Каталог
Петр Тимофеевич Фомин

Петр Тимофеевич Фомин

1919 —1996

Петр Тимофеевич Фомин - известный Советский художник и педагог, чье имя неразрывно связано с удивительно тонкой лирикой и поэтичным восприятием мира, родился 18 октября 1919 года, в маленькой деревне Ледяха в Псковской области, в России, где также провел свое детство. Художник начал формировать свои отношения с внешним миром в сельской местности, что в большом степени повлияло на его способность видеть и чувствовать природу. Фомин утверждал, что ему повезло родиться в деревне и жить там на момент становления его художественного интереса к изменениям, происходящим в природе, к смене времен года, к рекам и полям, покрывающимся свежей зеленью. Художник говорил: "Многому меня научило наблюдение за животным миром. Я начал лепить их - лошадей, коров, овец - из глины и оставлял эти скульптуры высыхать под мостом".


Фомина называли поэтом русской природы и воспевателем северных территорий благодаря его глубокому и нерушимому чувству Родины, которое он выражал преимущественно в своих пейзажах. Леса, реки, луга и поля - основные темы его работ. Художник был чрезвычайно вдохновлен переходом от зимы к весне. Ранняя весна - любимое время года Фомина, когда природа просыпается от своего зимней сна, отряхивается от долгого заточения. В большинстве своих картин, художник не уставал восторженно отображать моменты пробуждения, перерождения, возрождения земли и особенно уделял внимание хрупким, едва различимым переменам в пейзаже его родного Псковского региона и его следующего дома, Санкт-Петербурга. Фомин создал серию грандиозных зрелищ природы - портретов русской земли. Его пейзажи нельзя назвать равнодушными копиями реальности. Яркое воображение художника и его искренний восторг, а также утонченность и усовершенствование цветовой гаммы и детально продуманная композиция, вызывают его работы к жизни, одушевляют его картины. Таким образом, особенно это характерно для пейзажей Фомина, его работы совмещают в себе традиции русского Реализма и очевидное стремление создавать возвышенный, идеалистический мир. Жанровые и исторические картины, пейзажи и портреты Фомина излучают глубокое и продолжительное чувство непритязательности и чистосердечия, открытости и покоя. Душевность и тщательное внимание к тому, что происходит вокруг, не только характерны для работ Фомина, но и для личности самого художника.

Фомин начал рисовать еще в школе и позже продолжил в Ленинграде, куда переехал с семьей в 1931 году, в Доме Культуре Выборга в период с 1936 по 1938 год, а также в областном художественном училище. Педагогические таланты Фомина проявили себя еще когда он обучал детей живописи и рисунку в школах. Однако, как только началась Вторая мировая война (или как принято называть в России, Великая Отечественная Война), художник ушел на фронт в качестве добровольца. Фомин воевал на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах, также участвовал в боях за Кенигсберг. Тяга к искусству и творческому проявлению не покинула Фомина даже во время войны. Он создавал мотивационные плакаты для воинских частей, оформлял газетные листовки, участвовал в конструкции пропаганды с помощью художественных средств, рисовал портреты летчиков-героев, организовывал выставки для художников-любителей среди солдат. Фомин был награжден орденом Великой Отечественной Войны II степени в 1985 году и получил медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов", а также медаль "За оборону Ленинграда".

После демобилизации в 1946 году, Фомин поступил на факультет живописи в старейшее в России художественное учебное заведение, Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина в Ленинграде, под попечительство В. М. Орешникова, Г. В. Павловского, И. А. Серебряного, А. А. Мыльникова. Фомин окончил институт с отличием в 1952 году с дипломной работой "Кутузов под Бородино", грандиозной картиной на историческую тему. В 1952 году художник начинает преподавать в том же институте и в 1971 году получает статус профессора. В течении 1972 - 1975 годов Фомин занимал должность председателя Ленинградской организации (позднее - член совета Санкт-Петербургского Союза Художников), Союза Художников Советской России. Вершиной преподавательской деятельности Фомина стало его назначение ректором Института Репина в 1983 году. Он занимал эту должность до 1991 года. Художник получил звание народного художника СССР в 1991 году. Вся жизнь Фомина до конца его дней можно охарактеризовать как огромный, целенаправленный, неустанный труд. Он всегда чувствовал особую, тесную связь со своей Родиной, Россией, и это отражено в его искусстве через союз человека и природы, прошлого и настоящего. Фомин может считаться образцово-показательный советским гражданином, который стойко прошел через все тяготы вместе со своей страной. Его жизнь отражает типичную судьбу человека его поколения, которую объективно можно назвать сложной, и все же художник смог сохранить в себе это нежное отношение к окружающему миру, поэтическое восприятие природы и проявить жизнеутверждающие мотивы в своих работах. Множество его картин являются воспоминаниями и отражениями личных переживаний. Тематика этих работ легко узнаваема и близка тем, кто был на фронте, трудился на земле, или потерял своих близких на войне.

В последние годы своей жизни, Фомин посвятил себя полностью пейзажам, которые наталкивают на философские размышления. Эти работы кажутся более сдержанными по своей визуальной выразительности и обобщенными, собирательными образами. Художник возвращался к своим любимым, знакомым темам и местам снова и снова, но изображая их в разное время года и дня. Он всегда умел перенести на полотно различные настроения и оттенки, некую атмосферу, которые можно встретить не только в природе, но и в душе самого художника. Фомин умер 9 января 1996 года в Санкт-Петербурге в возрасте семидесяти семи лет и был похоронен на Волковском кладбище. Художник участвовал во многих выставках при жизни с 1952 года. Сегодня его картины можно увидеть в Третьяковской галерее и государственном Русском музее, а также и в других музеях и частных коллекциях России. Фомин так же представлен в Великобритании, США, Франции, Японии и других странах.


Источники:

Иванов, С. (2007). Неизвестный Соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург: НП-Принт.

Фомин, Н. and Фомина, М. (2002). Петр Фомин. Живопись. Воспоминания современников. Санкт-Петербург: СПб.

Bown, M. (1998). A dictionary of twentieth century Russian and Soviet painters. 1900-1980s. London: Izomar.

Inventory
Petr Timofeevich Fomin

Petr Timofeevich Fomin

1919 —1996

The name of the well-known Soviet artist and teacher Petr Fomin is inextricably linked with remarkably gentle lyrics of his works and poetic perception of the world that is reflected in them. The artist was born on October 18, 1919, in a small village called Ledyakha in the Pskov province, Russia, where he also spent his childhood. Fomin started to develop his relationship with the outside world in the countryside, and it profoundly influenced his ability to see and feel the nature. He claimed, that 'I was lucky that I was born in the village and lived there in the time of formation of artistic interest to unfolding grass, the river, the change of seasons, and changes in nature. Much was learned with the observation of the animal world. I began to sculpt them - horses, cows, sheep - from clay and put these sculptures to dry under the bridge'.  

He was called a poet of Russian nature and the singer of the Northern Territory because of an imperishable and robust sense of the homeland that he invoked primarily in his landscapes. Forests, rivers, meadows and fields are main subjects of his works. The artist was highly inspired by spring, his favourite time of the year when nature wakes up from its winter sleep. In most of his paintings, Fomin was endlessly showing this ecstatic moment of revival, of the rebirth of the earth and emphasising delicate, subtle changes in the landscape of his native Pskov region and his later home, Saint Petersburg. The artist created a series of epic landscapes - portraits of the Russian land. His scenes are not indifferent snapshots of the reality, but they are animated, brought to life by the artist's vibrant imagination and his natural excitement as well as by the refinement of colour and well-thought composition. Thus, primarily in his landscapes, his work combines the traditions of the Russian Realist movement and an overt desire to create sublime, idealistic world. Fomin's genre and history paintings, landscapes, portraits shed this deep and lasting feeling of simplicity and kindness, openness and calm. Sincerity and great care towards what is happening around were not only the characteristic traits of the Fomin's art but also could be applied to the artist's personality.

Fomin started to paint in the school and then in Leningrad (now St. Petersburg), where he moved with his family in 1931, in the Vyborg House of Culture between 1936 - 1938, and the regional art school. His pedagogical talents manifested themselves already when he was teaching children to paint and draw in high schools. However, once the Second World War or how it is commonly known in Russia the Great Patriotic War started, the artist signed up for military service as a volunteer. He fought on the Leningrad and the 3rd Belorussian fronts and took part in the fights for Konigsberg. Fomin did not abandon his artistic urge even during the war. He created posters for military units, designed newspaper flyers, participated in visual propaganda commissions, painted portraits of the heroic pilots, and organised exhibitions for the soldiers who were amateur artists. Fomin was awarded by the Order of the Patriotic War II degree (1985) and received a medal "For Victory over Germany in the Great Patriotic War of 1941-1945", as well as a medal "For the Defence of Leningrad".

When Fomin was discharged from the army in 1946, he joined the Painting Faculty of the Ilya Repin Leningrad Institute for Painting, Sculpture and Architecture, the oldest arts institution of the Soviet Union, under the artistic guidance of Victor Oreshnikov. Fomin graduated in 1952 with his final work being a grand history painting 'Kutuzov at Borodino'. In 1952 he began teaching at the Repin Institute of Arts and was promoted to a full professor in 1971. During 1972 - 1975 Fomin served as a Chairman of the Leningrad's organisation (later, the member of the St.Petersburg Union of Artists), the Union of Artists of Soviet Russia. The pinnacle of Fomin's pedagogical success became his appointment as a rector of the Repin Institute in 1983. He held the position until 1991. The artist received the rank of the People's Artist of the USSR in 1991. Fomin's whole life until the end of his days was an immense, determined, tireless work. He always felt close ties with his motherland, Russia, and it is reflected in his art through the union of man and nature, the past and the present. The artist, as a model of an exemplary Soviet citizen, survived with his country all that he could and had to go through. Fomin was leading an archetypal kind of life of his generation which can be justifiably called a tough one, yet he could preserve this gentle and poetic perception of nature as well as life-affirmative motives in his work. A lot of his paintings such as 'Soldiers', 'the Russian people' or 'Into the Woods' are memories and reflections of his experiences. The subject matters of these works are easily recognisable and close to those, who fought in battles or worked on the land or lost his beloved ones during the war.

During the last years of his life, Fomin devoted himself completely to the contemplative landscape paintings. These works seem more restrained in their visual expression and philosophical in their generalised subject-matter. The artist was returning to his favourite portrayals of nature and its phenomena in familiar places but at various times of the year and day. He always knew how to communicate to the canvas all the different moods and atmospheres present not only in nature but in his soul as well. Fomin died on January 9, 1996, in St. Petersburg at the age of seventy-seven and was buried at the Volkovo Cemetery. The artist contributed to many exhibitions during his lifetime since 1952. Today, his works can be seen in the Tretyakov Gallery and the State Russian Museum as well as other museums and private collections in Russia. The artist also is presented in the UK, the USA, France, Japan and other countries.


弗明

彼得•法明


Bibliography:

Иванов, С. (2007). Неизвестный Соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург: НП-Принт.

Фомин, Н. and Фомина, М. (2002). Петр Фомин. Живопись. Воспоминания современников. Санкт-Петербург: СПб.

Bown, M. (1998). A dictionary of twentieth century Russian and Soviet painters. 1900-1980s. London: Izomar.