Каталог
Михаил Юрьевич Кугач

Михаил Юрьевич Кугач

1939
  • Грамота Верховного Совета РСФСР (1965)
  • Член-Корреспондент Академии Художеств (1995)
  • Заслуженный художник России (2000)
  • Действительный член Российской Академии Художеств (2007)
Михаил Кугач - это советский и российский живописец традиционной русской школы; ярый приверженец Реализма, или как любит называть свое направление в искусстве сам художник: "старый добротный ортодоксальный реализм"; заслуженный художник России и действительный член Российской Академии Художеств. Михаил Юрьевич родился 2 января 1939 года в Москве в семье известных художников О. Г. Светличной и Ю. П. Кугача. Таким образом, выбор профессии оказался совершенно не удивительным, учитывая атмосферу, которая окружала Кугача с детства. В десятилетнем возрасте мальчик отправился учиться в художественную школу при Государственном институте имени В. И. Сурикова. Примерно в то же время родители Михаила Юрьевича приобрели дом в деревне, в районе Вышнего Волочка, и выезды из города в сельскую местность чрезвычайно повлияли на будущую живопись Кугача. Художник заявлял: "С тех пор я начал постепенно понимать, что именно это и стало моей Родиной. Уже зимой скучал по деревне. Как лето - туда, а закончил учиться - так и поселился там навсегда".

Окончив школу в 1956 году, Кугач поступил в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова на факультет станковой живописи в мастерскую к профессору П. Д. Покаржевскому. Художник закончил институт в 1965 году с дипломной работой "1924 год. Гудки", и начал активно совершенствоваться в профессии и принимать участие в выставках. В 1965 году Кугач вступил в союз художников СССР. Через некоторое время, в 1967 году, работал в мастерской Бориса Владимировича Иогансона в Академии Художеств. В течении нескольких лет преподавал. В 1987 году являлся художественным руководителем Московского художественного училища памяти 1905 года. Художник отзывался об отце, Юрии Петровиче Кугаче, как о своем самом сильном учителе. Свою педагогическую деятельность Михаил Юрьевич воспринимает как передачу того опыта, который систематизировал учитель его отца, живописец Николай Петрович Крымов. Основные темы творчества Кугача это пейзажи родной природы, портреты крестьян и, вернувшихся с войны, солдат, сцены из жизни русской деревни наполненные особой поэзией, глубиной мысли, душевной теплотой и вниманием к народу. Особенно ярко эти мотивы возвращения к истокам, к вековым устоям крестьянской жизни проступают в период 1980-х годов. Художник рассказывал: "Это был какой-то особенный мир, какая-то особенная порода людей, крепко связанных со своей землей. И я счастлив, что в детстве соприкоснулся с этим по-настоящему крестьянским, а по большому счету - христианским миром".


В 1988 году Кугач возглавил творческое объединение художников "Москворечье", где проявил себя как опытный авторитет среди молодых живописцев таких как Никита Федосов, Игорь Шилкин, Валерий Крюковский, Александр Саплин, Герман Незнайкин. "Москворечье" организовывало выставки за рубежом: в Испании, Германии, Словакии, Австрии, Финляндии, Южной Корее и Англии. Это были успешные предприятия, которые принесли известность и почет художникам. Однако, для Кугача основной целью было не добиться успеха для себя и своих подопечных, а все же сохранение проверенных временем, лучших традиций московской школы живописи стояло во главе всех мотивов для Михаила Юрьевича. Будучи уже полностью сформировавшимся художником с высоким уровнем технического мастерства, Кугач не перестает учиться у природы. Как сам Михаил Юрьевич считает: "постоянное стремление к совершенству является единственным гарантом развития во времени". В 1995 году Кугача избирают членом-корреспондентом Российской академии художеств. Несмотря на то, что художник часто посещает Москву по делам, он остается не только по своему месту жительства, но и духу, человеком деревни. Как сам художник признавался, "все образы картин - оттуда, из Тверской губернии". Работы Кугача хранятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом.


Источники:
Анисов, Л. (Июнь 2016). "Михаил Юрьевич Кугач" [online] Москва. Available at: http://www.moskvam.ru/publications/publication_1545.html

Inventory
Mikhail Yurevich Kugach

Mikhail Yurevich Kugach

1939
  • Diploma of the Supreme Soviet of the RSFSR (1965)
  • Corresponding Member of the Academy of Arts (1995)
  • Honoured artist of Russia (2000)
  • Full member of the Russian Academy of Arts (2007)

Mikhail Kugach is a Soviet and Russian artist of the traditional artistic Russian school; an ardent supporter of Realism, or as Kugach himself has declared his direction in art, 'good old Orthodox Realism'; an honoured artist of Russia and a member of the Russian Academy of Arts. Mikhail Yurevich was born on January 2, 1939, in Moscow in the family of renowned artists O. G. Svetlichnaya and Y. P. Kugach. Thus, the choice of profession was not surprising, given the atmosphere that has surrounded Kugach since his childhood. At the age of ten, the boy went to study at the Moscow secondary art school affiliated with The Surikov Art Insitute. Around the same time, Mikhail Yurievich's parents bought a house in the village, in the area of Vyshny Volochok, and the trips from the city to the countryside have turned out to expose a profound impact on the artist's work in the future. The artist has said: 'Since then, I gradually began to understand that this is my Homeland. During winter times I missed the village. When summer came, I always went there. Finally, I had settled there forever when I graduated'.


After graduating from school in 1956, Kugach entered the Surikov Art Institute at the faculty of easel painting in the studio of Professor P. D. Pokarzhevsky. The artist graduated from the Institute in 1965 with his final work '1924. Beeps', and has begun to actively develop his professional skills and take part in various exhibitions. In 1965, Kugach joined the Union of artists of the USSR. After some time, in 1967, he worked in the studio of B. V. Ioganson at the Academy of Arts. Also, he was teaching for some time. In 1987, Kugach was appointed as the artistic director of the Moscow art school 'In memory of 1905'. The artist has talked about his father, Yuri Petrovich Kugach, as his most influential, powerful teacher. Mikhail perceives his pedagogical potential as a transfer of the experience, which has been systematised by his father's great teacher, painter Nikolai Petrovich Krymov. The main themes of Kugach's work are views of his beloved nature, portraits of peasants and soldiers who returned from the war, scenes from the life of the Russian village filled with special poetry, depth of thought, warmth and attention to the people. These motives of going back to the origins, to the ancient foundations of peasant life particularly vividly appear in the period of the 1980s. The artist has stated: 'It was an extraordinary world, a special kind of people, firmly connected with their land. And I am happy that as a child I came into contact with this truly peasant, and fundamentally, Christian world.

In 1988, Kugach headed the creative association of artists called 'Moskvorechye', where he showed himself as an experienced authority among young painters such as Nikita Fedosov, Igor Shilkin, Valery Kryukov, Alexander Saplin, Herman Neznaikin. 'Moskvorechye' was organising art exhibitions abroad: in Spain, Germany, Slovakia, Austria, Finland, South Korea and England. It was a successful enterprise that has brought fame and honour to the artists. However, the main goal for Kugach was not to succeed for himself and his fellow artists, but to preserve the best time-tested traditions of the Moscow School of Painting. This mission has been at the head of all the motifs of Mikhail Yuryevich. Even as a fully-formed artist with a high level of technical skill, Kugach never ceases to learn from nature. As Mikhail believes: 'the constant pursuit of perfection is the only guarantee of development in time'. In 1995, Kugach was elected a corresponding member of the Russian Academy of Arts. Despite the fact that the artist often visits Moscow for business, he remains the man of the village not only regarding his physical residence but his spirit and soul. The artist has admitted: ' the Tver province inspires all my paintings'. Kugach's works are kept in museums and private collections in Russia and abroad.


Bibliography:

Anisov, L. (June 2016). "Михаил Юрьевич Кугач" [online] Moskva. Available at: http://www.moskvam.ru/publications/publication_1545.html