Каталог
Татьяна Ниловна Яблонская

Татьяна Ниловна Яблонская

1917 —2005
  • Лауреат Сталинской премии (1950; 1951)
  • Лауреат Государственной премии СССР (1979)
  • Орден «За заслуги» II степени (1997)
  • Лауерат Национальной премии им. Т. Шевченко (1998)
  • Золотая медаль Академии художеств Украины (2004)
  • Народный художник УССР (1960)
  • Народный художник СССР (1982)
  • Герой Украины (2001)
Татьяна Яблонская - прославленная советская и украинская художница со своим уникальным стилем и выдающимися способностями, преподаватель и профессор Киевской художественной Академии, обладатель множества государственных наград и званий. Яблонская большую часть своей жизни писала маслом и творчество ее преимущественно составляют пейзажи, тематические картины, натюрморты. Многие ее работы можно поместить в рамки социалистического реализма, однако каждый период ее творчества ознаменовывался новыми тенденциями, свежим вдохновением, неизведанными мотивами. Ее работы всегда искренние, рожденные из настоящего любопытства, стремления к идеалу, поиску истин. Произведения Яблонской часто отражают методики синтетизма. Среди ее самых известных и ключевых работ можно назвать "Хлеб" (1949, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1950), "Весна" (1950, Русский музей, Санкт-Петербург; Государственная премия СССР, 1951), "Утро" (1954, Государственная Третьяковская галерея), "Над Днепром" (1954), "Вместе с отцом" (1961; обе работы в Национальном художественном музее Украины, Киев), "Безымянные высоты" (1969), "Юность" (1969, Национальный художественный музей Украины), "Вечер", "Старая Флоренция" (1973; обе работы в Третьяковской галерее), "Жизнь идет" (1971), "Лен" (1977, Государственная премия СССР 1979 года). ЮНЕСКО объявили 1997 год - годом Татьяны Ниловны Яблонской. Она была не только одаренной художницей, виртуозом своей профессии, но и удивительной, разносторонней личностью: Татьяна Ниловна была одной из первых женщин в Киеве, которая надела брючный костюм; она с удовольствием гоняла по городу на своих белых Жигулях, а с денег, которые ей принесла ее первая Государственная премия, приобрела моторную лодку.

Художница родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске в интеллигентной и образованной семье признанного местного живописца, графика и преподавателя словесности, Нила Александровича Яблонского (1888 - 1944). Родители не одобряли Революции и ее последствий, поэтому детей первое время отец обучал дома, не желая отдавать в советскую школу. Нил Александрович не оставил выбора двум дочерям и сыну: следуя его домашней системе обучения, дети должны были получить профессию в искусстве. Так и случилось в реальности: сестра Татьяны, Елена Яблонская, тоже стала художницей, а брат, Дмитрий Яблонский, архитектором. В 1928 году десятилетняя Татьяна вместе с семьей переехала в Одессу, в Украину и влюбилась в эту страну раз и навсегда, посвятив ей впоследствии множество своих работ и со временем органично вобрав в себя и свое творчество местную культуру. Произведения Яблонской будут всегда воспевать украинский и советский народ и колоритный быт тех мест, где она бывала или жила. Однако, возвращаясь к детству художницы, в истории ее семьи существует также неудачная попытка бегства за границу, когда в 1930 году, уже живя в Каменец-Подольске, в ночи они пытались покинуть Советский Союз по морю, но в последний момент их проводники не явились. Весь переезд сначала в Одессу, а затем, в Каменец-Подольск, был изначально задуман с надеждой эмигрировать, будучи ближе к границам. Однако, судьба повернулась иначе, и Яблонские перебрались в Луганск, где Татьяна закончила школу-семилетку в 1933 году. Затем, она поступила в Киевский художественный техникум. После ликвидации техникума в 1935 году, Татьяна Яблонская стала студенткой Киевской художественной Академии, попав на факультет живописи в мастерскую к профессору Ф. Г. Кричевскому. Яблонская окончила Академию в 1941 году по специальности "художник-живописец". На годы Академии выпал не только начинающийся профессиональный успех, но и первая любовь и замужество. Художница отправилась в эвакуацию в Саратов уже будучи беременной своим первым ребенком. Нелегкая судьба выдалась Татьяне Ниловной, как и многим другим людям, испытавшим военные годы.

Проводив мужа на войну, Яблонская трудилась в колхозном селе Норка, в Поволожье, где в редкие моменты свободного времени она рисовала портреты убитых мужей и сыновей своих односельчан. В 1944 году художница наконец вернулась в освобожденный Киев и снова встала на тропу искусства, принявшись рьяно наверстывать забытые живописные навыки. Татьяна Яблонская была прирожденным педагогом: она воспитала не одно поколение талантливых украинских живописцев в Киевском Художественном Институте. Ее преподавание пришлось на период с 1947 по 1973 год. В 1967 году она была удостоена звания профессора. На патриотическом подъеме послевоенного периода художница создает свои знаменитые работы "Хлеб" и "Утро", получает две Государственные премии, и всячески наслаждается радостями мирной жизни и творческими успехами. Репродукции картин художницы печатались во многих известных и популярных изданиях, включая "Огонек". Затем, уже в учебниках и букварях Советского Союза стали появляться произведения Яблонской, по которым с ранних лет школьники уже писали сочинения. На протяжении своей творческой карьеры Яблонская участвовала во множестве всесоюзных и интернациональных выставках, среди которых были и XXVIII Международная Художественная выставка в Венеции (Биеннале) в 1956 году и Всемирная выставка в Брюсселе в 1958 году. Со времен окончания института, Татьяна Яблонская имела более тридцати персональных выставок в Москве, Киеве, Будапеште, Лондоне, и других крупных городах.

Однако, возвращаясь к 1960-м годам, когда произошел радикальный поворотный момент в жизни Яблонской, необходимо отметить новый период в творчестве художницы, разительно отличающийся от всего того, что она привыкла создавать. Для Татьяны Ниловны результатом поездок вместе с друзьями художниками в Закарпатье, по городам Западной Украины, стало невероятное, огромное открытие старинных образов, мотивов, ярких народных костюмов и впечатляющей архитектуры. Так, на протяжении следующих десяти лет Яблонская была глубоко увлечена декоративными народными украинскими мотивами, резко поменяв свое направление в искусстве к этнографической декоративности. Только вот картины закарпатского цикла навлекли на художницу гнев властей и комиссии московской Академии художеств. Так, удар по формализму задел и Татьяну Яблонскую. На несколько лет Татьяна Ниловна была лишена возможности участвовать в выставках, а с занимаемых должностей она была уволена. Несмотря на это, Яблонская продолжала активно писать картины и следовать своему творческому пути. Художница говорила, что ее всегда выручала любовь к жизни и восторженность, даже в самые трудные периоды.

Несмотря на сложные годы "гонений", Яблонская все же смогла снова завоевать доверие властей и была даже награждена третьей Государственной премией и отправлена на Венецианскую биеннале в 1970-х годах. Это способствовало тому, что она вновь вернулась к более "традиционной" живописи, посетив Италию в 1972 году. Как говорила сама художница: "Поездка опять перевернула мое сознание. Искусство раннего итальянского Возрождения поразило меня своей высочайшей духовностью и искренностью. Никакого подражания чему бы то ни было, а чистое стремление выразить свои замыслы как можно лучше, в меру своих сил и таланта. После поездки в Италию я пришла к твердому убеждению, что в своем творчестве художник никогда не должен заботиться о своей оригинальности, о самовыражении и т. д., чем наполнены были, в основном, устремления "ищущих" художников 60-х годов. По сравнению с высоким, искренним и чистым искусством Пьеро делла Франческа, Мазаччо, Гоццоли, Гирландайо, Мантеньи наши поиски показались мне самовлюбленным кривляньем". Награды, звания, и слава не покидали художницу с тех пор. С 1975 года она стала числиться действительным членом Академии Художеств СССР. В 1982 году Яблонская получила звание Народного художника СССР. С 1992 года она является действительным членом Российской Академии художеств и действительным членом Академии искусств Украины. Среди многочисленных званий и наград Яблонской стоит отметить, что она трижды лауреат Государственной премии СССР (1949, 1951, 1979) и обладатель Государственной премии Украины имени Т.Г. Шевченко (1998), Герой Украины (2001), и Почетный гражданин города Киева (2001).

В 1991 году у Татьяны Яблонской произошел инфаркт. После инсульта, случившегося с художницей в 1999 году, она была прикована к инвалидному креслу, а ее правая рука оказалась парализованной, Яблонская перестала выходить на улицу и писала, в основном, натюрморты и виды, которые видела за окном своей квартиры, научившись держать кисть в левой руке. Последние работы Яблонской кажутся особенно просветленными, воздушными, гармоничными, наполненными покоем и радостью. Она перестала писать маслом, вместо этого взявшись за пастель, отчего произведения получили дополнительную визуальную легкость. Татьяна Яблонская умерла 17 июня 2005 года и похоронена на Байковом кладбище в Киеве. В Государственной Третьяковской галерее хранится 35 ее картин, среди которых работа "Хлеб" (1949) неизменно находится в постоянной экспозиции и считается одной из визитных карточек галереи. В 2005 году депутатами Киевского совета было решено назвать одну из столичных улиц в честь художницы, а также, встал вопрос об открытии музея Татьяны Яблонской.


Источники:

Владич, Л. (1958) Т. Н. Яблоньска. Київ, Державне видавництво образотворчого мистецтва і музичної літератури УРСР. Avaliable at: http://uartlib.org/allbooks/l-vladich-t-n-yablonska/

Лесниченко, И. (2007). Старшая дочь народного художника Украины Татьяны Яблонской Елена: "Мама увлекалась йогой и могла голодать до 40 дней". [online] President.org.ua. Available at: http://president.org.ua/news/news-150108

Полянская, О. (2014). Год 1949 - Горячее сердце Татьяны Яблонской | Журнал "ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ". [online] Tg-m.ru. Available at: https://www.tg-m.ru/articles/4-2014-45/god-1949-goryachee-serdtse-tatyany-yablonskoi

Сидельникова, А. (n.d.). Татьяна Яблонская - Биография и информация. [online] Arthive. Available at: https://arthive.com/artists/28717~Tatjana_Nilovna_Jablonskaja

Blog.i.ua. (2010). Неповторимая Татьяна Яблонская. [online] Available at: http://blog.i.ua/community/1952/538511/

Calendar.interesniy.kiev.ua. (n.d.). Киевский календарь. [online] Available at: http://calendar.interesniy.kiev.ua/Event.aspx?id=683

Soviet Art. (n.d.). Soviet artist Tatyana Yablonskaya - Soviet Art. [online] Available at: https://soviet-art.ru/soviet-artist-tatyana-yablonskaya/

Inventory
Tatyana Nilovna Yablonskaya

Tatyana Nilovna Yablonskaya

1917 —2005
  • Winner of the Stalin prize (1950; 1951)
  • Laureate of the State prize of the USSR (1979)
  • Winner of the national prize named after T. Shevchenko (1998)
  • Gold medal of the Academy of Arts of Ukraine (2004)
  • People's Artist of the Ukrainian Soviet Socialist Republic (1960)
  • People's Artist of the USSR (1982)
  • Hero Of Ukraine (2001)
Tatyana Yablonskaya is a famous Soviet and Ukrainian artist with a unique style and distinguished artistic skills, a teacher and Professor of the Kiev art Academy, a laureate of numerous major state awards and an owner of many notable titles. Yablonskaya predominantly used oil paint as the primary medium her work is mainly composed of landscapes, thematic paintings, and still lifes. Many of her paintings can be placed in the framework of Socialist Realism movement, but each period of her work was marked by new trends, fresh inspiration, original motives. Her canvases are always sincere, born of real curiosity, striving for the ideal, the search for the artistic truth. Yablonskaya's paintings often reflect the concept of Synthetism. Among her most famous and pivotal works are "Bread" (1949, Tretyakov gallery; State prize of the USSR, 1950), "Spring" (1950, Russian Museum, Saint Petersburg; State prize of the USSR, 1951), "Morning" (1954, Tretyakov gallery), "On the Dnieper" (1954), "Together with father" (1961; both works are in the National Art Museum of Ukraine, Kyiv), "Nameless heights" (1969), "Youth" (1969, National Art Museum of Ukraine), "Evening", "Old Florence" (1973; both works are in the Tretyakov gallery), "Life goes on" (1971), "Flax" (1977, State prize of the USSR 1979). UNESCO has declared 1997 as the year of Tatyana Nilovna Yablonskaya. She was not only a gifted artist, a virtuoso of her profession, but also had a fantastic, versatile personality: Tatyana Nilovna was one of the first women in Kiev, who wore a pantsuit; she was passionate about her extremal driving around the city with her white 'Lada' (Zhiguli), and with the money that her first State prize had brought, she has bought a motorboat.

The artist was born on February 24, 1917, in Smolensk in an intelligent and educated family of a recognised local painter, graphic artist and teacher of literature, Nil Aleksandrovich Yablonsky (1888 - 1944). Parents did not approve of the Revolution and its consequences, so initially, the father taught the children at home, not wanting to give to the Soviet school. Nil Aleksandrovich did not leave the choice to his two daughters and son: following the system of his homeschooling, children were supposed to get a profession in the arts. So, it happened in reality: Tatiana's sister, Elena Yablonskaya, also became an artist, and her brother, Dmitry Yablonsky, an architect. In 1928, ten-year-old Tatyana with her family moved to Odessa, Ukraine and fell in love with this country once and for all, later devoting to it a lot of her works and in a very harmonious way gradually absorbing the local culture and traditions. The art of Yablonskaya always glorifies the Ukrainian and Soviet people and the distinctive, vivid life of the places where she visited or lived. However, returning to the artist's childhood, in the history of her family there is also an unsuccessful attempt to escape abroad. In 1930, already living in Kamenets-Podolsk, the family tried to leave the Soviet Union by sea, but at the last moment, their guides did not arrive. The whole idea of moving at first to Odessa, and then to Kamianets-Podilskyi, which is closer to the border, was initially conceived with hope to emigrate. However, the destiny had turned out differently, and the family of Yablonsky moved to Lugansk, where Tatyana graduated from the school in 1933. Then, she entered the Kiev Art College in the same year. After the liquidation of the College in 1935, Tatyana Yablonskaya became a student of the Kiev Art Academy at the faculty of painting in the studio of Professor F. G. Krichevsky. Yablonskaya graduated from the Academy in 1941 with a degree in painting. While studying at the Academy, Yablonskaya was experiencing not only her early professional success but also first love and marriage. The artist went to the evacuation to Saratov already being pregnant with her first child. The hard fate was given to Tatyana Nilovna, like too many other people who experienced the war.

After her husband went to war, Yablonskaya worked in the collective farm village called Norka, in Povolozhye (the Volga Region). During the rare moments of leisure, she painted portraits of dead husbands and sons of her fellow villagers. In 1944, the artist finally returned to the liberated Kiev and again has embarked on the path of art: she started to zealously make up for lost time practising her forgotten artistic skills. Tatyana Yablonskaya was an excellent teacher: she brought up more than one generation of talented Ukrainian painters at the Kiev Art Institute. Her teaching fell in the period from 1947 to 1973. In 1967 she was awarded the title of Professor. During the patriotic rise of the post-war period, the artist created her famous works "Bread" and "Morning", received two state awards, and in every way was enjoying the moments of peaceful life and professional, creative success. Reproductions of the artist's paintings were published in many well-known and popular publications, including Ogoniok. Then, in textbooks and ABC books of the Soviet Union Yablonskaya's paintings have begun to appear and school pupils all around the country were writing their first essays about these artworks. Throughout her career, Yablonskaya participated in many all-Union and international exhibitions, among which were the XXVIII international Art exhibition in Venice (Biennale) in 1956 and the world exhibition in Brussels in 1958. Since graduation, Tatyana Yablonskaya had more than thirty solo exhibitions in Moscow, Kiev, Budapest, London, and other major cities.

However, returning to the 1960s, when there was a radical turning point in the life of Yablonskaya, it is necessary to note a new period in the artist's work, strikingly different from all that art that she used to create. For Tatyana Nilovna, the result of trips with her artists-friends in the Zakarpattia Oblast, across the towns and cities of Western Ukraine, was an incredible, massive discovery of ancient images, motifs, colourful folk costumes and impressive architecture. Thus, over the next ten years, Yablonskaya was deeply passionate about decorative Ukrainian folk motifs, dramatically changing her direction in the art in favour of the ethnographic decoration. Only, the paintings of the Zakarpattia cycle have brought the resentment of the local authorities as well as of the Commission of the Moscow Academy of Arts to the artist. So, Tatyana Yablonskaya was also involved in a painful way in this infamous conflict and massive attack on "Formalism" in the art in the Soviet Union. For several years, Tatyana Nilovna was deprived of the opportunity to participate in exhibitions, and she was dismissed from her official posts. Despite this, Yablonskaya continued to paint enthusiastically and was still following her own creative path. The artist said that she was always rescued by the love of life and enthusiasm, even in the most challenging periods.

Despite the problematic years of "persecution", Yablonskaya still managed to win the trust of the authorities again and was even awarded the third state prize and sent to the Venice Biennale in the 1970s. It contributed to the fact that she returned to a more "traditional" painting, visiting Italy in 1972. As the artist, herself said: "The trip again has changed my mind. The art of the early Italian Renaissance impressed me with its highest spirituality and sincerity. No imitation of anything, but a pure desire to express their intentions as best as possible, to the best of their strength and talent. After a trip to Italy, I came to the firm belief that in his work, the artist should never care about his originality, self-expression, etc., as happened, basically, with the "seeking" artists of the 1960s. Compared with the sincere and pure art of Piero Della Francesca, Masaccio, Gozzoli, Ghirlandaio, Mantegna our search seemed narcissistic affectation". Since then, the awards and titles have not left the artist. Since 1975, she has become to be a full member of the USSR Academy of Arts. In 1982, Yablonskaya received the title of the People's Artist of the USSR. Since 1992, she has been a full member of the Russian Academy of Arts and a full member of the Academy of Arts of Ukraine. Among the numerous titles and awards of Yablonskaya, it is worth noting that she is three times the winner of the state prize of the USSR (1949, 1951, 1979) and a winner of the State prize of Ukraine named after Taras Shevchenko (1998), she also has the titles of the Hero of Ukraine (2001), and Honorary citizen of Kiev (2001).

In 1991, Tatyana Yablonskaya had a heart attack. After a stroke that happened to the artist in 1999, she was confined to a wheelchair, and her right hand was paralysed. Yablonskaya stopped going out and painted mostly still lifes and views that she saw outside the window of her apartment, learning to hold a brush in her left hand. Yablonskaya's latest works seem especially enlightened, airy, harmonious, filled with peace and joy. She ceased painting with oil, taking up the pastel instead, making the works especially visually ephemeral and light. Tatyana Yablonskaya died on June 17, 2005, and she was buried at the Baikove cemetery in Kiev. The State Tretyakov Gallery stores 35 of her paintings, among which the painting "Bread" (1949) is always present in the permanent exposition. The painting is considered as one of the most significant paintings of the Tretyakov Gallery. In 2005, the deputies of the Kiev Council decided to name one of the capital's streets in honour of the artist, and also, the question about the opening of the Museum of Tatyana Yablonskaya has been discussed.


Bibliography:

Владич, Л. (1958) Т. Н. Яблоньска. Київ, Державне видавництво образотворчого мистецтва і музичної літератури УРСР. Avaliable at: http://uartlib.org/allbooks/l-vladich-t-n-yablonska/

Лесниченко, И. (2007). Старшая дочь народного художника Украины Татьяны Яблонской Елена: "Мама увлекалась йогой и могла голодать до 40 дней". [online] President.org.ua. Available at: http://president.org.ua/news/news-150108

Полянская, О. (2014). Год 1949 - Горячее сердце Татьяны Яблонской | Журнал "ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ". [online] Tg-m.ru. Available at: https://www.tg-m.ru/articles/4-2014-45/god-1949-goryachee-serdtse-tatyany-yablonskoi

Сидельникова, А. (n.d.). Татьяна Яблонская - Биография и информация. [online] Arthive. Available at: https://arthive.com/artists/28717~Tatjana_Nilovna_Jablonskaja

Blog.i.ua. (2010). Неповторимая Татьяна Яблонская. [online] Available at: http://blog.i.ua/community/1952/538511/

Calendar.interesniy.kiev.ua. (n.d.). Киевский календарь. [online] Available at: http://calendar.interesniy.kiev.ua/Event.aspx?id=683

Soviet Art. (n.d.). Soviet artist Tatyana Yablonskaya - Soviet Art. [online] Available at: https://soviet-art.ru/soviet-artist-tatyana-yablonskaya/