Каталог
Николай Иванович Андронов

Николай Иванович Андронов

1929 —1998
  • Лауреат Государственной Премии СССР (1979)
  • Член-Корреспондент Российской Академии Художеств (1988)
  • Народный Художник РФ (1996)
  • Заслуженный Художник РСФСР (1979)

Николай Андронов был одаренным и размышляющим советским и русским художником, который был одним из основоположников Сурового стиля и сыграл ключевую роль в процессе формирования советского и русского искусства и изменениях его фундаментальных концептов в 1960-ы и последующие годы. Изначально художник был в гуще всех новых течений, происходивших в советском искусстве в 1950-х и 1960-х годах, но позже отошел от этого общего потока. Он стремился создать менее притворную, более правдивую альтернативу в искусстве, контрастирующую с прославленной, идеализированной живописью Соцреализма. Большая часть ранних работ Андронова монументальна и декоративна, выполнена в сдержанных, немногочисленных, и даже порой мрачных тонах, наполненных чувством напряжения и беспокойства. Эти работы довольно ограниченны в темах, и состоят, в основном, из обыденных сцен труда или подготовки к работе. Люди на картинах выглядят отчужденно и недоступно, будто бы постоянно смотря вглубь себя. Также Андронов хорошо известен своими монументальными работами, такими как фрески и мозаики в оформлении общественных зданий. Его более поздние работы часто изображают пустынные пейзажи глубинки северной России, интерьеры изб, простые натюрморты, состоящие из вещей, которые в обиходе в деревне, и меланхоличные, полные вдумчивого созерцания, автопортреты. Художнику удалось создать образ самого себя как борца за правду и того, кто бросает вызов советским установленным художественным идеологиям. Хотя его искусство никогда не было политически мотивированным, многие работы Андронова, особенно его монументальные произведения искусства, не лишены гражданского пафоса и тяги к громким заявлениям. В течении всей своей художественной карьеры, Андронов зачастую внезапно и довольно радикально менял направление, в котором двигалось его искусство, даже изредка противореча своим же манифестам, заявленным в предыдущих работах.

Андронов родился 30 апреля 1929 года в семье ученого в Москве. Его первое знакомство с русской сельской местностью, природой и деревней, темами, которые имели огромное значение в работах художника, произошло во время Второй Мировой Войны, когда его отправили в небольшое село на реке Сура, где родилась его мать. Андронов начал свой творческий путь в средней художественной школе в Москве в 1943 году. Он переехал в Ленинград в 1948 году и поступил в Институт Живописи, Скульптуры и Архитектуры им. Репина, где учился до 1951 года. В том же году, Андронов начал принимать участие в групповых выставках. Художник вернулся в Москву в 1952 году и продолжил свое образование Художественном Институте им. Сурикова под началом Дмитрия Мочальского. Андронов не уставал экспериментировать, пытаясь найти новый способ для себя выражать свой талант и развивать свой художественный стиль. В 1950-х годах в Москве был очень удачный период для таких молодых и начинающих художников, как Андронов. Многочисленные выставки нового искусства, построенного на наследии раннего авангарда творческого объединения "Бубновый Валет", и раскрывающие тенденцию к Монументализму, правде без прикрас и художественному аскетизму, получившая позже название Суровый стиль. Андронов окончил институт в 1954 году и обосновался в Куйбышеве на пару лет. В 1958 году он вошел в состав Московского отделения Союза Художников. Андронов входил в группу единомышленников, молодых, прогрессивных художников, таких как М. Иванов, К. Мордовин, Н.Егоршина, М. Никонов, Б. Биргер, М. Фаворская, Л. Берлин и В. Вайсберг. Вследствии этого творческого содружества, в 1961 году была организована экспериментальная выставка под названием "Выставка девяти", что вызвало большой интерес со стороны публики и разногласия в более официальных кругах. Художники, входившие в состав этой группы, сыграли основополагающую роль в тех изменениях в художественном сообществе Москвы, которые происходили в 1960-х годах.

В 1960 году Андронов жил и работал в Сибири, и то, что он обнаружил там, было очень ценно для его будущих пейзажных работ, в которых художник стремился отобразить сердце России. Работы эти отображали далекие северные деревни с обветшалыми, покореженными избами, и жизнестойкими, выносливыми людьми. В 1962 году Андронов принимал участие в нашумевшей выставке, посвященной 30-летию Московского отделения Союза Художников в Манеже в Москве. Его картина "Плотогоны", среди других его работ, была особенно жестко раскритикована советскими властями и стала отправной точкой для разрушительной кампании по разгрому художника, которая произошла впоследствии в газетах и журналах. Андронов был провозглашен "формалюгой" и был превращен в изгоя. Его исключили из Союза Художников. Андронов решил оставить позади всю эту низкую ложь советской политической пропаганды и фальшивые демонстрации коммунистического процветания, и отправился в маленькое село в Ферапонтово в Вологодской области, вблизи знаменитого монастыря. Художник провел несколько лет на своей духовной родине, в русской глубинке, находя очищение в правде, а также развивая свой художественный стиль. Андронов вернулся в Москву и в 1967 году начал работать над крупными, монументальными работами, встроенными в архитектурные ансамбли и интерьеры в общественных местах. Также, в 1967 году, художник участвовал в своей первой международной выставке в Париже, а затем, в 1970 году, выставлялся в Праге. Помимо поездок в северные уголки страны, Андронов, начиная с ранних 1950-х годов, регулярно приезжал в "священное" для художников место - Абрамцево, в Подмосковье, где художник владел дачей, доставшейся от отца, которую позже превратил в свою мастерскую. Первая персональная выставка Андронова прошла в Музее-Усадьбе Абрамцево в 1974 году.

В 1976 году Андронов возглавил Отдел Монументальной Живописи Московского Союза Художников, и до конца 1980-х годов он неустанно работал над множеством различных монументальных общественных проектов, которые были довольно грандиозные, такие как, к примеру, оформление Павелецкого вокзала в 1988 году. В 1979 году Адронову было присвоено почетное звание "Заслуженный Художник РСФСР". В том же, 1979 году, он получил государственную премию СССР за мозаику в интерьере здания газеты "Известия". Адронов был не только незаурядным, наталкивающим своими работами на размышления, художником, но и талантливым педагогом. Он преподавал в Суриковском Художественном Институте с 1992 года, где заведовал кафедрой композиции, которая была создана по инициативе Андронова. В 1996 году Андронову было присвоено звание "Народный Художник Российской Федерации". Андронов скончался 10 ноября 1998 года в Москве, в возрасте шестидесяти девяти лет.


Источники: 

Андронов Н. (1979). Когда я рисую. Сборник. Советская графика. Москва: Советский Художник.

Сарабьянов, Д. (1982). Николай Андронов. Москва: Советский Художник.

Morozov, A. (2009). NIKOLAI ANDRONOV TODAY | The Tretyakov Gallery Magazine. [online] Tretyakovgallerymagazine.com. Available at: https://www.tretyakovgallerymagazine.com/articles/4-2009-25/nikolai-andronov-today

Thatcher, I. (1999). Regime and society in twentieth-century Russia: Selected Papers from the Fifth World Congress of Central and East European Studies, Warsaw. Basingstoke: Macmillan.

Nikolai Ivanovich Andronov

Nikolai Ivanovich Andronov

1929 —1998
  • Laureate of the State prize of the USSR (1979)
  • A corresponding member of the Russian Academy of Arts (1988)
  • Honored Artist of the RSFSR (1979)
  • People's Artist of the Russian Federation (1996)

Nikolai Andronov was a gifted and thoughtful Russian-Soviet artist who was one of the founders of 'Severe' style and has played a vital role in the process of transformation of art and changes in its fundamental concepts in the 1960s and later. At first, the artist was in the middle of all the new trends that were happening in the 1950s -1960s in Soviet art, but then he stepped aside from the common flow. He was eager to construct a less artificial alternative which would be contrasting with glorified, idealised Socialist Realist painting. Much of Andronov's early work is monumental and decorative with a restricted, even gloomy, colour palette filled with a sense of unease. These works represent a quite narrow range of subject matters consisting mainly of mundane scenes of labour or preparation for work with withdrawn and introspective figures. Also, Andronov is known for his monumental works such as frescoes and mosaics in the architectural design of public buildings. His later main subject matters were deserted Northern landscapes, interiors of traditional Russian houses, rustic still lifes and melancholic, contemplative self-portraits. The artist has managed to create an image of himself as one holding the truth in high regard and fighting with Soviet artistic ideologies. Although his art has never been politically motivated, many of Andronov's works, particularly his monumental works, are not devoid of civil pathos and craving for big statements. Through the course of his artistic career, Andronov was often, all of a sudden, quite radically changing directions in which his art was going, even occasionally contradicting his previous work and its manifestoes.

Andronov was born on April 30, 1929 in a family of a scientist in Moscow. His first acquaintance with the Russian countryside, which was one of the main topics in his art, happened during the Second World War, when he was sent to a small village on the river Sura, where his mother was born. Andronov started his artistic education in a secondary art school in Moscow in 1943. He relocated to Leningrad in 1948 and entered the Ilya Repin Institute of Painting, Sculpture and Architecture, where he studied until 1951. Andronov started to participate in group exhibitions in 1951. The artist returned to Moscow in 1952 and continued his education in Surikov Art Institute under Dmitry Mochalsky. He was always experimenting, trying to find a new way of practising the art and developing his artistic style. It was a very advantageous period during the 1950s in Moscow for such young and aspiring artists as Andronov. There were numerous exhibitions of new art, built upon the legacy of the early avant-garde group Bubnovyi Valet (Jack of Diamonds), and revealing a tendency for Monumentalism, harsh truth and pure austerity, which later was named 'Severe Style'. Andronov graduated in 1954 and settled in Kuybyshev for a couple of years. In 1958 Andronov joined the Moscow branch of the Artists' Union. Andronov was part of a group of like-minded, young, progressive artists such as M. Ivanov, K. Mordovin, N. Egorshina, M. Nikonov, B. Birger, M. Favorskaya, L. Berlin and V. Weisberg. As a consequence of this engagement, an experimental show called 'Exhibition of Nine' happened in 1961 and stirred a great deal of interest and controversy. The artists involved in this group have been fundamental to those changes in the artistic community of Moscow that were happening in the 1960s.

In 1960 Andronov worked in Siberia and what he found there was precious for his future landscape works featuring the heart of Russia represented in all these northern villages with sagging, dilapidated dwellings, and resilient, tough people. In 1962 Andronov participated in a famous show, marking the 30th anniversary of the Moscow branch of the Artists' Union, at Manezh in Moscow. His painting 'Rafters' (1961), amongst his other works, was especially harshly criticised by the Soviet authorities and has become a starting point for the devastating campaign of trashing through the newspapers and magazines calling the artist a 'formalist dabbler' and making him an outcast. Andronov was expelled from the Artists' Union and left all these disparaging lies and fabrications of the Soviet practices of political propaganda and deceitful demonstrations of Communist prosperity for a tiny village Ferapontovo in Vologda Oblast. After spending several years at his spiritual homeland, at the Russian hinterland, and finding purification by truth as well as developing his new artistic style, Andronov returned to Moscow and started to work on public commissions in 1967. Also, in 1967, the artist participated in his first international exhibition in Paris, and then, in 1970, he exhibited in Prague. In addition to working in the Northern areas of Russia, Andronov, starting from the early 1950s, was coming regularly to the recognised artistic destination, Abramtsevo, in the Moscow suburb, where the artist had his country house (dacha) and, later, his artistic studio. Andronov's first solo exhibition was held in the Museum of Abramtsevo in 1974.

In 1976 Andronov headed the Department of Monumental Painting of the Moscow Union of Artists, and until the late 1980s, he was working tirelessly on a variety of different design and architectural projects, which usually were quite grand, such as, for instance, Paveletsky Railway Station decoration in 1988. Andronov was awarded an honorary title 'Honored Artist of the RSFSR' in 1979. In the same year, he also received the USSR State Prize for the mosaics in the interior of the building of the newspaper 'Izvestia'. Andronov was not only a great, thought-provoking artist but also an accomplished teacher, who was teaching at the Surikov Art Institute and was in charge of the Department of Composition, which had been created on Andronov's initiative, at the Surikov Institute as well. In 1996 Andronov was awarded by the title of 'People's Artist of the Russian Federation'. Andronov died on November 10, 1998, in Moscow at the age of sixty-nine.

Андронов Н. (1979). Когда я рисую. Сборник. Советская графика. Москва: Советский Художник.
Сарабьянов, Д. (1982). Николай Андронов. Москва: Советский Художник.
Morozov, A. (2009). NIKOLAI ANDRONOV TODAY | The Tretyakov Gallery Magazine. [online] Available at:
Thatcher, I. (1999). Regime and society in twentieth-century Russia: Selected Papers from the Fifth World Congress of Central and East European Studies, Warsaw. Basingstoke: Macmillan.