Каталог
Валерий Николаевич Кошляков

Валерий Николаевич Кошляков

1962
Валерий Кошляков является художником-постмодернистом, который вышел на арену современного искусства в период "перестройки" в конце 1980-х годов и, по версии журнала Forbes, добился положения одного из самых признанных и востребованных современных российских художников. Кошляков не боится экспериментировать с "нестандартными" средствами художественного выражения в своих работах, используя повседневные вещи, такие как скотч, гофрированный картон, пенопласт, разнообразные упаковочные материалы, а также, к примеру, пакеты для мусора. Однако, несмотря, на эти эксцентричные и смелые проявления художественного видения и поставленные им новые пластические задачи, Валерий Кошляков в своей творческой идеологии всегда оставался очарован традиционной рисовальной культурой и искусством, которое отражает настоящие человеческие чувства и переживания. Помимо живописи, художник наиболее известен своими крупными по размерам, а также, значительными по концепту инсталляциями.

Кошляков родился 21 июня 1962 года в городе Сальск в Ростовской области, в южной части России. Несмотря на то, что мальчик рос в провинции, он уже с детства имел амбиции и тягу к искусству. По словам самого художника: "В детстве я помню два острых желания - куда-нибудь далеко уехать и научиться рисовать". Его первыми впечатлениями, связанными с живописью, стали те репродукции знаменитых произведений искусства из популярного журнала "Огонек", которые отец и дед развешивали на стенах квартиры, где жила семья. Так, мальчик из маленького городка Сальск имел возможность впервые познакомиться с работами Рембрандта и других классиков живописи. Ребенком Валерий Кошляков старался копировать с черно-белых фотографий посредственного качества произведения Клода Лоррена, Василия Поленова и работы старых голландцев. Когда в городе появилась художественная студия, еще школьником Кошляков стал посещать занятия рисованием у Василия Шеховцова, отца впоследствии знакового современного художника, Сергея Шеховцова.

В 1979 году Валерий Николаевич перебрался в Ростов-на-Дону и поступил в Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова на театральное отделение. Будучи уже студентом, Кошляков отправился служить в пограничные войска в Грузию, а вернувшись, перевелся на факультет живописи. После окончания училища, в 1985 году, художник пробовал устроиться в Москве, где планировал трудиться в метрострое, в "горячем цехе". Впрочем, такая жизнь Кошлякову с первого взгляда не пришлась по духу, и он вернулся в родные края. Валерий Николаевич был направлен работать по распределению в крохотный провинциальный музей в станице Пухляковской. Вступив в должность директора, он давал лекции для местных жителей, иногда совершал поездки в Москву и большую часть времени с удовольствием посвящал написанию небольших этюдов. Все же, такой ритм, который царил в маленьком поселении, не способствовал той реализации творческого потенциала, коего жаждал Кошляков. Поэтому, через год он вернулся в Ростов и получил работу сценографа, применив свое образование, в Театре музыкальной комедии, где проработал с 1986 по 1989 год. Именно в этот период художник знакомиться с ключевыми фигурами в своей ранней творческой биографии: Авдеем Тер-Оганьяном и Юрием Шабельниковым. Эти представители местного художественного общества познакомили Кошлякова с движением авангарда и окунули его в атмосферу эксперимента, придав молодому художнику, который увлекался классическими традициями в живописи, нового взгляда на то, каким может быть искусство. По словам искусствоведа Екатерины Андреевой, "В этюдах Кошлякова конца 1980-х так и стоит жаркий, раскаленный совместным творчеством Ростов, где в открытой мастерской Шабельникова идет коллективный процесс обсуждения свежих картин, где Тер-Оганьян взрывает будни выставками-акциями, где рисуют словами и красками Василий Слепченко и Александр Кисляков". Выбившись в лидеры вместе с Тер-Оганьяном и Шабельниковым, Кошляков с товарищами организует художественное сообщество с громозвучным названием "Искусство или смерть", куда вошли самые передовые художники Ростовской области. Сообщество организовывало выставки-акции, которые особенно любопытны не столько представленными работами, сколько ажиотажем вокруг самой организации мероприятия и неким манифестом, заложенным в этот процесс. Первая такая примечательная акция произошла в 1988-м году в Ростове и была именована "Провинциальный аванград". Это была первая экспозиция, где Кошляков выставил свои работы. Однако, выставку со скандалом закрыли власти города на следующий же день, так как место проведения по факту было общественным туалетом. Валерий Кошляков вспоминал об этом случае: "Мы были молоды, нам всего хотелось сразу, а нас никто не воспринимал. И как раз началась перестройка, открылся новый кооперативный туалет, очень чистый, красивый, ничем не отличающийся от любого выставочного пространства. С нашей стороны это была осознанная акция".

Благодаря такому сильному общественному резонансу, связанному с первой выставкой, Кошляков и его товарищи в сообществе "Искусство или смерть" обрели головокружительную популярность среди местной публики и в художественных кругах Ростова. Следующая выставка "Италия имеет форму сапога" уже проходила в зале Ростовского союза художников и привлекла три тысячи человек на открытие. Это был большой успех и работы с выставки незамедлительно стали приобретаться Ростовским художественным музеем. Следующим важным шагом для Валерия Кошлякова был переезд в Москву, где художник в 1990-х годах мог реализовывать свои самые смелые мечты. Он трудился в мастерской в Трехпрудном переулке, где обосновался в 1991 году, вместе с Тер-Оганьяном. Это здание впоследствии станет культовым местом для сборищ радикальных, свежо мыслящих художников-бунтарей, формирующих основу русского современного искусства в 90-х годах. Художник удачно выставил свои работы на своей первой групповой выставке "Великие чародеи живописи" в Москве в 1990 году, участвовал в выставках, проводимых Тер-Оганьяном каждый четверг в "Трехпрудном", подружился с галеристом Маратом Гельманом, который увлекался "южной школой" и стал активно содействовать продвижению Кошлякова.

Успех художника подтвердился и закрепился в его персональных выставках "Ночь в Венеции" и "Под небом Италии", которые прошли в 1991 году. С тех пор, репутация Кошлякова и интерес к его работам пошел в гору и его произведения стали приобретаться Третьяковской галереей, Русским музеем, Московским музеем современного искусства, Московским центром современного искусства, Новым музеем в Санкт-Петербурге, и другими значительными галереями и музеями как в России, так и в других странах мирах, как например, Музеем современного искусства в Авиньоне, во Франции. Кошляков был участником множества художественных проектов как в России, так и за границей, включая роспись городской стены в Штутгарте в 1996 году и инсталляцию "Место Жительства" в Женеве, которая открылась в 1997 году. Художник активно ищет новые методы самовыражения с помощью необычных материалов, форм, композиций, а также, разной среды и различного пространства для создания произведения искусства. Многие из его произведений становятся site-specific. С середины 90-х годов выставки Валерия Кошлякова начинают происходить и в Западной Европе, он много времени проводит в поездках, особенно в Германии, а в начале 2000-х годов, он обретает такую популярность, что участвует в 25-ой Биеннале в Сан-Паулу и Венецианской биеннале, где руководит собственным проектом в российском павильоне. В 2004 году проходит выставка художника "Империя культуры" в нестандартном для такого мероприятия месте - в церкви Святого Людовика на территории госпиталя Сальпетриер в Париже. Кошлякова не раз сравнивали с выдающимся западным художником современности - Ансельмом Кифером, выставка которого как раз прошла в церкви Святого Людовика до экспозиции Кошлякова. Он также выставлялся в Музее современного искусства Гуггенхейм в Нью-Йорке будучи частью проекта "Russia!".

В последние годы художник все больше возвращается к живописи, переосмысливая накопленный опыт, углубляясь в возможности этого вида изобразительных искусств и применяя свой уникальный стиль. Особенно этот период возвращения к темпере и холсту проявился в персональной выставке художника "Эллизии" 2016 года в московском Музее русского импрессионизма. Сегодня художник в основном работает и живет в Париже, периодически посещая Москву. О месте жительства и своих русских корнях Валерий Кошляков рассуждает так: ""Как русскому художнику и человеку, мне душевно в России. Но в Москве невозможно иметь такую мастерскую, какая у меня в Париже... Во Франции художнику гораздо комфортнее Я перебрался сюда ради удобства. Ну а в плане общения я, как любой приезжий в новую страну, конечно, испытываю страшный дефицит. Да мы и не очень сильно отличаемся от старой волны эмигрантов. С русскими на Западе возникают проблемы душевного характера, проблемы с ментальностью, с искусством, со временем, прожитым в своей стране... Только трепачи и лукавщики среди художников говорят, что они прекрасно вписались в западную культуру".


Источники:

kultorologia.ru. (n.d.). Художник Валерий Кошляков - любимец Рублёвки, первая выставка которого прошла в общественном туалете. [online] Available at: https://kulturologia.ru/blogs/231217/37127/

oppopart.ru. (2017). Валерий Кошляков - самый дорогой художник России. [online] Available at: http://oppopart.ru/blog/sovremennoe-iskusstvo/valerij-koshlyakov-samyj-dorogoj-khudozhnik-rossii

Photographer.ru. (2010). Александр Краснов. СОВРИСКи. Слайд-шоу. [online] Available at: https://www.photographer.ru/gallery/slideshow183.htm#4
snob.ru. (n.d.). Валерий Кошляков. [online] Available at: https://snob.ru/profile/5144

Лукина, К. (n.d.). ART4.ru - Онлайн-аукцион и Музей современного российского искусства [online] Art4.ru. Available at: https://www.art4.ru/museum/koshlyakov-valeriy/

Сахарова, К. and Кошляков, В. (2016). Художник Валерий Кошляков: "Я не отвлекаюсь на жизнь". [online] bazaar.ru. Available at: https://bazaar.ru/bazaar-art/diary/khudozhnik-valeriy-koshlyakov-ya-ne-otvlekayus-na-zhizn/#part0

Тарарина, О. (2018). Валерий Кошляков: "В России всегда требовалось искусство для отдыха" o ARTANDHOUSES. [online] ARTANDHOUSES. Available at: http://art-and-houses.ru/2018/06/08/valerij-koshlyakov-v-rossii-vsegda-trebovalos-iskusstvo-dlya-otdyha/

ТАСС. (2017). Валерий Кошляков стал самым популярным российским художником по версии Forbes. [online] Available at: https://tass.ru/kultura/4684484

Inventory
Valery  Nikolaevich Koshlyakov

Valery Nikolaevich Koshlyakov

1962
Valery Koshlyakov is an artist whose artworks can be attributed to postmodernism and who entered the arena of contemporary art in the period of "perestroika" in the late 1980s and, according to Forbes magazine, has achieved the position of one of the most recognised and sought-after contemporary Russian artists. Koshlyakov is not afraid to experiment with" non-standard " means of artistic expression in his works, using everyday things such as sticky tape, corrugated cardboard, foam, a variety of packaging materials, and also something like garbage bags as well. However, despite these eccentric and bold manifestations of artistic vision and new spatial challenges, Valery Koshlyakov has always been fascinated by traditional drawing culture and art which reflects the real human feelings and experiences. In addition to painting, the artist is best known for its large-scale and intellectually demanding installations. 


Koshlyakov was born on June 21, 1962, in the city of Salsk in the Rostov region, in the southern part of Russia. Even though the boy grew up in the province, he had ambitions and craving for art since childhood. According to the artist: "As a child, I remember two burning desires - to go somewhere far away and learn to draw". His first impressions associated with painting were those reproductions of famous works of art from the popular magazine "Ogoniok", which his father and grandfather hung on the walls of the apartment where the family lived. Thus, the boy from the small town of Salsk had the opportunity to get acquainted with the works of Rembrandt and other classics of painting for the first time. As a child, Valery Koshlyakov tried to copy from black and white photographs of mediocre quality which depicted works by Claude Lorrain, Vasily Polenov and old Dutch masters. When a first art studio opened in the town, Koshlyakov began to attend drawing classes with Vasily Shekhovtsov, the father of the later iconic contemporary artist, Sergei Shekhovtsov.


In 1979, Valery Nikolaevich moved to Rostov-on-Don and entered the Rostov art school named after M. Grekov at the Theatre Department. As a student, Koshlyakov went to serve in the border troops in Georgia, and upon returning, he transferred to the faculty of painting. After graduation in 1985, the artist tried to get a job in Moscow, where he planned to work in the Metrostroi (the organisation concerned with the building of underground railways). However, this kind of life ceased to seem appealing to Koshlyakov from the very beginning, and he returned to his native land. Valery Nikolaevich was allocated to the tiny provincial museum in the village of Pukhlyakovskaya to serve at the position of the museum's director. He was giving lectures on art for the local residents, sometimes made trips to Moscow and most of the time was happy to devote all of his spare time to painting small sketches. Still, this rhythm of life, which prevailed in the little settlement, did not contribute to the realisation of Koshlyakov's creative potential: he was definitely craving for more. Therefore, a year later he returned to Rostov and, applying his educational background, got a job s a set designer in the Theatre of Musical Comedy, where he subsequently worked from 1986 to 1989. It was during this period that the artist met with key figures in his early creative biography: Avdy Ter-Oganyan and Yuri Shabelnikov. These representatives of the local art society introduced Koshlyakov to the avant-garde movement and plunged him into the atmosphere of the experiment, giving the young artist, who was fond of classical traditions in painting, a new look at what art can be. According to the art historian Ekaterina Andreeva, "The city of Rostov, which was exuberant with the power of a joint creative effort in the artistic sphere, is explicitly felt in Koshlyakov's sketches of the late 1980s. The open workshop of Shabelnikov was always holding a collective process of discussing new painting, Ter-Oganyan was constantly launching the city's routine with his exhibitions as protests, Vasily Slepchenko and Alexander Kislyakov were creating art with their words and paints - all this has contributed to the early art of Koshlyakov". Rising to the status of leadership together with Ter-Oganyan and Shabelnikova, Koshlyakov organised an artistic community with a pretentious name "Art or Death", which included the most prominent artists of the Rostov region. The community has organised exhibitions-protests which are especially interesting not so much because of the works that were exhibited there but because of the hype around the organisation of the event and a kind of Manifesto inherent in this process. He first such remarkable event took place in 1988 in Rostov and was called "Provincial Avant-garde". It was the first exposition where Koshlyakov exhibited his works. However, the exhibition was closed with a big scandal the next day by the city's authorities, as the venue was, in fact, a public toilet. Valery Koshlyakov recalled this occasion: "We were young, we wanted everything at once, but nobody perceived us seriously. And it was the time when "Perestroika" has just begun, and there was an opening of a new cooperative toilet: very clean, beautiful, no different from any exhibition space. From our side, it was a conscious action".


Thanks to such a strong public response associated with the first exhibition, Koshlyakov and his colleagues from the "Art or Death" community have gained overwhelming popularity among the local public and in the artistic circles of Rostov. Their next exhibition called "Italy has the shape of a boot" was held in the hall of the Rostov Union of Artists and attracted three thousand people to the opening. It was a great success, and the works from the exhibition were immediately acquired by the Rostov art Museum. The next important step for Valery Koshlyakov was moving to Moscow, where the artist in the 1990s could realise his wildest dreams. He worked in his art studio in Trekhprudny lane (Trekhprudny Pereulok), where he settled together with Ter-Oganyan in 1991. This building will later become a cult place for gatherings of radical, fresh-thinking rebel artists who form the basis of Russian contemporary art in the 90s. The artist successfully exhibited his works at his first group exhibition "The great magicians of painting" in Moscow in 1990, participated in exhibitions held by Ter-Oganyan every Thursday in "Trekhprudny", made friends with an art dealer and gallery owner Marat Gelman, who was fond of "southern school" and began to actively promote Koshlyakov.


The success of the artist was confirmed and strengthened in his personal exhibitions "Night in Venice" and "Under the sky of Italy", which took place in 1991. Since then, Koshlyakov's reputation and the public's interest in his art was rapidly escalating and his works have begun to be acquired by the Tretyakov Gallery, the State Russian Museum, the Moscow Museum of Modern Art, the Moscow Centre for Modern Art, the New Museum in St. Petersburg, and other significant galleries and museums both in Russia and in other countries, such as the Museum of Modern Art in Avignon, in France. Koshlyakov has participated in numerous art projects both in Russia and abroad, including the painting of the city wall in Stuttgart in 1996 and the installation "Residence" in Geneva, which opened in 1997. The artist has been vigorously looking for new methods of self-expression with the help of unusual materials, forms, compositions, as well as different environments and different spaces to create works of art. Many of his works are site-specific. Since the mid-90s Valery Koshlyakov's exhibitions have started to take place in Western Europe, he spends a lot of time on trips, especially in Germany, and in the early 2000s, he became so celebrated that he participated in the 25th Biennale in São Paulo and the Venice Biennale, where he managed his own project in the Russian pavilion. In 2004, Koshlyakov's solo exhibition called "Empire of culture" was organised in an uncommon place for such an event - in the Church of St. Louis at the Salpêtrière hospital in Paris. Koshlyakov has often been compared with one of the most outstanding contemporary Western artists of our time - Anselm Kiefer, whose exhibition was held in the Church of St. Louis right before Koshlyakov. Valery Nikolaevich was also showing his works at the Guggenheim Museum of Modern Art in New York as part of the "Russia!" project.

In recent years, the artist has been returning to painting increasingly, rethinking the accumulated experience, delving into the possibilities of this medium and applying his unique style. This period of reinstatement of tempera and canvas is especially manifested in the artist's solo exhibition called "Elysium" which happened in 2016 in the Moscow Museum of Russian Impressionism. Today, the artist mainly works and lives in Paris and regularly visits Moscow. Valery Koshlyakov has commented on the topic of his residence and his Russian legacy: "As a Russian artist and a man, I'm mentally in Russia. But in Moscow, it is impossible to have such a studio as I have in Paris... In France, the artist is much more comfortable, and I moved here for the sake of convenience. Well, in terms of communication, I, like any visitor to a new country, of course, experience a terrible deficit. Yes, we are not very different from the old wave of immigrants. With the Russians in the West there are problems of a spiritual nature, problems with a mentality, with art, with the time, lived in their own county… It would be a lie to say that Russian artists can fit perfectly in Western culture". 


Bibliography:


kultorologia.ru. (n.d.). Художник Валерий Кошляков - любимец Рублёвки, первая выставка которого прошла в общественном туалете. [online] Available at: https://kulturologia.ru/blogs/231217/37127/

oppopart.ru. (2017). Валерий Кошляков - самый дорогой художник России. [online] Available at: http://oppopart.ru/blog/sovremennoe-iskusstvo/valerij-koshlyakov-samyj-dorogoj-khudozhnik-rossii

Photographer.ru. (2010). Александр Краснов. СОВРИСКи. Слайд-шоу. [online] Available at: https://www.photographer.ru/gallery/slideshow183.htm#4
snob.ru. (n.d.). Валерий Кошляков. [online] Available at: https://snob.ru/profile/5144

Лукина, К. (n.d.). ART4.ru - Онлайн-аукцион и Музей современного российского искусства [online] Art4.ru. Available at: https://www.art4.ru/museum/koshlyakov-valeriy/

Сахарова, К. and Кошляков, В. (2016). Художник Валерий Кошляков: "Я не отвлекаюсь на жизнь". [online] bazaar.ru. Available at: https://bazaar.ru/bazaar-art/diary/khudozhnik-valeriy-koshlyakov-ya-ne-otvlekayus-na-zhizn/#part0

Тарарина, О. (2018). Валерий Кошляков: "В России всегда требовалось искусство для отдыха" o ARTANDHOUSES. [online] ARTANDHOUSES. Available at: http://art-and-houses.ru/2018/06/08/valerij-koshlyakov-v-rossii-vsegda-trebovalos-iskusstvo-dlya-otdyha/

ТАСС. (2017). Валерий Кошляков стал самым популярным российским художником по версии Forbes. [online] Available at: https://tass.ru/kultura/4684484