Каталог
Николай Баскаков (1918-1993)
Алеша Панев
1987

Николай Баскаков (1918-1993)
Алеша Панев
1987

подписан в левом нижнем углу
холст, масло
57 x 47.5 cm

Цена по запросу
Николай Баскаков, советский художник и яркий представитель ленинградской школы живописи, наиболее широко известен своими картинами в жанре Социального Реализма и полотнами с изображением Ленина. Однако, один из вариантов картины "Алеша Панев" наглядно демонстрирует каким прекрасным портретистом был Баскаков. Другая, немного отличающаяся, версия картины репродуцирована в альбоме "Николай Баскаков" В. Кириллова. Портреты рабочих и крестьян, его родных и близких, а также, известных личностей, составляют значительную и впечатляющую часть творчества этого талантливого живописца. Баскаков утверждал, что любит писать портреты по памяти, а не с натуры, объясняя это тем, что так больше простора для творчества. И вправду, несмотря на приверженность к Реализму и, привитое на живописном отделении института имени Репина, которое окончил Николай Баскаков, глубокое уважение к художественному наследию русского искусства, особенность работ художника состоит в его индивидуальном стиле, в его уникальной энергичной, острой и выразительной манере.

Такие узнаваемые, характерные для его творчества, черты, Баскаков приобретает в своем зрелом этапе творчества, в 1950-60-х годах. Художник пишет уверенными, лепящими форму, широкими мазками, прибегая к следованию тенденциям Русского Импрессионизма, что добавляет данной картине мечтательную, легкую, сказочную атмосферу в сочетании с гармонией цветовых отношений. Портрет "Алеша Панев" по эмоциональной окраске представляет собой ясный, радостный, мирный образ детства. Оттенки пронзительно красного, глубокого синего, теплого золотого создают ощущение праздника, торжественного, нарядности. В картине присутствует некое ощущение русского фольклора в его визуальном проявлении, нечто традиционно народное. Несмотря на то, что картина выполнена по канонам Реализма, фон выглядит довольно стилизованно. Это не обычные элементы интерьера, а узор из цветов, который по своим визуальным признакам близок к постимпрессионизму. Эти стилистические черты и тяга к ярким, выразительным, контрастным цветам особенно сильно проявились в творчестве Баскакова в 1970-80х годах. Ребенок на картине изображен в профиль и выглядит сосредоточенным и увлеченным; он держит в руке карандаш и блокнот, вероятно, рисует. Как часто великие художники уже с раннего детства очаровывались рисованием, вставали на путь искусства, еще сами того не осознавая.

Николай Баскаков так же, как и Алеша, изображенный на портрете, любил проводить время за рисованием. Мальчик рос в деревне на Волге, в семи километрах от Астрахани, и когда выдавалось свободное время, рисовал карандашом. Его первый альбом для рисования принес отец, и с тех пор юный Николай стал все чаще уходить на природу, чтобы запечатлеть любимые места. Несмотря на то, что, последовав отцовскому пути, сначала выучился он на плотника, Баскаков все же поступил в Астраханское художественное училище по наставлению своего друга в 1933 году. Позже, попав в ЛИЖСА имени И. Е. Репина, Николай Баскаков присоединяется к Ленинградской школе живописи в период ее расцвета. Эта художественная группа полностью отвечает духу его творчества и идейным приоритетам. Тема детства и юности является в целом довольно популярной темой в советской живописи 1950-1980-х годов. Выдающиеся мастера Ленинградской школы живописи, такие как Александр Самохвалов, Николай Позднеев, Юрий Тулин, Владимир Овчинников, Елена Костенко, Александр Шмидт, Лев Русов, Вера Назина, - все эти художники часто прибегали к детским образам в портретах или жанровых картинах. Их всех, в том числе и Николая Баскакова, объединяло родство с прогрессивными традициями русского искусства и школы досоветского периода, взращивание таланта на лучших образцах отечественной и европейской живописи, на опыте легендарных художников постреволюционного периода, унаследованные традиции и собственные источники развития берущие корни в ярко-выраженной национальной основе, идеях добра и гуманизма. Ленинградской школе свойственно сохранение традиционно русского понимания целей и задач искусства. Так и Баскаков, раскрывает красоту мира и обаяние молодости, обращаясь к вечным, непреходящим ценностям в своем пронзительном, прекрасном, гармоничном мире, частью которого является и портрет "Алеша Панев".

Другие картины художника

Inventory
Nikolay Baskakov (1918-1993)
Alyosha Panev
1987

Nikolay Baskakov (1918-1993)
Alyosha Panev
1987

signed in the lower left
oil on canvas
57 x 47.5 cm

Price on request
Nikolai Baskakov, Soviet artist and one of the leading representatives of the Leningrad school of painting, is most widely known for his paintings in the genre of Social Realism and depictions of Lenin. However, one of the versions of the painting "Alyosha Panev" vividly demonstrates what an excellent portrait painter was Baskakov. Another slightly different version of the painting is reproduced in the "Nikolai Baskakov" album by V. Kirillov. Portraits of workers and peasants, his family and friends, as well as famous personalities, constitute a significant and impressive part of this talented artist's oeuvre. Baskakov has claimed that he likes to paint portraits from memory, not from nature, and explained this by the fact that there is much more space for creativity if you are allowing your imagination to interfere. Indeed, despite the commitment to Realism and deep respect for the artistic heritage of Russian art, which were cultivated extensively by the Painting Department of the Repin Institute, where Nikolai Baskakov had studied, the distinctiveness of Baskakov's artistic style is rooted in his unique energetic, expressive, zealous manner.

Such recognisable, characteristic features of his work Baskakov has acquired during his mature period of activity, in the 1950s and 1960s. The artist has expressed himself in bold, sculpting, broad brushstrokes following the tendencies of Russian Impressionism, which generates a dreamlike, light-hearted, fabulous atmosphere combined with the harmony of the colour scheme. The emotional dimension of the portrait "Alyosha Panev" is an unclouded, joyous, peaceful image of childhood. Shades of piercing red, deep blue, warm gold create a sense of festivity, solemnity, splendour. The painting gives a certain feeling of Russian folklore in its visual manifestation, something very traditional, profoundly national. Interestingly, despite the fact that the portrait is made according to the canons of Realism, the background appears to be quite stylised. It does not represent the common elements of the interior, but the pattern of blurred flowers, possibly roses, which, in fact, is more reminiscent of post-impressionistic trends. These stylistic aspects and craving for bright, expressive, contrasting colours are particularly strongly manifested in Baskakov's works in the 1970s and 1980s. The child in the picture is depicted in profile and seems to be deeply engaged in his activity; he is holding a pencil and a notebook, most probably, he is drawing something. How often great artists are become fascinated by drawing starting from their early childhood, embarking on the artistic journey even without realising it.

Nikolai Baskakov as well as Alyosha, depicted in the portrait, loved to spend time drawing. The boy grew up in a village on the Volga, seven kilometres from Astrakhan, and he was usually spending his spare time drawing with pencil. His first album for drawing was brought by his father, and since then young Nikolai began to escape outdoors more often to capture his favourite places on paper. Even though he was first educated as a carpenter, following his father's career's path, Baskakov still entered the Astrakhan art school at the insistence of his friend in 1933. Later, once graduating from the Repin Institute, Nikolai Baskakov has joined the Leningrad school of painting in its heyday. This artistic group has fully met the spirit of his art and his ideological priorities. The theme of childhood and youth has been generally a quite popular subject matter in the Soviet painting of 1950s-1980s. The renowned masters of the Leningrad school of painting, such as Alexander Samokhvalov, Nikolai Pozdneev, Yuri Tulin, Vladimir Ovchinnikov, Elena Kostenko, Alexander Schmidt, Lev Rusov, Vera Nazina-all these artists have often approached children's images in portraits or genre paintings. All of them, including Nikolai Baskakov, were united by their relationship with the progressive traditions of Russian art and the school of the pre-Soviet period, by nurturing their talent studying the best examples of Russian and European painting, by exploring inherited traditions and their own sources of development rooted in a pronounced national basis, the ideas of kindness and humanism. The Leningrad school is characterised by the preservation of the traditional Russian understanding of the goals and objectives of art. Thereby, Baskakov reveals the beauty of the world and the charm of youth, referring to the eternal, enduring values in his inspiring, beautiful, harmonious world, part of which is the portrait of little Alyosha Panev.