Каталог
Олег Владимирович Васильев

Олег Владимирович Васильев

1931 —2013
Олег Васильев был одним из ведущих художников неофициального художественного движения 1960-х и 1970-х годов, нонконформизма, а также, чрезвычайно значительная и признанная фигура на сцене современного русского искусства. Несмотря на то, что Васильев никогда не признавал себя частью какого-либо революционного модернистского художественного течения, он все же пусть и не вызывающе кричаще, но демонстрировал стойкое сопротивление системе. Множество удивительных работ художника амбициозно, хотя это и не очевидно на первый взгляд, сочетают в себе весьма современным образом ключевые элементы традиций русского реализма XIX века с русским авангардным искусством начала ХХ века. Близкий друг Васильева на протяжении всей жизни и творческий партнер, Эрик Булатов, утверждал, что: "Я считаю, что Олег Васильев - самый русский из ныне живущих художников, потому то он не просто выражает одно конкретное качество русского искусства, но и его суть, саму суть, из которой проистекают различные особенности русского искусства". Васильев родился 4 ноября 1931 года в Москве. Художник вспоминает в своем автобиографическом эссе 1997 года: "В детстве я любил срисовывать с открыток. Нравились Шишкин, Гермашов. Гермашов - особенно, у него все было понятно, не так густо, как у Шишкина. Хорошо помню открытки с картин Гермашова".

В 1947 году Васильев поступил в Московскую Среднюю Художественную школу. Однако, как он утверждал позднее, он всерьез не рассматривал возможность продолжения художественной карьеры. В этот период своей жизни молодой художник был очарован работами Исаака Левитана. В своем автобиографическом эссе художник вспоминает: " [я] был убежден в невозможности обычному человеку сделать что-то подобное тому, что я любил в Третьяковке, где, кстати сказать, мы проводили много времени, пропуская уроки по общеобразовательным предметам. Левитан, молодой Серов были кумирами. Втайне я продолжал любить Шишкина". Васильев окончил художественную школу в 1952 году, а после летней практики в Поленово поступил на Графический факультет института им. Сурикова, хотя мечтал учиться на Живописном факультете. Еще до окончания института Васильеву вместе с Булатовым удалось познакомиться с русскими авангардистами-формалистами Владимиром Фаворским, Робертом Фальком и Артуром Фонвизиным. Художник вспоминает эти встречи с большой благодарностью и трепетом: "Для меня особенно важным было общение с Фаворским. В его искусстве и философии я нашел основу, на которую неизменно опирался впоследствии. Беседы с этими художниками, их работы, бесконечные обсуждения с друзьями и Третьяковка - вот, что помогло найти путь к картине". Несмотря на то, что в период после окончания института в 1958 году и до эмиграции в США в 1990 году Васильев тесно сотрудничал с Эриком Булатовым и Ильей Кабаковым в качестве детского книжного иллюстратора и оформителя, он не терял времени даром и развивал свой индивидуальный, особенный художественный стиль, который впоследствии прочно закрепил его имя как одного из главных художников Московского концептуализма наряду с Булатовым и Кабаковым.

Первая персональная выставка художника состоялась в 1968 году в молодежном кафе "Синяя Птица", где Васильев показал двадцать пять своих картин. В последующие годы художнику было трудно пройти внутреннюю цензуру и через некоторое время он перестал отправлять свои работы в выставочные комитеты. Так, его вторая персональная выставка в Москве состоялась только в 1997 году в галерее "Феникс", а ретроспективная выставка состоялась в Государственной Третьяковской галерее (Москва), а затем в государственном Русском музее (Санкт-Петербург) в 2004 году. Однако, он имел множество персональных выставок за рубежом, как и в Мадриде (1991), Нью-Йорке (1993), Лексингтоне (1995), в Денвере (1995), Дробаке (1996), Гранвиле (1999), Осло (1999), Дартмуте, Массачусетский университет (2000), Цюрихе (2000), Нью-Йорке (2007), Лондоне (2008), Миннеаполисе (2011), Нью-Брансуике (2014). Кроме того, Васильев участвовал в многочисленных групповых выставках при жизни, в том числе из недавних в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке (2005) и государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (2005). Васильев скончался 25 января 2013 года в Сент-Пол, штат Миннесота, где он жил и работал в последние годы своей жизни.

Источники:

Tupitsyn, Victor. “Erik Bulatov/Oleg Vassiliev,” Flash Art, May/June 1990, p. 148
Vassiliev, Oleg. “How I Became and Artist,” Pastor (Cologne), 1997, pp. 37-44
Vassiliev, Oleg. “Home with an Attic. Tale of an Artist,” Balcon, 1991 (no. 8-9), pp. 192-204
Vassiliev, Kira and Natalia Kolodzei, ed. Oleg Vassiliev: Memory Speaks, Themes and Variations. St. Petersburg: Palace Editions, 2004.

Inventory
Oleg Vladimirovich Vassiliev

Oleg Vladimirovich Vassiliev

1931 —2013

Oleg Vassiliev was one of the leading artists of the 'unofficial' art movement in 1960's - 1970's, Non-conformism, and profoundly influential and highly respected figure on the Contemporary Russian art scene. Though the artist has never identified himself as a part of any revolutionary modernist art movements, he displayed an incessant but subdued manner of resistance to the system. The artist's many extraordinary works ambitiously, though not obviously, combine in a very modern way inspirational traces of the traditions of Russian Realism of the nineteenth century with the early twentieth-century Russian avant-garde art. A close lifelong friend and collaborator to Vassiliev, Eric Bulatov, claimed that, 'I believe that Oleg Vassiliev is the most Russian of the Russian artists living today, because he does not just express one particular quality of Russian art but its essence, its very core from which the various qualities of Russian art spring forth'. Vassiliev was born on November 4, 1931, in Moscow. The artist remembered in his autobiographical essay of 1997: 'In childhood, I loved to copy postcards. I liked Shishkin and Germashov: Germashov especially, because his work was comprehensible and not as busy as Shishkin's'. 

In 1947 Vassiliev enrolled the Moscow Secondary Art School. However, as he claimed later, he did not seriously consider pursuing an artistic career. During this period of his life, the young artist was fascinated by the works of Isaak Levitan. In his autobiographical essay, the artist remembers: 'I was convinced of the impossibility of an ordinary person doing something comparable to that which I loved in the Tretyakov Gallery, where, incidentally, we students spent a lot of time when we skipped classes in unspecialised subjects. Levitan and the young Serov were our idols. Secretly, I continued to love Shishkin'. Vassiliev graduated from the Art School in 1952, and after a summer practicum in Polenovo, he was accepted to the Graphic Arts Department at the Surikov Institute although he was dreaming of studying at the Painting Department. Before graduation from the institute, Vassiliev together with Bulatov had managed to meet with the Russian avant-garde formalists Vladimir Favorsky, Robert Falk, and Artur Fonvizin. The artist remembers these opportunities with great appreciation and awe: 'I was especially grateful to Favorsky. In his art and philosophy, I found a base upon which I, invariably, would later rely. […] Conversations with these artists, seeing their work, the endless discussions with friends, and the Tretyakov Gallery - all helped me to find my way in painting'. Although, from the time of his graduation in 1958 and until his emigration to the United States in 1990, Vassiliev was working closely together with Eric Bulatov and Ilya Kabakov as a children's book illustrator and designer, he simultaneously was developing his individual artistic style that later firmly established him as one of the central artists of the Moscow Conceptualists group along with Bulatov and Kabakov.

The first solo exhibition of the artist took place in 1968 at the youth café Blue Bird where Vassiliev showed twenty-five of his paintings. It was difficult for the artist to pass internal censorship in the following years and, after a while, he ceased to bring his works to the exhibition committees. Thus, his second solo exhibition in Moscow happened only in 1997 in the Phoenix Gallery, and a retrospective exhibition was held in the State Tretyakov Gallery (Moscow) and then in The State Russian Museum (St. Petersburg) in 2004. However, he had numerous personal exhibitions abroad as in Madrid (1991), New York (1993), Lexington (1995), Denver (1995), Drobak (1996), Granville (1999), Oslo (1999), Dartmouth, University of Massachusetts (2000), Zurich (2000), New York (2007), London (2008), Minneapolis (2011), New Brunswick (2014). Also, Vassiliev participated in numerous group shows during his lifetime including the recent ones in Guggenheim Museum in New York (2005) and The State Russian Museum in St. Petersburg (2005). Vassiliev died on January 25, 2013, in St. Paul, Minnesota, where he lived and worked during the final years of his life.

Bibliography:

Tupitsyn, Victor. “Erik Bulatov/Oleg Vassiliev,” Flash Art, May/June 1990, p. 148
Vassiliev, Oleg. “How I Became and Artist,” Pastor (Cologne), 1997, pp. 37-44
Vassiliev, Oleg. “Home with an Attic. Tale of an Artist,” Balcon, 1991 (no. 8-9), pp. 192-204
Vassiliev, Kira and Natalia Kolodzei, ed. Oleg Vassiliev: Memory Speaks, Themes and Variations. St. Petersburg: Palace Editions, 2004.