Каталог
Николай Петрович Богданов-Бельский

Николай Петрович Богданов-Бельский

1868 —1945

Николай Богданов-Бельский - русский художник, прекрасный портретист и пейзажист, академик живописи, последователь движения Передвижников, председатель Общества имени Куинджи. Он посвятил свое творчество жизни деревни, убедительно отобразил будни крестьянской детворы и ярко отразил быт сельской дореволюционной школы. Художник родился 8 декабря 1868 года в маленькой деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области). Так как мальчик родился внебрачным сыном простой крестьянки, то фамилия его была образована из псевдонима - Богданов, и названия родного уезда - Бельский. Вторая часть фамилии была присоединена только в 1905 году, когда художник получил звание академика. Богданов-Бельский вспоминал об этом событии: "Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис - "Бельский"". Детство в деревне проходило в бедноте, но мирно: юный Николай трудился пастухом, любил вырезать фигурки животных из дерева и рисовать на заборах, учился в церковно-приходской школе.

Будущему художнику очень повезло, что его дарование заметил выдающийся профессор С. А. Рачинский, приехавший из Москвы, который в то время организовывал школы для крестьянской ребятни в провинции и сыграл большую роль в судьбе Богданова-Бельского. Профессор был так впечатлен своим портретом, который нарисовал доморощенный художник, что в 1878 году определил мальчика в свою 4-ю классную земскую школу в селе Татеве, а затем, в 1882 году, направил в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры. Все это время мальчик жил в семье Рачинского как член семьи. В 1884 году Богданов-Бельский отправляется учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества будучи все еще на содержании у профессора Рачинского. Преподавателями Богданова-Бельского были В. Д. Поленов в пейзажном классе, И. М. Прянишников - в фигурном, писать с натуры его учили Е. С. Сорокин и В. Е. Маковский.

В шестнадцатилетнем возрасте, в 1884 году, Николай Богданов-Бельский вернулся в Татево, где продолжал посвящать большинство времени живописи, живя в доме у профессора Рачинского. В то время он уже начал участвовать в выставках и его работы даже начали продаваться, как, например, "Еловый лес", который купил знатный предприниматель и коллекционер, В. Г. Сапожников. Уже в учебную пору Николай Богданов-Бельский проявлял себя как успешный и достойный внимания живописец: он получал награды и хвалебные отзывы своих учителей. Картина "Будущий инок", написанная в 1889 году как дипломная работа, принесла молодому художнику не только большую серебряную медаль и звание "классного художника", но и первую славу. Богданов-Бельский смог отправиться в путешествие в Константинополь и осуществить паломничество на Афон благодаря помощи одного молдавского помещика в 1890 году. Именно там Николай Богданов-Бельский познакомился с Филипом Малявиным, который трудился в иконописной мастерское в Афоне. Богданов-Бельский много и с энтузиазмом работал в монастырской гостинице, проводил беседы с монахами Свято-Пантелеимоновского монастыря и наблюдал за природой этого удивительного места. В том же году, когда Богданов-Бельский начал участвовать в выставках передвижников, дипломная картина художника была показана художником и высоко оценена именитым критиком В. В. Стасовым. В целом, будучи постоянным участником выставок передвижников, Николай Богданов-Бельский писал очень близкие по содержанию и духу к Товариществу передвижных художественных выставок работы. К самому обществу передвижников Богданов-Бельский официально присоединился в 1895 году. Позже, художник напишет о своих воспоминаниях: "Выставки эти имели громадный успех. Между обществом и нами была полная гармония, одни и те же интересы, одна идеология объединяла нас". В 1891 году картину "Будущий инок" приобрел крупный московский предприниматель и владелец художественной галереи К. Т. Солдатенков, а затем, картина перешла к императрице Марии Федоровне. Впоследствии Богданову-Бельскому поступило множество заказов на повторение этого полотна, в том числе и от М. П. Третьякова. Художник продолжил обучение после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества уже только в 1894 году в Высшем художественном училище при Петербургской Академии художеств в мастерской у И. Е. Репина. В течении первых двух лет в Академии, Николай Богданов-Бельский отправился в Париж для совершенствования своего мастерства в студию Ф. Коларосси и Ф. Кормона. Художник также путешествовал и работал в Германии и Италии. Репродукции полотен Богданова-Бельского публиковали в популярных журналах "Нива", "Художественные сокроващиа России", "Столица и усадьба". Его картины покупали Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, а также, художественные музеи таких крупных городов как Алматы, Архангельск, Нижнетагильск, Омск и Самара.

Богданов-Бельский оканчивает Академию художеств в 1903 году, а в 1905 году ему присваивают звание академика живописи. Слава Николая Богданова-Бельского как портретиста распространилась так далеко, что сам государь Николай II заказал у него свой портрет в 1904 году, хотя встретился с художником только в 1906 году, а портрет был закончен еще через два года. Император остался крайне доволен результатом. Он также приобрел две картины художника: "Игра в шашки" и "Чтение в сельской школе". В целом, в карьере Николая Богданова-Бельского имеются портреты многих приближенных царского двора, а также, императрицы Марии Федоровны и великого князя Сергея Александровича. В 1914 году Богданов-Бельский стал действительным членом Академии художеств. Общественная жизнь художника была довольно активной: он был избран председателем Общества А. И. Куинджи в 1913 году и оставался на этом посту вплоть до 1918 года.

Крушение монархии и революционная обстановка оказали сильное влияние на жизнь художника. Он так и не смог оправиться от этого потрясения и приспособиться к новому укладу жизни: осенью 1921 года художник по приглашению своего друга Сергея Виноградова уехал в Латвию. Он продолжает рисовать близкие его сердцу темы и знакомые мотивы: сельскую природу и крестьянских детей. Богданов-Бельский с теплом отзывался о своем новообретенном доме, и особенно, о восточном крае Латгалия, где он проводил почти каждое лето: "Латвия вообще очень живописна, и в особенности Латгалия. Природа ее очень мне напоминает северную часть Смоленской губернии, где я родился и провел свое детство". В Латвии прошло семь персональных выставок художника в период с 1922 по 1940 год. Также, работы Богданова-Бельского были показаны в Таллинне, Осло, Мюнхене, Торонто, Хельсинки, Берлине, Гамбурге, Праге, Копенгагене, Белграде. Художник оказался востребован и в Латвии, его работы хорошо покупались и часто выставлялись. В 1936 году Николай Богданов-Бельский был удостоен высшей награды Латвии - ордена Трех Звезд. Последняя прижизненная выставка, в которой участвовал Богданов-Бельский произошла в 1941 году в Москве, где художник показал картину "Пастушок Прошка", написанную в 1939 году. Художник, будучи тяжело болен, был вынужден покинуть Латвию в 1944 году и отправиться вместе с женой Антониной Максимилиановной Эрхард, прибалтийской немкой, в Германию, чтобы быть прооперированным в берлинской клинике. Богданов-Бельский умер в Берлине 19 февраля 1945 года во время бомбежки и похоронен на русском православном кладбище Тегель.

Источники:

Баршева, И., Сазонова, К. (1962) Н. Богданов-Бельский. Москва: Государственное издательство изобразительного искусства.
Фейгмане, Т. (n. d.) Русские в Латвии. [online] Николай Богданов-Бельский. Available at: http://www.russkije.lv/ru/lib/read/nikolay-bogdanov-belsky.html
Лапидус Н. (2005) Богданов-Бельский. Москва: Белый город
Подушков, Д. (n.d.) Удомельская старина. Краеведческий альманах. [online] Академик живописи Николай Петрович Богданов-Бельский. Available at: https://web.archive.org/web/20080124172724/http://starina.library.tver.ru/us-0122.htm
Ушакова, И. (2015) Православие. Ru [online] "Мирская Чаша" Жизни и Творчества Художника Н. П. Богданова-Бельского. Available at: https://pravoslavie.ru/77387.html

Inventory
Nikolay Petrovich Bogdanov-Belsky

Nikolay Petrovich Bogdanov-Belsky

1868 —1945

Nikolai Bogdanov-Belsky is a Russian artist, excellent portraitist and landscape painter, Academician of painting, a follower of the ideas of the Wanderers artistic group (Peredvizhniki), Chairman of the Arkhip Kuinzhi society. He devoted his work to the life of the village, convincingly reflected the everyday life of peasant children and vividly presented the mundane existence of a rural school of the pre-revolutionary period. The artist was born December 8, 1868, in a small village Shitiki of Belsky County, Smolensk province (now Oleninsky district of Tver region). Since the boy was born as the illegitimate son of a simple peasant, his name was formed from the pseudonym - Bogdanov, and the name of his native County - Belsky. The second part of the name was attached only in 1905 when the artist received the title of Academician. Bogdanov-Belsky has recalled this momentous event: "My common name was as though ennobled by the Emperor himself, writing it personally in a diploma with a hyphen - "Belsky". His childhood was unprivileged regarding the financial situation but peaceful: the young Nikolai used to work as a shepherd, he loved to carve figures of animals from wood and paint on the fences, he also studied at the local parochial school.

The future artist was very fortunate that his talent was noticed by a renowned Professor S. A. Rachinsky, who came from Moscow and at that time was organising schools for peasant children in the province. This person has played a grand role in the fate of Bogdanov-Belsky. The Professor was so impressed with his portrait, which was painted by a self-taught artist, that in 1878, he sent the boy to his school in the village of Tatevo, and then, in 1878, he referred young Nikolai to the icon-painting workshop of the Trinity Lavra of St. Sergius monastery. All this time the boy was living in the Rachinsky's household as his rightful family member. In 1884, Bogdanov-Belsky went to study at the Moscow school of painting, sculpture and architecture while still being financially dependent on Professor Rachinsky. Bogdanov-Belsky's teachers were V. D. Polenov, who was a tutor in a landscape class, I. M. Pryanishnikov, who lectured in figure painting class, and a life drawing class was taught by E. S. Sorokin and V. E. Makovsky.

At the age of sixteen, in 1884, Nikolai Bogdanov-Belsky returned to Tatevo, where he continued to devote most of his time to painting, living in the house of Professor Rachinsky. At that time, he had already started to participate in exhibitions, and his works even began to be sold, such as "The Spruce Forest", for instance, which was bought by a famous entrepreneur and collector, V. G. Sapozhnikov. Already during his studies, Nikolai Bogdanov-Belsky proved himself as a successful and noteworthy painter: he received awards and was praised by his teachers. The painting "The Future Monk", which was created in 1889 as his diploma work, has brought to the young artist not only a silver medal and the official title of the painter but also has made him notable to many. With the help of his supporters, Bogdanov-Belsky was able to travel to Constantinople and make a pilgrimage to Mount Athos in 1890. That is where Nikolai met with Philip Malyavin who worked in the icon painting workshop in the monastery in Athos. Bogdanov-Belsky was very prolific during this trip concerning his creative output and had thoughtful conversations with the monks of the St. Panteleimon monastery as well as he was contemplating the great nature of this fascinating place. In the same year, when Bogdanov-Belsky began to participate in exhibitions that were held by the Wanderers (Peredvizhniki), the diploma painting of the artist was displayed for the wide public and highly appreciated by the eminent art critic V. V. Stasov. In general, being a permanent participant in the exhibitions of the Wanderers (Peredvizhniki), Nikolai Bogdanov-Belsky's style and artistic ideology was very close in its content and spirit to the Society for Traveling Art Exhibitions. Bogdanov-Belsky actually became an official member of the Society only in 1895. The artist has written about his memories: "These exhibitions were a huge success. There was complete harmony between society and us, the same interests, the same ideology united us". In 1891, the painting "The Future Monk" was acquired by a prominent Moscow businessman and the owner of the art gallery, K. T. Soldatenkov, and then later the painting passed to the Empress Maria Feodorovna. Subsequently, Bogdanov-Belsky has received many commissions for the replicas of this work, including one from M. P. Tretyakov. The artist continued his art education after graduating from the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture only in 1894 at the Imperial Academy of Arts in St. Petersburg in the studio of Ilya Repin. During the first two years at the Academy, Nikolai Bogdanov-Belsky went to Paris to develop his artistic skills in the private studios of F. Colarossi and F. Cormon. The artist also travelled and worked in Germany and Italy. Reproductions of Bogdanov-Belsky's paintings were published in popular magazines such as "Niva", "Art Treasures of Russia", "Capital and Manor". His paintings were bought by the State Tretyakov Gallery, the State Russian Museum, as well as other art museums of major cities such as Almaty, Arkhangelsk, Nizhny Tagil, Omsk and Samara.

Bogdanov-Belsky graduated from the Academy of Arts in 1903, and in 1905 he was awarded the official title of Academician of Painting. Nikolai Bogdanov-Belsky's fame as a portraitist has spread so far that Emperor Nicholas II ordered his portrait in 1904. The artist met Nicholas II in 1906, and the portrait was finished two years later. The Emperor was extremely pleased with the result. He also bought two paintings by Bogdanov-Belsky: "The Game of Checkers" and "Reading in a Rural School". In fact, there are many portraits made by the artist of those who were close to the Royal family as well as depictions of Empress Maria Fedorovna and Grand Duke Sergei Alexandrovich. In 1914, Bogdanov-Belsky became a full member of the Academy of Arts. The social life of the artist was quite vibrant: he was elected Chairman of the Arkhip Kuindzhi Society and was holding this position until 1918.

The collapse of the monarchy and the revolutionary turmoil had a substantial impact on the artist's life. He was never able to recover from this shock and adapt to a new way of life: in the autumn of 1921, the artist at the invitation of his friend Sergei Vinogradov relocated to Latvia. He continued to paint on the familiar subject matters that were so dear to his heart: rural nature and peasant children. Bogdanov-Belsky has spoken with warmth about his newfound house, and particularly about the Eastern province of Latvia, Latgale, where he spent almost every summer: "Latvia generally is very picturesque, and especially Latgale. Its nature reminds me very much of the Northern part of Smolensk province, where I was born and spent my childhood". There were seven personal exhibitions of the artist held in Latvia in the period from 1922 to 1940. Also, the works of Bogdanov-Belsky were shown in Tallinn, Oslo, Munich, Toronto, Helsinki, Berlin, Hamburg, Prague, Copenhagen, Belgrade. The artist was highly successful in Latvia, his work was in demand and exhibited quite often. In 1936, Nikolai Bogdanov-Belsky was awarded the highest award of Latvia - the order of Three Stars. The last lifetime exhibition, which was showing Bogdanov-Belsky's work took place in 1941 in Moscow, where the artist presented the painting "Shepherd Proshka" which was created in 1939. Bogdanov-Belsky, being seriously ill, was forced to leave Latvia in 1944, and go with his wife Antonina Maximilianovna Erhard, a Baltic German, to Germany to be operated in a Berlin clinic. Nikolai Bogdanov-Belsky died in Berlin on February 19, 1945, during the bombing and was buried in the Russian Orthodox cemetery Tegel.


Bibliography:

Баршева, И., Сазонова, К. (1962) Н. Богданов-Бельский. Москва: Государственное издательство изобразительного искусства.
Фейгмане, Т. (n. d.) Русские в Латвии. [online] Николай Богданов-Бельский. Available at: http://www.russkije.lv/ru/lib/read/nikolay-bogdanov-belsky.html
Лапидус Н. (2005) Богданов-Бельский. Москва: Белый город
Подушков, Д. (n.d.) Удомельская старина. Краеведческий альманах. [online] Академик живописи Николай Петрович Богданов-Бельский. Available at: https://web.archive.org/web/20080124172724/http://starina.library.tver.ru/us-0122.htm
Ушакова, И. (2015) Православие. Ru [online] "Мирская Чаша" Жизни и Творчества Художника Н. П. Богданова-Бельского. Available at: https://pravoslavie.ru/77387.html