Каталог
Николай Васильевич Харитонов

Николай Васильевич Харитонов

1880 —1944
Николай Харитонов - выдающийся русский живописец академической школы, виртуозный портретист и мастер пейзажного жанра, ученик И. Е. Репина, совмещающий в своих работах реализм и импрессионистические тенденции. Харитонов родился 9 декабря 1880 года в простой крестьянской семье в деревне Плишкино , ныне уже не существующего, Мологского уезда Ярославской губернии. После окончания сельской школы, будучи двенадцатилетним юношей, Харитонов отправился в Петербург к родственникам и устроился работать в писчебумажный магазин, а затем, и в мастерскую по изготовлению вывесок в том же магазине. Николай Васильевич начал свой художественный путь необычно - около 1895 он уезжает на остров Валаам, где становится послушником в Спасо-Преображенском мужском монастыре и два года пишет иконы, изучая это древнее мастерство. По возвращению в Петербург, Харитонов начинает посещать занятия в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художников, а также, совершенствует свои навыки в частной мастерской талантливого рисовальщика и офортиста, Л. Е. Дмитриева-Кавказского. В 1901 году Николай Васильевич поступает вольнослушателем в Высшее художественное училище при Академии Художеств на живописное отделение, а уже через год начинает обучение в мастерской прославленного, уникального живописца - И. Е. Репина.

Художник начинает принимать участие в выставках в Екатеринодаре с 1907 года. Сначала, приняв участие в III периодической выставке картин Академии художеств, которую организовал известный галерист и коллекционер Ф. А. Коваленко, Харитонов показывает лишь одну картину "Девочки на снегу", которая впоследствии была приобретена самим Коваленко. Однако, уже в следующем году, вдохновленный успехом, художник показывает десять своих работ. С этого периода значимость Харитонова как художника и его общественное признание начинают набирать обороты. В 1909 году картина "Цыганка" приносит художнику славу, а вместе с этим, и возможность участвовать в еще более серьезных выставках. Будучи упорным, трудолюбивым, способным студентом, Харитонов заслужил поддержу Репина, и в октябре того же года получил официальное звание художника за картину "Икар". В 1911 году художник получает свою первую премию от Императорского общества поощрения художников за жанровую картину "На качелях". Художник вступает в общество имени А. И. Куинджи, Общину художников и Ярославское художественное общество. После учебы Николай Васильевич много путешествует по России, рисуя пейзажи Русского Севера и Кавказа, и Европе, проживая какое-то время в Париже, а также, в Германии, обучаясь в Мюнхенской Академии Художеств. В Париже художник знакомится с легендарным Ф. И. Шаляпиным, и впоследствии создает свои знаменитые портреты Шаляпина, а также, серию карандашных рисунков. Харитонов также исполнил портреты членов царской семьи Николая II. В 1913 году, на международной выставке в Мюнхене, картину "Дама в Черном" приобретает Лейпцигский музей, что являлось значительным успехом для художника. В 1914 году Харитонова награждают премией имени принцессы Евгении Ольденбургской за произведение "Праздник в деревне". Во время Первой мировой войны Николай Васильевич был призван как официальный художник-портретист, изображающий генералов русской армии по заказу Трофейной комиссии. Будучи еще в России, Николай Васильевич часто возвращался в родной Мологский край. Близкая его сердцу природа запечатлена во множестве набросков, этюдов, законченных пейзажей, отображающих умиротворенный дух этого места. Художник регулярно выставляет свои работы на выставках, в том числе на весенних выставках в Императорской Академии Художеств, 44-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (1916), 1-й выставке картин, этюдов и эскизов Общества имени А. И. Куинджи (1917), 1-й государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде (1919), художественной выставке "Лотос" в Ростове-на-Дону (1919).

После революции, в связи с накаленной политической обстановкой в стране, Харитонов навсегда покидает родину и переезжает в Югославию. Перед эмиграцией художник продает почти все имеющиеся у него работы своему другу Ф. А. Коваленко. В Загребе Николай Васильевич занимал должность художника-оформителя в Хорватском народном театре, работая, например, над оперой "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова в 1921 году. С первой волной эмиграции русских в Америку, в 1923 году, Николай Васильевич уезжает в Нью-Йорк. Связь с родиной с этих пор обрывается для Харитонова: напряженные международные отношения сделали невозможной даже переписку с родственниками. В США художник получает американское гражданство и завоевывает славу блистательного портретиста. На протяжении длительного периода работы Харитонова были под запретом в СССР из-за политических антиреволюционных и антисоветских взглядов Николая Васильевича, а также, его связи с белогвардейским движением. Харитонов умер 30 сентября 1944 года в Нью-Йорке. Его работы находятся в частных коллекциях и музеях во множестве стран мира. В России картины художника можно найти в Государственном Русском художественном музее, Театральном музее им. Бахрушина, Краснодарском краевом художественном музее, музее Ф. И. Шаляпина, музее Ярославля, и в других значительных культурных учреждениях.

Источники:

(2012) Гений живописи из Мологи [online] Ярославская областная газета: Золотое Кольцо. Available at: http://goldring.ru/news/show/103561
Лейкинд, О., Л., Махров, К., В., Северюхин, Д., Я. (2011) Харитонов Николай Васильевич [online] Искусство и Архитектура Русского Зарубежья. Available at: http://www.artrz.ru/menu/1804681482/1804787930.html
Лейкинд, О., Л., Северюхин, Д., Я. (1994) Художники русской эмиграции (1917-1941). Санкт-Петербург: Издательство Чернышева.
Малыгин, А. (1928) Путеводитель по Художественной галерее. Ярославль.

Inventory
Nikolai Vasilievich Kharitonov

Nikolai Vasilievich Kharitonov

1880 —1944
Nikolai Kharitonov (Nicholas Basil Haritonoff) was a prominent Russian painter of the Academic School, a brilliant portraitist and a master of the landscape genre, a pupil of I. E. Repin, who used to combine Realism and Impressionistic tendencies in his works. Kharitonov was born on December 9, 1880, in a simple peasant family in the village of Plishkino, which no longer exists, the Mologsky district of the Yaroslavl province. After graduating from rural school, being a twelve-year-old boy, Kharitonov went to his relatives in St. Petersburg and got a job in the paper shop, and, later, was also working in the workshop which specialised in the production of signboards for stores. Nikolai Vasilyevich has begun his artistic education and career in a peculiar way - around 1985 he went to the island of Valaam, where he became a novice in the Spaso-Preobrazhensky monastery, and he was painting icons and religious paintings for two following years, scrupulously studying this ancient skill. On his return to St. Petersburg, Kharitonov has begun to attend classes at the Drawing School of the Imperial Society for the Encouragement of the Arts and also was developing his proficiency in drawing in a private art studio of a talented academic painter and etcher, L. E. Dmitriev-Kavkazsky. In 1901, Nikolai Vasilievich joined the Painting Department at the Higher Art School at the Academy of Arts, and a year later began training in the studio of the famous, outstanding artist - I. E. Repin.

From 1907 the artist has started to participate in art exhibitions in Ekaterinodar. First, taking part in the III recurrent exhibition of the Academy of Arts, which was organised by a renowned gallerist and collector F. A. Kovalenko, Kharitonov showed only one painting "Girls on the Snow", which was subsequently acquired by Kovalenko himself. However, in the following year, inspired by the previous success, the artist selected ten of his works. Since that period, the importance of Kharitonov as an artist and his public recognition have begun to gain momentum. In 1909, the painting "Gypsy" brought fame and glory to the artist, and, consequently, the opportunity to participate in even more acclaimed and famous exhibitions. Being a persistent, hardworking, capable student, Kharitonov has earned Repin's approval and support, and, as follows, Nikolai Vasilievich received the official title of an artist for his painting named "Icarus" in October that year. In 1911, the artist obtained his first prize from the Imperial Society of Encouragement of the Arts for the genre painting "On the Swing". The artist has joined the Kuindzhi society, the Community of Artists and the Yaroslavl Art Society. After graduation, Nikolai Vasilievich was travelling a lot across Russia, painting landscapes of the Russian North and the Caucasus, and Europe, living for some time in Paris, as well as in Germany, studying at the Munich Academy of Arts. In Paris, the artist met with the legendary Russian opera singer F. I. Chaliapin and later created his famous portraits of Chaliapin, as well as a series of pencil drawing depicting the great performer. Kharitonov also painted portraits of members of the Royal family of Nicholas II. In 1913, at the International Exhibition in Munich, the painting "the Lady in Black" was acquired by the Leipzig Museum. That occasion signified a great success for the artist. In 1914 Kharitonov was awarded another prize named after the Princess Eugenia of Oldenburg for his work "Holiday in the Village". During the World War I, Nikolai Vasilievich was drafted into the army as an official portrait painter in order to depict the officers of the Russian Army. While still in Russia, Nikolai Vasilievich was often returning to his native Mologsky region. The nature of that place, which was so dear to the artist's heart, is captured in numerous sketches, etudes, and finished works reflecting a peaceful spirit of the countryside. The artist was regularly exhibiting his works at various prestigious exhibitions, including Spring Exhibitions at the Imperial Academy of Arts, the 44th exhibition of the Society for Travelling Art Exhibitions (1916), the 1st exhibition of paintings, etudes and sketches of the Kuindzhi Society (1917), the 1st State Free Exhibition of Works of Art in Petrograd (1919), the Art Exhibition "Lotus" in Rostov-on-Don (1919).

After the Revolution, in response to the tenuous political environment in the country, Kharitonov has left his homeland forever and first moved to Yugoslavia. Before emigrating, the artist had sold almost all his works to his friend F. A. Kovalenko. In Zagreb, Nikolai Vasilievich was employed as a set designer at the Croatian People's Theatre, working, for instance, on the N. A. Rimsky-Korsakov's "Snow Maiden" opera in 1921. With the first wave of Russian emigration to America, in 1923, Nikolai Vasilievich left for New York. Since then, communication with the homeland was lost for Kharitonov - even correspondence with the artist's relatives was impossible due to the strenuous international relations. The artist has received American citizenship and gained fame of an exceptional portraitist in the USA. Kharitonov's work was banned in the Soviet Union for a long time because of Nikolai Vasilievich's political anti-revolutionary and anti-Soviet views, as well as, his connection with the White movement. Kharitonov died September 30, 1944, in New York. His works are now in private collections and museums across the world. In Russia, the artist's paintings can be found in the State Russian Art Museum, Theatre Museum named after Bakhrushin, Krasnodar Regional Art Museum, the Museum of F. I. Shalyapin, the Museum of Yaroslavl, and other significant cultural institutions.

Bibliography:

(2012) Гений живописи из Мологи [online] Ярославская областная газета: Золотое Кольцо. Available at: http://goldring.ru/news/show/103561
Лейкинд, О., Л., Махров, К., В., Северюхин, Д., Я. (2011) Харитонов Николай Васильевич [online] Искусство и Архитектура Русского Зарубежья. Available at: http://www.artrz.ru/menu/1804681482/1804787930.html
Лейкинд, О., Л., Северюхин, Д., Я. (1994) Художники русской эмиграции (1917-1941). Санкт-Петербург: Издательство Чернышева.
Малыгин, А. (1928) Путеводитель по Художественной галерее. Ярославль.