Каталог
Иван Альбертович Пуни

Иван Альбертович Пуни

1892 —1956
Иван Пуни - выдающийся русский художник-авангардист XX века, который провел большую часть жизни в эмиграции. Ранние работы Пуни можно отнести к супрематизму, кубизму и футуризму. Пуни использовал в своих работах леттризм, направление, которое он изобрел самостоятельно, добавляя в картины буквы, слова, текстовые фрагменты. Позже, художник обратился к интимно-лирическому примитивизму, который имеет сходство с тем, что использовали в своих работах художники французской группы "Наби", и особенно Пьер Боннар и Жан Эдуар Вюйяр. Пуни родился 4 марта 1892 года в Куоккала (ныне Репино, пригород Санкт-Петербурга), в Российской империи, в семье известных музыкантов итальянского происхождения. Дед художника - Цезарь Пуни - был прославленный итальянский композитор, обосновавшийся в России в 1851 году и писавший музыку к балетам, а отец - Альберт Пуни - виолончелист оркестра Мариинского театра. Пуни провел детство на семейной даче в Куоккала среди многочисленных деятелей культуры и искусств, которые приезжали отдохнуть в это курортное место, и общались с семьей Пуни. Так, уже в детстве, Иван начал брать уроки рисования у великого И. Репина, который жил неподалеку. Родители Ивана надеялись, что он выберет военную карьеру, так как молодой человек проходил обучение в Николаевской Военной академии с 1900 по 1908 год. Однако, в 1909 году он решает посвятить свою жизнь искусству и открывает личную мастерскую при доходном доме, который принадлежал его отцу. В 1910 году, чтобы развивать свои художественные навыки, Пуни впервые едет в Париж, где обучается в Академии Р. Жюлиана на протяжении двух лет, а также при нескольких художественных студиях и в других академиях. Молодой художник открывает для себя такие важные и громкие современные направления в искусстве как Фовизм, Кубизм, Футуризм, а также приобщается к японскому искусству, которое уже не первое десятилетие было так популярно среди западных художников. Идеи Сезанна, с которыми художник знакомится в этот же период, также значительно повлияли на Пуни. Художник посещал родину каждое лето, создавая пейзажи, портреты родных и друзей, натюрморты, под влиянием Анри Матисса, Пьера Боннара, Юрия Анненкова, с которыми Пуни познакомился в Париже.

Пуни уезжает путешествовать по Италии, а после, в 1912 году, возвращается в Россию, в Санкт-Петербург, где присоединяется к авангардному движению и с энтузиазмом участвует в различных сообществах и выставках вместе с Гончаровой, Татлиным, Малевичем, Бурлюком и другими. Работы Пуни экспонируются на выставках группы "Бубновый валет" и "Союз молодежи". В 1914 году художник вновь отправляется в Париж и показывает свои работы в Салоне Независимых (Salon des Indépendents). Художник создавал иллюстрации к детским книгам, сотрудничал с журналом "Нива", экспонировал свои произведения в галерее "Арт-бюро". Помимо художественного таланта, Пуни проявляет организаторские способности, и в 1915 году создает одни из самых культовых авангардных выставок в России, "Трамвай В" и "0,10", где экспонирует также и свои работы. На этом этапе своей карьеры, Пуни отходит от кубофутуристической живописи и в его искусстве все чаще появляются контррельефы с использованием реальных предметов. В период проживания художника в Петербурге, его квартира на Гатчинской улице становится местом встреч для самых известных богемных личностей: Хлебников, Маяковский, Северянин, Матюшин, Бурлюк среди прочих известных художников и поэтов. В этот же период художник участвует в кружке Малевича "Супремус" и создает обложки скандально известного альманаха с программными текстами для авангардных художников. Пуни также был привлечен к оформлению Петрограда в честь годовщины Октябрьской революции. Он занимался созданием агитационных плакатов еще со времен октябрьских событий 1917 года. Пуни получает звание профессора Государственных свободных художественных мастерских. В январе 1919 года, по приглашению Марка Шагала, Пуни начинает преподавать в народном училище в Витебске. Однако, преподавательская деятельности Пуни длилась совсем не долго, разочарованный в новой власти и режиме, он эмигрировал вместе с женой, К. Богоуславской, в Германию в конце 1919 года. В 1921 году в галерее Der Sturm в Берлине успешно прошла персональная выставка работ Пуни. Сама выставка, благодаря тому, как Пуни ее оформил, представляла собой новаторское синтетичное произведение, а также выражала черты будущего перформанса и акционизма из-за своей рекламной кампании. Художник продолжает экспонироваться на групповых выставках, создает театральные костюмы и декорации, принимает участие в конференциях. В 1923 году Пуни опубликовывает книгу "Современная живопись", в которой публично отрешается от прежнего авангардного стиля и жестко критикует все то, чему поклонялся более десяти лет, и, как следствие, уходит от кубофутуризма и супрематизма в своих работах. Художник приходит к более традиционным реалистическим произведениям в свободной живописной манере.

 В 1924 году происходит переезд Пуни и его жены во Францию, где художник меняет имя на Jean Pougny. В Париже Пуни написал более 1200 работ - это был самый плодотворный период в его творчестве. Постепенно радикальные, авангардные формы уступают место фигуративно-импрессионистическому стилю и более реалистичному отображению мира. В Париже художник подружился с Ф. Леже, А. Озанфан, Л. Маркусси. Только в Париже его работы были показаны на девяти персональных выставках и множестве групповых. Галереи Лондона, Токио, Нью-Йорка, Вены, Брюсселя, Рима и Москвы успешно выставляли произведения Пуни. Художник получил французское гражданство в 1946 году и был награжден званием Кавалера ордена Почетного легиона в 1952 году. Иван Пуни умер 28 декабря 1956 года в Париже.


Источники:

Berninger, H. & Cartier, J-A. (1972) Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892 - 1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 1: Les Années d`avant-garde, Russie - Berlin, 1910 - 1923. Tübingen: Éditions Ernst Wasmuth.
Berninger, H. (1992) Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892 - 1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 2: Paris-Cote d'Azur, 1924 - 1956, Peintures. Tübingen: Éditions Ernst Wasmuth.
Pougny, J. (1923) Современная живопись. Берлин: Л.Д. Френкель.
Сарабьянов, Д., В. (2007) Иван Пуни, 1892-1956. Москва: Искусство-XXI век.
Северюхин, Д., Я., Махров, К., В., Лейкинд, О., Л. (2012) "Пуни Иван (Жан) Альбертович" [online] Искусство и Архитектура Русского Зарубежья. Available at: http://www.artrz.ru/articles/1804785986/index.html
(n.d) "Пуни Иван Альбертович" [online] Русская Живопись. Available at: http://www.artsait.ru/art/p/puni/main.htm

Inventory
Jean  Pougny

Jean Pougny

1892 —1956
Ivan Puni is a distinguished Russian avant-garde artist of the XX century, who spent most of his life abroad. Puni's early work can be attributed to Suprematism, Cubism and Futurism. Puni was one of the creators of Lettrism. He was extensively using this art movement characterised by the introduction of letters, words and text fragments into visual works of art such as, for example, paintings. Later, the artist turned to the intimate, lyrical primitivism, which has similarities with the one that was used by French artists of the group "Nabi", and especially can be seen in Pierre Bonnard's and Jean-Edouard Vuillard's works. Puni was born on March 4, 1892, in Kuokkala (now Repino, a suburb of St. Petersburg), in the Russian Empire, in a family of famous musicians of Italian origin. The artist's grandfather, Caesar Puni, was a renowned Italian composer who settled in Russia in 1851 and wrote music for ballet, while his father, Albert Puni, was a cellist with the Mariinsky orchestra. Puni spent his childhood at a family cottage in Kuokkala among the many artists who came to rest in this resort and were friends of Puni's family. So, as a child, Ivan began to take drawing lessons from the great I. Repin, who lived nearby. Ivan's parents hoped that he would choose a military career, as the young man was trained at the Nikolaev Military Academy from 1900 to 1908. However, in 1909, he decided to devote his life to art and opened a private workshop in the building that belonged to his father. In 1910, to develop his artistic skills, Puni first went to Paris, where he studied at the Académie Julian for two years, as well as in other several art studios and academies. The young artist was exploring recent dominant tendencies in modern art such as Fauvism, Cubism, Futurism and also has discovered the fascination with Japanese art, which had been so popular among Western artists for decades. Paul Cézanne's ideas were introduced to Puni and greatly influenced his art. The artist visited his homeland every summer, creating landscapes, portraits of family and friends, still lifes, influenced by Henri Matisse, Pierre Bonnard, Yuri Annenkov, with whom Puni had got acquainted in Paris.

Puni was visiting Italy, and then, in 1912, he returned to Russia, to St. Petersburg, where he joined the avant-garde movement and were enthusiastically participating in various communities and exhibitions with Goncharova, Tatlin, Malevich, Burliuk and other eminent figures of Russian modernism. Puni's work was shown at the exhibitions of avant-garde artistic groups such as "Jack of Diamonds" and "Union of Youth". In 1914, the artist went to Paris again and presented his works at the salon Des Indépendents. During that period of time, Puni used to create illustrations for children's books, collaborated with the "Niva" magazine, exhibited his works in the "Art Bureau" gallery. In addition to artistic talent, Puni has shown great organisational skills, and in 1915, he produced two of the most iconic avant-garde Futurist exhibitions, "Tram B" and "0.10", where he also exhibited his works. At this stage of his career, Puni has moved away from Cubo-Futurism in his art, and counter-reliefs with application of real objects were introduced into his work. During the artist's stay in St. Petersburg, his apartment on Gatchina street has become a popular meeting place for the most famous Bohemian artistic characters: Khlebnikov, Mayakovsky, Severyanin, Matyushin, Burliuk, and many others. During the same period, the artist has been part of the Malevich's group "Supremus" and has created covers of the infamous almanac with programme introductory texts for avant-garde artists. Puni was also involved in the design of Petrograd in honour of the anniversary of the October Revolution. He was engaged in the creation of campaign posters since the October events of 1917. Puni has been awarded the title of Professor of State Free Art Workshops. In January 1919, at the invitation of Marc Chagall, Puni began teaching at the national art school in Vitebsk. However, Puni's teaching career did not last long. Disappointed with the new government and its regime, the artist with his wife, K. Bogouslavskaya, emigrated to Germany in late 1919. In 1921, the gallery Der Sturm in Berlin held a highly successful solo exhibition of Puni's work. The exhibition itself, thanks to the way Puni designed it, was an innovative synthetic work, and also expressed the features of the future performance and Actionism because of its marketing campaign. The artist has continued to exhibit at group exhibitions, created theatrical costumes and decorations, taken part in artistic conferences. In 1923, Puni published the book "Contemporary painting", which publicly disavows his former avant-garde style and harshly criticizes all that he had worshipped for more than ten years, and as a result, his art has diverted from Cubo-Futurism and Suprematism. The artist has come to more traditional realistic style in a free painterly manner.

In 1924, Puni and his wife relocated to France, where the artist has changed his name to Jean Pougny. In Paris, Puni created more than 1200 works - it was the most prolific period in his career. Radical avant-garde forms have gradually transformed themselves into the figurative-impressionistic manner of painting and more realistic representation of the world. The artist has become friends with F. Leger, A. Ozenfant, L. Marcoussis. His works were shown at nine solo exhibitions and a variety of group exhibitions in Paris. Other cities, where galleries successfully exhibited Puni's works, include London, Tokyo, New York, Vienna, Brussels, Rome and Moscow. The artist received French citizenship in 1946 and was awarded the title of Knight of the Legion of Honour in 1952. Ivan Puni died on December 28, 1956, in Paris.

Bibliography:

Berninger, H., & Cartier, J-A. (1972) Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892 - 1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 1: Les Années d`avant-garde, Russie - Berlin, 1910 - 1923. Tübingen: Éditions Ernst Wasmuth.
Berninger, H. (1992) Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892 - 1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 2: Paris-Cote d'Azur, 1924 - 1956, Peintures. Tübingen: Éditions Ernst Wasmuth.
Pougny, J. (1923) Современная живопись. Берлин: Л.Д. Френкель.
Сарабьянов, Д., В. (2007) Иван Пуни, 1892-1956. Москва: Искусство-XXI век.
Северюхин, Д., Я., Махров, К., В., Лейкинд, О., Л. (2012) "Пуни Иван (Жан) Альбертович" [online] Искусство и Архитектура Русского Зарубежья. Available at: http://www.artrz.ru/articles/1804785986/index.html
(n.d) "Пуни Иван Альбертович" [online] Русская Живопись. Available at: http://www.artsait.ru/art/p/puni/main.htm