Каталог
Петр Белоусов (1912-1989)
Загорск, Лавра
1944

Петр Белоусов (1912-1989)
Загорск, Лавра
1944

подписано и датировано 44 внизу слева, подписано инициалами и датировано 44 внизу
масло на холсте
62.5 x 90 cm

Провенанс
Художник, Ленинград
Куплено у художника Роем Майлзом
Roy Miles gallery, London
Частная коллекция, Великобритания
Публикации
Russian paintings, The Winter Show, 1st-22nd December 1988, Roy Miles Fine Paintings, exhibition catalog,
N 36, Zagorsk Monastery, проиллюстрированна с. 19

Пётр Петрович Белоусов. (1987) Каталог выставки. Ленинград: Искусство. Указана с. 17
Цена по запросу
Картина “Загорск, Лавра” принадлежит кисти Петра Петровича Белоусова, который входил в Ленинградское отделение Союза советских художников, и неудивительно, ведь он является достойнейшим представителем ленинградской школы живописи, которая возникла в начале 1930-х годов. Белоусов учился у И. И. Бродского, М. Д. Бернштейна, П. С. Наумова, А. М. Любимова, В. С. Серова и с отличием закончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ЛИЖСА) в 1939 году. Несомненно, в картине в наибольшей степени отражено влияние Бродского, который утверждал, что “рисунок не должен отделяться от живописи”. Этот урок своего выдающегося педагога Белоусов усвоил на всю жизнь и неустанно доказывал такой подход в своих картинах, где, как и в “Загорск, Лавра”, отдавал ведущую роль рисунку, был внимателен к деталям и производил тщательный анализ тональности. Произведение “Загорск. Лавра” написано в 1944 году, то есть уже зрелый период творчества художника, когда персональный стиль полностью сформировался, а техническое мастерство достигло высшего уровня. Таким образом, при создании этой картины, Белоусов имел возможность выражать свои истинные творческие способности в полной мере. В этот плодотворный для его карьеры период, художник преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, где позже, в 1956 году, будет заведовать кафедрой рисунка, а в 1961 году получит статус профессора.

Несмотря на то, что Петр Белоусов широко известен как мастер произведений на ленинскую и революционную тематику, а также, может по праву быть назван виртуозом в жанре портрета, “Загорск, Лавра” открывает еще одну, менее известную для неискушенного зрителя сторону художника, а именно, показывает его как тонкого наблюдателя городского пейзажа. Действительно, городской пейзаж был одним из самых важных жанров для Белоусова, о чем свидетельствует множество филигранных офортов, гравюр, и картин, как с родными местами, так и видами тех незнакомых краев, куда художника забрасывала судьба, как, например, эвакуация в Самарканд в 1943-1944 годах. Еще в начале 1930-х годов молодые художники Ленинграда, в особенности, под воздействием местного творческого объединения “Круг художников”, обратили свое внимание на пейзажный жанр, который до этой поры имел некое второстепенное значение в сравнении с монументальными картинами на исторические темы. Пейзажный жанр послужил для художников средством для выражения своих впечатлений от действительности, измененной глобальными политическими событиями, или же, другими словами, способом рефлексии, реакции на происходящее вокруг. Еще в 1920-х и 1930-х годах, для многих художников “острота выражения” выступала на первый план вместо смыслового содержания картины. Таким образом, теперь произведения, освобожденные от связности с “литературой” или историей, могли быть доступны зрителю с любым уровнем эрудиции. Эти тенденции ощущаются и в работе “Загорск, Лавра”, где смысл выражен в характере изображения, в его стилистике: ясной, сдержанной, простой в наилучшем своем проявлении. Картина выражает “легкость” исполнения, некую раскованность, мягкость красок и линий, отсутствие пастозного мазка, завораживает своим языком полутонов, что придает изображению поэтическое своеобразие, тонкий лиризм. Глядя на картины современников Белоусова, создается впечатление, что именно пейзаж в русском искусстве стал наиболее подходящим жанром для отражения духа эпохи. Несомненно, блокадный Ленинград оставил мощное впечатление в творчестве не только Белоусова, но и многих других значимых художников, переживших это трагическое событие. Поиск и отражение духовной силы как никогда был актуален для живописных задач того периода. Однако, еще начиная с XIX века века, пейзаж с церковью был тесно вплетен в творчество русских художников. Выступая не только как архитектурный объект, но и, прежде всего, придавая особую лиричность русскому пейзажу, православная церковь, храмы или соборы богато представлены в работах XX века. Несмотря на широту взглядов, перенятую от своего педагога Бродского, который учил смотреть на искусство не в щель, а в настежь распахнутое окно, Петр Белоусов все же при этом всегда оставался верен традициям русской академической школы, что делает его классиком советской живописи.

К образам Сергиева Посада прибегал в своих работах и другой известный русский художник, Константин Федорович Юон. Белоусов также использовал этот сюжет в нескольких своих работах, как в картинах, так и в офортах. Ученик И. И. Левитана, талантливый мастер русского лирического пейзажа В. И. Соколов, также посвящал архитектурным памятникам Лавры свои работы. Однако, работы Белоусова совершенно не похожи ни на произведения Юона, ни на цветные автолитографии Соколова. Город Сергиев Посад был ранее известен как Загорск, на территории которого расположена Троице-Сергиева Лавра вместе с несколькими монастырями и музеями. Троице-Сергиева Лавра является одним из крупнейших мужских монастырей Русской православной церкви с многовековой историей. Многие описывают это место как духовный центр православной России, ведь именно там хранятся мощи великого святого Руси, преподобного Сергия Радонежского, стоит великолепный белокаменный Троицкий собор, построенный на месте деревянной церкви патриархом Никоном в 1422 году, а также Успенский собор, который был построен в 1585 году по приказу Иоанна Грозного по образцу Успенского собора московского Кремля и, привлекающая особое внимание, церковь Преподобного Сергия Радонежского с Трапезной палатой с древнейшим деревянным иконостасом, равным по красоте которому трудно сыскать где-либо еще в России. Внутри Троицкого собора находятся прекрасные росписи знаменитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного. Неудивительно, что это место привлекало живописцев. Художник работал над этими произведениями после возвращения из эвакуации, из Самарканда, по окончанию блокады в январе 1944 года. В монографии художника 1959 года, искусствовед Семен Георгиевич Ивенский писал: «Увлечение мотивами русского пейзажа и архитектуры было не случайным. Художник долго находился вдали от родной природы, которую он понимал и глубоко любил, и теперь, оказавшись в Загорске, восхищенно любовался памятниками древнерусского зодчества и окружающей их щедрой подмосковной природой». Несмотря на то, что период пребывания Белоусова в Загорске не был длинным, ведь в июне того же года Академия уже вернулась в Ленинград, художник написал в Загорске несколько больших картин маслом, живописных этюдов, и создал ряд рисунков, на основе которых он впоследствии рисовал большие гравюры на картоне, посвященные пейзажу Загорска и памятникам архитектуры старинного Троице-Сергиевого посада (Ивенский, 1959, с. 20). Вполне логично, что городской пейзаж захватил внимание художника именно в тот момент, ведь пережитые тяжбы заставляют по-новому взглянуть на окружающую среду. “Загорск, Лавра” обращает внимание зрителя на припорошенные снегом голубые купола Лавры, маленькие фигурки людей, такие незначительные в контрасте с монументальными архитектурными сооружениями и могучими деревьями, причудливые узоры, сформированные раскидистыми ветвями, прогибающимися под тяжестью снега, затянутое облаками небо, неотличимое по цвету от земли, укрытой снежной периной, легкую дымку, которая обволакивает отдаленные объекты, размывая контуры их границ. Цветовая палитра наполнена акварельно-прозрачными, серебристыми, мягкими, пастельными тонами. Все в этом произведении выражает покой и умиротворение, создавая атмосферу духовности, святости и тишины, что свойственна городу, который оказался в плену чар снегопада.

Inventory
Piotr Belousov (1912-1989)
Zagorsk. Lavra
1944

Piotr Belousov (1912-1989)
Zagorsk. Lavra
1944

signed and dated 44 lower left, signed with initials and dated 44 lower right
oil on canvas
62.5 x 90 cm

Provenance
Artist, Leningrad
Bought directly from the above by Roy Miles
Roy Miles gallery, London
Private Collection, UK
Literature
Russian paintings, The Winter Show, 1st-22nd December 1988, Roy Miles Fine Paintings, exhibition catalog,
N 36, Zagorsk Monastery, illustrated p. 19
Price on request
The painting ‘Zagorsk, Lavra’ was created by Piotr Petrovich Belousov, who was a member of the Leningrad branch of the Union of Soviet artists, which is not surprising, as he was one of the brightest representatives of the Leningrad school of painting, which originated in the early 1930s. Belousov studied under I. I. Brodsky, M. D. Bernstein, P. S. Naumov, A. M. Lubimov, V. S. Serov and graduated with honours from the Leningrad Institute of painting, sculpture and architecture named after I. E. Repin in 1939. Undoubtedly, the influence of Brodsky is reflected in ‘Zagorsk, Lavra’ to the greatest extent as Brodsky has argued that ‘the drawing should not be separated from the painting’. This lesson of his distinguished teacher Belousov learned for life and tirelessly proved this approach in his works, where, as in 'Zagorsk, Lavra', gave the leading role to the drawing, was attentive to detail and made a thorough analysis of the colour scheme. The painting was finished in 1944 which makes it the creation of the artist’s mature period, when the personal style had already been formed, and technical skills had reached the highest level. Thus, while working on the picture, Belousov had the opportunity to express his true talent to the fullest. During this productive stage of his career, the artist was teaching at the Leningrad Institute of painting, sculpture and architecture, where later, in 1956, he headed the Department of Drawing, and in 1961, received the status of Professor. 

Even though Piotr Belousov is widely known as a master of works on Lenin and revolutionary themes, and Even though Piotr Belousov is widely known as a master of works on Lenin and revolutionary themes, and can rightly be called a virtuoso in the genre of portrait, ‘Zagorsk, Lavra’ opens another, less known to the inexperienced viewer side of the artist, namely, shows him as a subtle observer of the urban landscape. Indeed, the urban landscape was one of the most important genres for Belousov, as evidenced by the many filigree etchings, engravings, and paintings, both with native places and views of those unknown lands, where the artist travelled in a twist of fate, such as evacuation to Samarkand during 1943-1944. Back in the early 1930s, young artists of Leningrad, especially under the influence of the local creative association “Circle of artists”, turned their attention to the landscape genre, which until then had some secondary importance in comparison with monumental paintings on historical themes. Landscape genre served as a means for artists to express their impressions of reality, changed by global political events, or, in other words, a way of reflection, reaction to what was happening around. Back in the 1920s and 1930s, for many artists, the “sharpness of expression” came to the fore instead of the semantic content of the picture. Thus, now when the works were released from connection with literature or history, they could be available to the viewer with any level of erudition. These trends are also felt in the ‘Zagorsk, Lavra’, where the meaning is expressed in the visual form of the image, in its style: clear, restrained, simple in its best manifestation. The painting communicates the “lightness” of execution, a kind of ease, the softness of hues and lines, delicate texture. It captivates the viewer with its own language of undertones, which imbues the painting with a poetic distinctiveness and lyrical characteristics. Looking at the pictures of Belousov's contemporaries, it seems that the landscape in Russian art has become the most suitable genre to reflect the spirit of the era. Undoubtedly, the siege of Leningrad left a powerful impression in the work of not only Belousov but also many other notable artists who survived this tragic event. The search for and reflection of spiritual power was more relevant than ever for the artistic tasks of that period. However, even since the XIX century, a landscape which contains the image of a church has been deeply embedded into the works of Russian artists. Speaking not only as an architectural object but also, above all, giving a unique lyricism to the Russian landscape, the Orthodox Church is abundantly represented in the Russian works of the XX century even considering the fact of complicated relationships between the Soviet government and religion. Despite the breadth of views, taken over from his teacher Brodsky, who taught to look at art as not in the narrow gap, but as in a fully open window, Piotr Belousov still always remained faithful to the traditions of the Russian academic school, which makes him a classic of Soviet painting.

Another notorious Russian artist, Konstantin Fyodorovich Yuon, was using the images of Sergiev Posad in his works. Belousov also adopted this theme in a few of his works, both in paintings and etchings. The town of Sergiev Posad was previously known as Zagorsk, on the territory of which is located the Trinity-Sergius Lavra, along with several monasteries and museums. The Trinity-Sergius Lavra is one of the largest monasteries of the Russian Orthodox Church with a long and rich history. Many people describe this place as the spiritual centre of Orthodox Russia for numerous reasons. First of all, the relics of the great Saint of Russia, St. Sergius of Radonezh are kept there; a magnificent white stone Trinity Cathedral is built on the site of a wooden Church by Patriarch Nikon in 1422; as well as the Uspensky Cathedral, which was established in 1585 by order of the infamous Ivan the Terrible modelled on the Uspensky Cathedral of the Moscow Kremlin, and the most eye-catching the Church of St. Sergius of Radonezh with a Refectory containing an ancient wooden iconostasis, which beauty presumably surpasses any other iconostasis in Russia. There are beautiful paintings of famous painters Andrei Rublev and Daniel Black inside the Trinity Cathedral. No wonder this place has attracted artists. We can assume that Belousov worked on the painting after returning from evacuation, at the end of the blockade in January 1944. Another work dedicated to the monastery in Zagorsk was titled ‘March’ so the season depicted on the painting can either be winter or early spring. It is quite understandable that the urban landscape has captured the artist's attention at that moment because the experienced hardships and challenges have forced to take a fresh look at the surroundings and appreciate them anew. ‘Zagorsk, Lavra’ draws the viewer's attention to the snow-covered, blue domes of the Lavra, small figures of people, so tiny in comparison with the monumental architectural structures and mighty trees, bizarre patterns formed by sprawling branches, bending under the weight of snow, overcast sky, indistinguishable in colour from the ground, a light haze that envelops distant objects, blurring the contours of their borders. The colour palette is filled with a ‘watercolour feeling’, translucent, silver, soft, pastel hues. Everything in this work articulates peace and tranquillity, creating an atmosphere of spirituality, Holiness and silence that is characteristic of the city, which was captured by the spell of snowfall.