Каталог
Леон  Бакст

Леон Бакст

1866 —1924

Художник, иллюстратор, дизайнер и сценограф, широко-известный за свои экзотические, роскошные, оригинальные сценические костюмы и новаторские декорации для Русского Балета Дягилева (Ballet Russes), Леон Бакст (по рождению Лейб-Хаим (Лев) Самойлович Розенберг) родился 9 мая в Гродно (теперь Беларусь) в еврейской семье среднего класса. В раннем возрасте Бакст переехал в Петербург с семьей, хотя позже он имел привычку часто заявлять, что родился в Петербурге. Бакст еще будучи Львом Розенбергом посещал Академию как вольнослушатель с 1883 по 1886 год, так как официально зачислить его не могли из-за его еврейского имени. Уже гораздо позже, в 1889 году, художник был вынужден отказаться от своего еврейского имени и позаимствовать фамилию своего деда (Бакстер), чтобы избегать расовых предрассудков. Однако, Академию художник так и не окончил, так как был с позором изгнан после того как представил свою работу на религиозную тему, которая не соответствовала канонам, по мнению преподавателей в Академии. Картина "Оплакивание Христа" изображает сюжет в очень реалистичной манере и все фигуры на картины имеют ярко-выраженные еврейские черты, что, очевидно, была возмутительная вольность для Академии.

После недавней кончины отца, Бакст остался единственным кормильцем в семье. В поисках улучшения финансовой ситуации в 1886 году, художник нашел работу иллюстратора детских книг и журналов. Позже, Бакст профессионально проявил себя как портретист и начал преподавать живопись. В 1889 году случилась судьбоносная встреча, повлиявшая на весь последующий творческий путь художника, с русским художником и критиком Александром Бенуа. Вместе, они путешествовали по Европе, где Бакст знакомился с местными художниками и оттачивал художественный вкус. В течении 1891-1898 годов Бакст, в основном, жил в Париже и проходил обучение в Академии Жюлиана (Académie Julian), одним из студентов которой так же был Жан-Леон Жером (Jean-Léon Gérôme). В одном из своих писем из Парижа к Бенуа датированном 29 Октября, 1893 годом, Бакст довольно недвусмысленно выражает свои взгляды на современное французское искусство, заявляя, что Мане и его картина Олимпия довольно посредственны, а работа Бастьена-Лепажа сделана добросовестно и на славу, но явно не дотягивает до работ Жан-Франсуа Милле. Однако, по поводу своих способностей у Бакста не было сомнений, что он и высказывал в довольно экстравагантной манере называя себя "Русский Веронезе" и лучшим ныне живущим художником в мире.

Бакст вернулся в Петербург в 1898 и, наконец, получил призвание как прекрасный портретист и талантливый иллюстратор. Даже Бенуа признавал удивительный, отличительный от всех талант Бакста в рисунке и его необузданное, красочное воображение. Изначально, Бакст был сильно подвержен влиянию Реализма и особенно мотивов, используемых в работах художника Владимира Маковского. Однако, общение с Бенуа и его "почти-аристократическим" кругом, такими людьми как Дягилев и Философов, привило художнику более утонченный и разнообразный вкус. Бенуа заявлял, что это был он, кто "открыл" для Бакста мир балета. С момента знакомства с Бенуа, Бакст принадлежал к влиятельной для русского искусства группе Мир Искусства и в 1898 году художник вместе с Бенуа и Дягилевым основывает одноименный журнал Мир Искусства. Эта новая ступень в карьере Бакста, главный редактор художественного отдела, позволила ему сконцентрироваться на графическом искусстве и иллюстрациях для журнала до 1904 года. Вместе с Бенуа и К. Сомовым, Бакст совершил революцию в дизайне книг и журналов в России того времени и их особенный стиль доминировал сцену графических искусств следующие двадцать лет. Насыщенный, чувственный классицизм был особым отличием работ Бакста. Очевидно, что Бакст был знаком с Венским журналом Ver Sacrum и его линейными, гибкими, органическими рисунками с классическими колоннами, мотивами античности и декоративными, задрапированными фигурами, вызывающими ассоциации с древней Грецией. Без сомнения, этот стиль имел большое влияние на графическое искусство Бакста.

Несмотря на то, что Бакст был знаком с театром с ранних лет, известный меценат и влиятельный предприниматель, Савва Мамонтов, вдохновил участников группы Мир Искусства, и Бакста в том числе, на более тесное знакомство с сценографией и театральными постановками. На заре 1900х годов Бакст совершил свой дебют в сценическом оформлении в Александринском театре, а позже, в 1903-1904 сотрудничал и с Мариинским театром. В 1906 году Бакст так же участвовал в передвижной выставке русского искусства организованной Дягилевым и в то же время готовился для участия в ежегодной выставке, Осенний Салон (Salon d'Automne), в Париже. Успех его карьеры подтвердился и в преподавательской деятельности: Бакст был приглашен преподавать в известную и прогрессивную школу искусств Елизаветы Званцевой. Одним из студентов Бакста позже был Марк Шагал.

Леон Бакст известен более всего за свои декорации и костюмы для Русского Балета, нашумевшее и юное дело гениального импресарио Дягилева, основанное в 1909 году. Бакст начал сотрудничать с Дягилевым как художественный руководитель для Ballets Russes и сразу же невероятные, абсолютно фантастические творения Бакста принесли ему и балетной группе мировую славу, а также чрезвычайно повлияли на моду и дизайн интерьеров в грядущих поколениях. Великолепные, яркие, самобытные сценические костюмы для постановки Мишеля Фокина "Клеопатра" (1909) и "Шахерезада" (1910) Дягилева принесли неистовый и в то же время чувственный ориентализм в моду. Работы Бакста для других его наиболее известных постановок таких как "Карнавал" (1910), "Дафнис и Хлоя" (1912) и "Послеполуденных Отдых Фавна" (1912) наполнены мелодраматичностью, грандиозностью, и неординарной фантазией. Без сомнений, без сценографии, дизайна и рисунков Бакста слава и успех Русского Балета была бы неполной. С уверенностью можно сказать, что Бакст является самым выдающимся театральным художником и дизайнеров двадцатого века.

Бакст окончательно поселился в Париже в 1912 году, после того как был изгнан из России по причине своего еврейского происхождения и умер 27 декабря 1924 года в возрасте 58 лет.


Источники:
Benois, A. (1947). Reminiscences of the Russian ballet, by Alexandre Benois. Translated by Mary Britnieva. London, Putnam.
Ingles, E., Manzo, J. and Bakst, L. (2000). Bakst. London: Parkstone Press.
Kennedy, J. (1977). The "Mir iskusstva" group and Russian art, 1898-1912. New York: Garland Pub.
Lieven, P. (2010). The birth of the Ballets-Russes. [Hampshire, England]: Noverre Press.
Spencer, C. (1973). Bakst. London: Fine Art Society.

Inventory
Leon  Bakst

Leon Bakst

1866 —1924

The artist who is best known for his extraordinary, exotic, and lavish costume and revolutionary stage designs for the Ballet Russes, Leon Bakst, originally Leyb son of Shmule Rosenberg, was born on 9 May in Grodno (what is now Belarus) into a bourgeois Jewish family. He was brought to St. Petersburg by his family at the very young age, although he was often claiming that he was born there. Bakst was undergoing his artistic training during 1883-1886 in the Academy of Arts in St.Petersburg, however, not officially because of his Jewish name. The artist was forced to adopt his slightly modified grandfather's surname later in life to conceal his Jewish origins. He was expelled with a tremendous scandal after displeasing the Academy's deeply conventional and apparently racially-biased authorities with his painting of Lamentation of Christ which was outrageously realistic for a representation of the religious scene and, moreover, showed all the figures as Jewish.

Following the recent death of his father, Bakst found himself as the only financial supporter of his mother, brother and sisters. This situation led him to start his professional life in 1886 as an illustrator for magazines, educational and children's books and later progress to portrait art and teaching. In 1889 Bakst had a momentous meeting, which was crucial for his subsequent development as an artist, with a Russian artist and art critic Alexandre Benois. Together, they travelled regularly within Europe, where Bakst was communicating with local artists and absorbing all the different influences and trends. Between 1891 and 1898 Bakst lived mostly in Paris and studied with a number of notable artists including Jean-Léon Gérôme at the Académie Julian. In one of his letters to Benois dated October 29, 1983, Bakst wrote quite unequivocally his views on contemporary French art: 'Manet and Olympia are very, very mediocre' and a painting by Bastien-Lepage 'very conscientious and very accurate, but it lacks the great inspiration of Millet'. However, in contrast to Bakst's opinion on French art, he was quite sure about his own abilities and usually expressed his thoughts about himself in a rather extravagant manner: 'I am certainly the greatest artist in the world. I am the Russian Veronese'.

Bakst returned to St. Petersburg in 1898 and started to get a wide recognition for his book designs and his great portraits. Benois acknowledged Bakst's exceptional, distinctive style of drawing and his brilliant imagination as a theatrical designer. Initially oriented towards the realist style and motifs used abundantly by Vladimir Makovskii, Bakst's taste was refined and influenced by the quasi-aristocratic feel of Benois-Filosofov-Diaghilev circle. Benois even argued that it was him who sparked this passion to the ballet in Bakst. Bakst was part of the circle of artists who formed the influential Mir Iskusstva (The World of Art) movement since 1889 and in 1898 the artist co-founded the Mir Iskusstva journal with Alexandre Benois and Serge Diaghilev. This new phase in Bakst's career as a graphic editor allowed him to concentrate mostly on the graphic arts and illustrations for the journal until 1904. Together with Benois and K.A. Somov Bakst revolutionised the design of books and journals in Russia and this particular style dominated the scene of the graphic arts in Russia for next twenty years. Rich, sensuous Classicism was Bakst's trademark. Apparently, Bakst was familiar with Viennese Ver Sacrum magazine and its linear, fluid, organic drawings with classical columns, motifs and decorative draped figures reminiscent of Ancient Greece, were of great influence on Bakst's graphic arts.

Although Bakst was interested in theatre from the early childhood, a great patron of the arts and powerful industrialist, Savva Mamontov spurred the enthusiastic interest towards theatrical production among the Mir Iskusstva artists and Bakst was not an exception. In the early 1900s, Bakst worked for the Hermitage and made his debut with the stage design for Alexandrinsky Theatre in St. Petersburg. Later, he also had commissions from the Mariinsky Theatre in 1903-1904. In 1906, while being engaged with theatrical productions, Bakst participated in a grand travelling exhibition of Russian art organised by Diaghilev and was preparing the Russian section of the annual art exhibition, the Salon d'Automne in Paris. Also, in 1906 he started to teach drawing at the renowned and progressive Elizaveta Zvantseva's School of Art and Marc Chagall was later one of Bakst's students.

Leon Bakst is best known for his stage designs for the Ballets Russes, the pioneering company founded by impresario Sergei Diaghilev in 1909. Bakst began his collaboration with Diaghilev as the artistic director of the company and Bakst's brilliant and exotic creations for the Ballets Russes brought him international fame and influenced fashions in dress and interior decoration for many years to come. His original, sumptuous and colourful costume designs for Michel Fokine's ballet Cléopâtre (1909) and Diaghilev's Sheherazade (1910) introduced violent and at the same time sensuous Orientalism into fashion. Bakst's work in his other most notable productions such as Le Carnaval (1910), Daphnis et Chloé (1912) and L'après-midi d'un faune (1912) is full of theatricality, magnificence and imagination. There seems little doubt that the Ballet Russes fame and success has benefited greatly from the powerful support of Bakst's stage décor and costumes. It can be said with confidence that Bakst is the most distinguished theatrical artist and designer of the 20th century.

Bakst settled in Paris in 1912, after being exiled from Russia because of his Jewish ancestry and died on 27 December 1924 at the age of fifty-eight.


Bibliography: 
Benois, A. (1947). Reminiscences of the Russian ballet, by Alexandre Benois. Translated by Mary Britnieva. London, Putnam.
Ingles, E., Manzo, J. and Bakst, L. (2000). Bakst. London: Parkstone Press.
Kennedy, J. (1977). The "Mir iskusstva" group and Russian art, 1898-1912. New York: Garland Pub.
Lieven, P. (2010). The birth of the Ballets-Russes. [Hampshire, England]: Noverre Press.
Spencer, C. (1973). Bakst. London: Fine Art Society.