Даже полная дата смерти Ивана Федоровича неизвестна. По некоторым данным он умер в психиатрической клинике. На его могиле указан 1939 год как год смерти. Художник похоронен на кладбище Кокав в Ницце.


Источники:

Абрамова, М. (2018). Волшебный свет Ивана Шультце. [online] musicseasons.org. Available at: https://musicseasons.org/volshebnyj-svet-ivana-shultce/

Брешко-Брешковский Н. Н. (1929) Поэт снега и солнца. Иван Шульце и его творчество. Театр и жизнь. № 20. С. 8-10.

Бугрова, А. (2018). Выставка мастера пейзажной живописи Ивана Шультце открылась в Нижнем Новгороде. [online] nn.mk.ru. Available at: https://nn.mk.ru/culture/2018/05/11/vystavka-mastera-peyzazhnoy-zhivopisi-ivana-shultce-otkrylas-v-nizhnem-novgorode.html

Гончаренко В. (2016) Жизнь с верой в призвание. Каталог произведений Ивана Федоровича Шультце. Цюрих: Фонд Шультце И.Ф.

Северюхин Д., Лейкинд О. (1994) Художники русской эмиграции (1917-1941). Санкт-Петербург.

Северюхин, Д., Махров, К. and Лейкинд, О. (2011). ШУЛЬТЦЕ Иван Федорович Choultsé I. [online] artrz.ru. Available at: http://www.artrz.ru/menu/1804645939/1804787594.html

artmuseumnn.ru. (n.d.). ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТ ИВАНА ШУЛЬТЦЕ. [online] Available at: http://artmuseumnn.ru/vystavki/svet/

E-vesti.ru. (2018). Выставка Шультце проходит у Муравьёвых-Апостолов. [online] Available at: http://www.e-vesti.ru/en/exhibition-of-ivan-choultse-opened-at-muraviev-apostol-estate/

Inventory
Ivan Fedorovich Choultse

Ivan Fedorovich Choultse

1874 —1939
Ivan Fedorovich Choultsé is a Russian artist who was designated as "the magician of light" in America, and whose clients were the family of Carl Fabergé and the Royal family of the Romanovs in the pre-revolutionary Russia. Master of complex light effects, glare and reflections, Choultsé was creating incredible landscapes throughout his life, as if depicting not our real world, but some phantasmagoria. The artist has often portrayed sea views as he was fascinated by the play of sunlight and moonlight on the water. Some critics have argued that none of the other artists can so impressively and vividly display the texture of snow or sunlit forest on the canvas. The artist was a committed realist painter, and even in the heyday of avant-garde tradition, he remained faithful to his path. Being a descendant of the Russified Germans, the artist was born on October 21, 1874, in St. Petersburg. Choultsé's ancestors emigrated from Germany to Russia in the XVIII century. Ivan Fedorovich has not dreamed of becoming a professional artist since childhood; he was interested in a completely different area - electricity. Being very passionate about this subject, Choultsé was inspired by the idea of using the immense power of the Imatra waterfall in Finland to produce electricity. Although Choultsé received an engineering education, he still always was eager to express his creative side. In his early youth in his spare time, Ivan Fedorovich used to paint small sketches without any specific purpose. These sketches were very helpful to the thirty-year-old Choultsé when he went bankrupt during his engineering project in Finland. The financial question has become acute and Ivan Choultsé began to look for another way of earning money. He went to the strict and demanding academician and famous landscape painter Konstantin Yakovlevich Kryzhitsky to show his early works. His talent as appreciated and soon Ivan Fedorovich was admitted to the Imperial Academy of Arts. In addition to Kryzhitsky, a Russian artist Arkhip Kuindzhi and Swiss landscape painter Alexander Kalam were highly influential for the development of Choultsé's painting. Already in 1903 at his first exhibition at the Academy, the artist gained early fame and recognition of his talent by a wider audience.

Ivan Fedorovich's early glorious arctic works were created on a trip with his teacher Kryzhitsky in 1910 in an expedition to Norway and the island of Spitsbergen, which is the Arctic ocean. Unfortunately, Choultsé lost both mentors, Kuindzhi (1910) and Kryzhitsky (1911) in a very short time, but this did not prevent the artist from continuing to improve his skills and strive to achieve his own artistic ideals. After the death of his mentor, Ivan Fedorovich often took part in exhibitions organised by the society created in memory of Konstantin Kryzhitsky. In the period preceding the February Revolution, Choultsé enjoyed career success, being quite popular and respected painter in the community, which was confirmed by the fact that the brother of Tsar Nicholas II, Mikhail Alexandrovich, regularly commissioned his works. Ivan Fedorovich's landscapes were in high demand at the exhibitions of the Association of Artists, in which he began to participate in 1912, and his work has always caused excitement of the public and artistic society. Like other famous paintings which spread to the most remote corners of the country. After the Revolution, there was a period of turmoil and confusion, including one in the arts, when many artists were forced to adjust to the new regime and reconsider their views. As an ardent supporter of the academic style, Choultsé decided that staying in the country would be unwise and uncomfortable, so he went on a long journey through Europe. His paintings reflect all the movements of the artist for two years, from 1917 to 1919, and especially, they represent the beauty of the Swiss Alps, southern France, and Northern regions of Italy. After returning home in 1921, Choultsé has not entirely lost hope for the development of his career in the new Soviet state. He joined the Society of Individualist Artists in St. Petersburg. The society included such famous artists as Isaak Israelevich Brodsky, Alexander Vladimirovich Makovsky, Ivan Avgustovich Welz and Julius Yulievich Klever. Ivan Fedorovich took part in the society's first two exhibitions in 1921. However, after a short period, in the same year, the artist left the attempt to win over the Soviet audience and, being sure that he was going forever, left his hometown. He moved to France and settled on the Boulevard Pereire, 121, where the second stage of his career, the fate of the immigrant, has begun. The artist continued to paint his legendary winter views of Russia, which he based on his previous works and sketches.

The great success happened at the first solo exhibition of Ivan Choultsé in Paris on November 23, 1922, when the Galleries Gérard Frères sold all the paintings of the artist, and they were presented in the amount of 50, on the opening day of the show. This extraordinary occasion is particularly surprising considering the artistic environment of Paris which was extremely overabundant with all sorts of artistic proposals and presentations, and also quite indicative of the artist's magnificent gift that in spite of everything Choultsé's works could so quickly win the sympathy of the international public and critics. The demand for the artist's paintings was so extensive that the painter often did not have enough time to fulfil all commissions. In 1923, the work of Ivan Fedorovich was shown in the Paris Spring Salon, where his talent was elevated to the level of the most admired artists of the Salon. From the very beginning of his time in Paris Choultsé has been lucky with art dealers and gallery owners. He was represented by the gallery of Leon Gerard, which not only successfully sold the artist's paintings but also regularly arranged his personal exhibitions. In 1927, Ivan Fedorovich received French citizenship. In addition to Europe, Choultsé has gained great popularity on the other side of the world, in America. Paradoxically, the artist's landscapes can be seen today more often in museums and galleries in the United States than in his homeland. In 1928, Ivan Fedorovich met Eduard Jonas, the owner of galleries in Paris and New York, who took most of Choultsé's works to America. In his letter to his daughter, Ivan Fedorovich wrote: "I met a very interesting dealer. And how good it is that now, sitting in Paris, I can sell my work for dollars!". Indeed, the financial affairs of the artist were great, and sales were regular and profitable. Choultsé's contemporary writer and critic, Nikolai Breshko-Breshkovsky commented on the situation with the paintings of Ivan Fedorovich in the West: "In America, Choultsé's snow and sun paintings are highly esteemed and worth of great price".

Ivan Fedorovich's work is inextricably linked with his active travels around the world: the abundance and diversity of his landscapes directly depended on the places he saw. He travelled a lot in the Mediterranean, which was expressed in his summer, hot scenes. However, a stronger influence on the development of his art had a trip to Switzerland and, in particular, the mountainous region of Engadine and the Alpine town of St. Moritz surrounded by snow and mountains. Choultsé was inspired not only by Europe but also visited Asia, North Africa and the Arctic regions. He worked in the UK and USA. Ivan Fedorovich's solo exhibitions were held in London in 1927 at the prestigious Arthur Tooth & Sons gallery, in New York at the gallery of E. Jonas in 1928, at the gallery of J. Levy in 1931, and in Chicago at the gallery of M. Field in 1933. Choultsé's works were also exhibited in a prominent New-York gallery called Hammer as part of the exhibition "150 years of Russian art." The artist moved to the permanent residence in Nice in 1933. Since that date, the aspects of his biography seem rather vague, unreliable and sketchy. Even the full date of Ivan Fedorovich's death is unknown. According to some reports, he died in a psychiatric hospital. The year 1939 is listed on his tomb as the year of his death. The artist is buried at the cemetery Kokav in Nice, France.


Bibliography:


Абрамова, М. (2018). Волшебный свет Ивана Шультце. [online] musicseasons.org. Available at: https://musicseasons.org/volshebnyj-svet-ivana-shultce/

Брешко-Брешковский Н. Н. (1929) Поэт снега и солнца. Иван Шульце и его творчество. Театр и жизнь. № 20. С. 8-10.

Бугрова, А. (2018). Выставка мастера пейзажной живописи Ивана Шультце открылась в Нижнем Новгороде. [online] nn.mk.ru. Available at: https://nn.mk.ru/culture/2018/05/11/vystavka-mastera-peyzazhnoy-zhivopisi-ivana-shultce-otkrylas-v-nizhnem-novgorode.html

Гончаренко В. (2016) Жизнь с верой в призвание. Каталог произведений Ивана Федоровича Шультце. Цюрих: Фонд Шультце И.Ф.

Северюхин Д., Лейкинд О. (1994) Художники русской эмиграции (1917-1941). Санкт-Петербург.

Северюхин, Д., Махров, К. and Лейкинд, О. (2011). ШУЛЬТЦЕ Иван Федорович Choultsé I. [online] artrz.ru. Available at: http://www.artrz.ru/menu/1804645939/1804787594.html

artmuseumnn.ru. (n.d.). ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТ ИВАНА ШУЛЬТЦЕ. [online] Available at: http://artmuseumnn.ru/vystavki/svet/

E-vesti.ru. (2018). Выставка Шультце проходит у Муравьёвых-Апостолов. [online] Available at: http://www.e-vesti.ru/en/exhibition-of-ivan-choultse-opened-at-muraviev-apostol-estate/