Каталог
Петр Петрович Белоусов

Петр Петрович Белоусов

1912 —1989
  • Орден Дружбы Народов
  • Народный Художник РСФСР
  • Заслуженный Деятель Искусств РСФСР; Член-корреспондент Академии художеств СССР
  • Член Ленинградской организации Союза художников РСФСР
Петр Белоусов - советский и русский художник, почтенный профессор Ленинградского Института Живописи, Скульптуры и Архитектуры им. И. Е. Репина, считающийся одним из самых выдающихся представителей Ленинградской школы живописи. Белоусов был не только искусный живописец, но и виртуозный график, мастер поразительных офортов. Художник наиболее известен своими работами, которые выполнены на революционную тематику, отображают историю большевизма или же используют образ Ленина. Другая значительная часть творчества Белоусова состоит из проницательных портретов и городских пейзажей. Белоусов был предан реалистичным традициям академического искусства, и со временем, его работы стали ярким образцом Соцреализма. Белоусов родился 16 мая 1912 года, в Бердянске, на северном побережье Азовского моря, в Российской Империи (ныне Украина). Возможно, его склонность к созиданию и чувство прекрасного уже начали развиваться в раннем детстве, когда Белоусов имел возможность наблюдать за творчеством его матери. Матрена Гавриловна Белоусова (Каракаш) была признанной вышивальщицей дивных картин, хорошо известная своим талантом в городе.

В конце 1920-х годов Белоусов начал развивать свои художественные способности еще во время учебы в школе, посещая уроки живописи и рисования в мастерской Я. С. Хаста. Хаст был великолепным педагогом, который окончил Высшую Национальную Школу Изящных Искусств в Париже, поддерживал дружеские отношения с Модильяни, Моне и Шагалом, и выставлял свои работы в Европе. Белоусову крайне повезло с художественным образованием и наставниками. Однако, после смерти отца, в угоду жизненным обстоятельствам, художник был вынужден отказаться от занятий и поступить подмастерьем к парикмахеру. Даже в этот сложный период его жизни, Белоусов был полон решимости продолжать творческую деятельность и по возможности использовал свое свободное время для зарисовок клиентов парикмахерской. Он преуспел в этом деле настолько, что многие посетители парикмахерской в итоге даже покупали свои портреты.

Молодому художнику посчастливилось привлечь внимание своим талантом известного уже на тот момент русского художника И. И. Бродского, ученика знаменитого И. Я. Репина, который так же родился в Бердянске. Бродский отметил художественные способности и перспективный потенциал Белоусова. В 1929 году Бродский пригласил юного художника в Ленинград для продолжения учебы в сфере искусства. Белоусов получил несказанную привилегию, живя в семье Бродского, и, имея возможность наблюдать и впитывать в себя то, как Бродский работает, а также встречаясь со значимыми фигурами в мастерской Бродского и знакомясь с художественной средой Ленинграда изнутри. В совершенствовании профессионализма Белоусова, помимо наставничества Бродского, помогали его частые посещения мастерских Ассоциации Художников Революции (АХР) и Сообщества Художников. Еще до начала своего высшего образования, Белоусов стал принимать участие в групповых выставках в 1930 году, в том числе и в выставках Общества Художников им. Куинджи. В 1932 году художник поступил сразу на четвертый курс рабочего факультета (Рабфак), который подготавливал советских граждан для обучения в высших учебных заведениях, в Институт Пролетарского Изобразительного Искусства. В 1933 году институт был преобразован в Академию Художеств, а в 1934 году Бродский был назначен его директором. Белоусов был успешным и трудолюбивым студентом, и в течении 1933 - 1939 годов учился на факультете живописи Института им. Репина. Позже Бродский назовет Белоусова одним из своих лучших учеников. Несомненно, талант художника подпитывался и развивался такими известными мастерами своего дела и опытными преподавателями как В. А. Серов, М. Д. Бернштейн, М. И. Авилов. Дипломной работой Белоусова стала историческая картина "Накануне Октября", получившая высокую оценку и, как следствие, ставшая причиной диплома с отличием.

С момента окончания института и до самой смерти, Белоусов преподавал живопись и рисунок в своей альма-матер, в Институте Искусств им. Репина. Также, в 1939 году Белоусов был принят в Союз Художников СССР. В начале Великой Отечественной Войны художник трубился в блокадном Ленинграде, создавая мотивационные плакаты и рисунки для журнала "Смена". В 1942 году вместе с Академией Художеств, Белоусов был эвакуирован в Самарканд (Узбекистан). Художник был глубоко вдохновлен и полностью ошеломлен, очарован уникальностью и красотой незнакомого ему до сих пор пейзажа Средней Азии, с которым он столкнулся в ходе своего визита. Это был чрезвычайно продуктивный период творчества Белоусова, когда художник превращал свои новые эмоции и впечатления в картины маслом, акварели, рисунки и гравюры. В 1943 году Белоусов был назначен доцентов кафедры рисунка. Его успешная академическая карьера достигла своего апогея в 1956 году, когда художник был утвержден в качестве заведующего кафедрой живописи и рисунка в Институте Искусств им. Репина. В 1961 году Белоусов получил звание профессора на кафедре рисунка. С 1964 года художник регулярно совершал поездки в Бельгию, Италию, Португалию, Испанию, Францию, Венгрию, Югославию, ГДР. В послевоенной художественной деятельности Белоусова особенно выделяются его графические портреты и, пожалуй, самые известные работы художника, которые посвящены Ленину. Также, вдохновленный путешествиями, Белоусов проявлял большой интерес к изображению тех мест, которые посещал. В его работах много архитектурных мотивов, зарисовок пейзажей, мест исторической важности, и бытовых сцен местного образа жизни.

Белоусов был участником выставки "Искусство Петербурга в Париже" в 1993 году. Персональные выставки художника прошли в Вологде в 1959 году и Москве в 1984 году. В 1970 году Белоусову было присвоено почетное звание "Заслуженный Художник РСФСР", в 1978 году он получил звание "Народный Художник РСФСР", а в 1979 году был избран членом-корреспондентом Академии Художеств СССР. В 1982 году художник был награжден орденом Дружбы Народов. Белоусов скончался 31 марта 1989 года в Ленинграде в возрасте семидесяти семи лет и похоронен на Литераторских Мостках на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Сегодня его работы находятся в различных коллекциях и художественных музеях по всему миру, включая Россию, Украину, Францию, Англию и США.


Источники:
Bown, M., C. (1998) Dictionary of 20th Century Russian and Soviet Painters 1900-1980s. London: Izomar.
Ivanov, S. (2007). Unknown Socialist Realism. The Leningrad School. St. Petersburg: NP Print.
Ivensky, S. (1959) Piotr Petrovich Belousov. Leningrad: Khudozhnik RSFSR
Sukach, G. (n.d.). "Талант, которому улыбнулась судьба." [online] Gorod-online.net. Available at: http://gorod-online.net/nuwspoln.php?nuws=217&number=129
Swanson, V., G. (2001) Soviet Impressionism. Woodbridge, England: Antique Collectors' Club.

Inventory
Piotr Petrovich Belousov

Piotr Petrovich Belousov

1912 —1989
  • The Order of Friendship of Peoples
  • Honored Artist of the RSFSR
  • People's Artist of the RSFSR
  • Corresponding member of the Academy of Arts of the USSR
Piotr Belousov - a Soviet and Russian artist and an esteemed professor of the Leningrad Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after Ilya Repin, who has been considered as one of the most distinguished representatives of the Leningrad School of Painting. Belousov was not only an accomplished oil painter but also a skilled draftsman and a master of etchings. The artist is most recognised for his works of art which are concerned with revolutionary themes, the history of Bolshevism or portray the figure of Lenin. Another profound part of his art consists of insightful portraits and urban landscapes. Belousov was committed to the realist traditions of Academic art, and eventually, his work became emblematic of Socialist Realism movement. Belousov was born on May 16, 1912, in Berdyansk, on the northern coast of the Sea of Azov, in the Russian Empire (now Ukraine). Perhaps his artistic predisposition and a sense of beauty had already started to develop when Belousov was witnessing his mother's creative output. Matriona Gavrilovna Belousova (Karakash) was an acknowledged embroidery artist who was well known in the city for her talent.

Belousov started to develop his artistic abilities while studying at school by taking art classes in the studio of J. S. Khast in the late 1920s. Khast was an excellent teacher who graduated from the École Nationale supérieure des Beaux-Arts in Paris, maintained friendly relationships with Modigliani, Monet, and Chagall, and was exhibiting his work in Europe. Belousov had a great start of his artistic education in terms of mentorship. However, after the death of his father, the artist was forced by the circumstances to leave the studio and start to train as an apprentice to the hairdresser. Even during this perplexed period, Belousov was still determined to persist in his artistic activities and used his spare time to make sketches of the hairdresser's clients. He succeeded to the extent that some of his customers were even buying their portraits.

The young artist was fortunate enough to draw the attention of an established Soviet-Russian painter I. I. Brodsky, a pupil of the great I.Y. Repin, who happened to be also born in Berdyansk. Brodsky noticed the young artist's talent and appreciated Belousov's artistic skills and promising potential. In 1929, Brodsky invited Belousov to Leningrad to continue his artistic studies. The young artist was living with the Brodsky's family and had an incredible opportunity to observe and absorb how Brodsky was working, to meet with significant figures in the studio and to become familiar with the artistic environment of Leningrad from the inside. Apart from being tutored by Brodsky, Belousov was frequently visiting the artists' studios of the Association of Artists of the Revolution and the Community of Artists. Even before starting his higher education, Belousov had begun to participate in group exhibitions in 1930, including the exhibits of the Society of Artists named after A. I. Kuindzhi. In 1932, the artist was admitted to the fourth year of the Workers' Faculty (Rabfak), which prepared Soviet workers for institutions of higher education, at the Institute of Proletarian Fine Art. In 1933, the Institute was transformed into the Academy of Arts, and in 1934 Brodsky was appointed as his director. Belousov was a successful and strong-willed student and during 1933-1939 was studying at the Faculty of Painting of the Repin Institute. Later, Brodsky will name Belousov as one of his best students. Undoubtedly, the talent of the artist was nourished and developed by the renowned masters and teachers of art such as V. A. Serov, M. D. Bernstein, and M. I. Avilov. Belousov's final diploma work was a historical painting 'On the Eve of October' which has been praised highly and, consequently, the artist graduated with honours.

Since his graduation, Belousov has taught painting and drawing at his alma mater, in the Repin Institute of Arts. Also, in 1939, Belousov was admitted to the Union of Artists of the USSR. At the beginning of the Great Patriotic War, the artist worked in the besieged Leningrad, creating motivational placards and drawings for the 'Smena' journal. In 1942, together with the Academy of Arts, Belousov was evacuated to Samarkand (Uzbekistan). The artist was deeply inspired and entirely captured by the uniqueness and charm of the unfamiliar landscape of Central Asia that he encountered in the course of his visit. He has been extremely prolific during that period and turned his impressions into various oil paintings, watercolours, drawings, and brilliant etchings. In 1943, Belousov was appointed Associate Professor of Drawing. His prosperous academic career reached its pinnacle in 1956 when the artist was approved as the Head of Department of Painting and Drawing at the Repin Institute of Arts. In 1961, Belousov received the rank of Professor at the Department of Drawing. Since 1964, the artist has regularly travelled to Belgium, Italy, Portugal, Spain, France, Hungary, Yugoslavia, and the GDR. His post-war creative practice is especially highlighted with his best graphic portraits and most famous works dedicated to Lenin. Also, he was interested in creating works of art inspired by his journeys abroad: architectural motifs, graphic landscapes, historical attractions, domestic scenes devoted to the local way of life can often be found in the artist's oeuvre.

Belousov was a participant of the exhibition 'Art of St. Petersburg in Paris' in 1993. His solo exhibitions were held in Vologda in 1959 and Moscow in 1984. In 1970, Belousov was awarded the honorary title of 'Honored Artist of the RSFSR', in 1978, he received the title of 'People's Artist of the RSFSR', and in 1979, he was elected as a corresponding member of the Academy of Arts of the USSR. In 1982, the artist was awarded the Order of Friendship of Peoples. Belousov died on March 31, 1989, in Leningrad at the age of seventy-seven years and is buried at Literatorskie Mostki at the Volkovo cemetery in St. Petersburg. Today, his works can be found in various collections and art museums across the world, including Russia, Ukraine, France, England, and the U.S.

Bibliography:
Bown, M., C. (1998) Dictionary of 20th Century Russian and Soviet Painters 1900-1980s. London: Izomar.
Ivanov, S. (2007). Unknown Socialist Realism. The Leningrad School. St. Petersburg: NP Print.
Ivensky, S. (1959) Piotr Petrovich Belousov. Leningrad: Khudozhnik RSFSR
Sukach, G. (n.d.). "Талант, которому улыбнулась судьба." [online] Gorod-online.net. Available at: http://gorod-online.net/nuwspoln.php?nuws=217&number=129 
Swanson, V., G. (2001) Soviet Impressionism. Woodbridge, England: Antique Collectors' Club.