Каталог
Викентий Павлович Трофимов

Викентий Павлович Трофимов

1878 —1956
Яркий и самобытный русский живописец, а также, талантливый педагог, воспитавший не одно поколение художников, Викентий Трофимов, может считаться одним из ведущих художников-реалистов Сибири в постреволюционный период и последователем неоимпрессионизма. Он родился 24 ноября 1956 года в поселке Талицкого завода Пермской губернии в многодетной семье крестьянского происхождения известного судовладельца и промышленника Павла Иванова Трофимова и его жены Матроны Семеновой. Финансовое положение семьи было настолько крепким, что Павел Трофимов мог позволить себе дать хорошее образование всем своим восьми детям. Еще будучи учеником средней школы, Викентий проявлял заметную предрасположенность к художественной сфере и особенный талант к черчению. Будучи почти четырнадцатилетним юношей в 1892 году, Трофимов поступил в Московскую художественно-промышленную академию имени С. Г. Строганова. Викентий был способным, усидчивым студентом, который с отличием окончил училище в 1899 году по классу "орнаментальное дело". Вместе со своим другом, также выпускником Строгановского училища, выдающимся архитектором, дизайнером интерьеров и театральным художником, Игнатием Нивинским, Трофимов был награжден золотой медалью за блестящее окончание учебы. Так как медаль была одна на двоих, то товарищи отказались делить ее между собой, и взамен выбрали поездку за границу, которую профинансировало училище. Позже, Трофимов женился на сестре Нивинского, талантливой певице, Вере.

На протяжении короткого периода Трофимов занимался в частной художественной школе С. Жуковского и Н. Халявина. С момента окончания училища он начал регулярно участвовать во Всероссийских конкурсах художественной промышленности в Москве и Петербурге вплоть до 1916 года, где неоднократно удостаивался первых премий. В 1900 году Викентий Павлович получил должность преподавателя вечерних классов Строгановского училища. В скоро времени, в декабре, он был переведен в село Речицы как заведующий филиалом училища, где пробыл до сентября 1903 года, пока его не отправили в город Суджа. В 1903-1906 годах Викентий Павлович работал совместно с известным архитектором, который внес крупнейший вклад в городской пейзаж Москвы в виде ретроспективизма, и художником, Иваном Жолтовским. Росписи Трофимова можно увидеть на Доме Скакового Общества в Москве, одном из самых ранних проектов Жолтовского. Трофимов трудился как художник в Суджанском земстве и заведовал художественной частью кустарного отдела до 1905 года. Затем, на короткий период времени он переехал в Москву, где преподавал технику акварели в частной художественно-промышленной школе Богданова и Галкина. Как и другие лучшие художники своего времени, он продолжал совершенствовать свои навыки и знакомился с тенденциями западного искусства за границей, куда часто ездил с 1906 по 1912 года. Викентий Трофимов принимал участие в художественных выставках в Германии, Англии, Италии, и Франции.

Расцвет творчества Трофимова, его самый полноценный, зрелый период пришелся на 1910-1930 годы. В 1909 году художника снова переводят: на сей раз на позицию заведующего филиалом Строгановского училища в Сергиевом Посаде, где он проработал до 1911 года, когда возглавил другой филиал Строгановского училища, художественно-ремесленное училище им. Коломенкина, в Воронеже. В 1916 году Викентий Павлович вступил в Московское Товарищество Художников. Художнику удалось запечатлеть в виде этюда приезд Николая II в Воронеж во время Первой мировой войны. Это произведение, наряду с другими картинами этого периода, находится в коллекции Воронежского краеведческого музея. В начале 1920-х годов Викентий Павлович создал свою знаменитую серию работ, посвященную старому Воронежу и строительству кораблей на Петровских адмиралтейских верфях. Этому поспособствовало сотрудничество художника с Археологическим обществом, члены которого намеревались спасти уходящий городской пейзаж, для воссоздания и изучения которого привлекли к делу известных местных художников, в том числе и А. М. Васнецова. Сам Трофимов очень любил ходить под парусом и был замечательным яхтсменом. Море было его страстью, поэтому с лодками и кораблями его связывают особые отношения, а рисовать он их мог настолько детально и правдиво, что многие маринисты не смогли бы конкурировать с ним. В 1924 году художник вместе с семьей переехал в Омск, чтобы преподавать в художественном техникуме им. М. А. Врубеля, где он возглавил живописный отдел. В тот же период Викентий Павлович руководил филиалом общества "Новая Сибирь", который он старался воссоединить с Ассоциацией художников революционной России, и создал ряд удивительных картин на тему Сибири, а также, исполнил серию этюдов сибирского курорта "Боровое". Семья снова переехала в Москву в 1932 году. В тот момент Трофимов активно берется за общественные заказы: он, в основном, расписывал интерьеры зданий. Среди прочего Викентий Павлович оформил плафон парадной лестницы в Доме Советской Армии в Архангельском, плафоны Белого зала Моссовета и плафоны ГНИМА им. А. В. Щусева, также, сделал роспись в доме генерал-губернатора Мотовского. Роспись в Доме Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР в Сочи тоже принадлежит кисти Трофимова. Новый переезд художник совершает в конце 1930-х годов, когда семья обосновывает в Загорске. Вместе с сыном, Викентий Павлович работал над реставрацией Троице-Сергиевой Лавры. В Загорске художник испытал сильное влияние русского национального традиционного искусства. Он продолжал заниматься станковой живописью и участвовать в выставках до самой смерти. Трофимов умер 10 февраля 1956 года в возрасте семидесяти-семи лет в Загорске, в Московской области.


Источники:

Глинкин, М. К открытию выставки работ художника В. П. Трофимова. Газета "Вперед", 21 августа 1955 года.
Каталог выставки произведений Викентия Павловича Трофимова. (1955) Загорск
Каталог галереи Шишкина: 1920-е-1930-е. Аукцион живописи и графики, 18 декабря 2004, Москва, с.24-27.
Никонов, В. Викентий Павлович Трофимов - Заведующий Гжельским Филиалом Строгановского Училища.
Руденко, Е. (2007) Викентий Трофимов: Живопись и Графика. Москва: Галерея Шишкина.
"Творчество" (1937) Издательство "Искусство". N 8-9.

Inventory
Vikentii Pavlovich Trofimov

Vikentii Pavlovich Trofimov

1878 —1956
An imaginative and distinct painter, as well as a gifted teacher, who has brought up more than one generation of artists, Vikentii Trofimov, can be considered one of the leading realist artists of Siberia in the post-revolutionary period and a follower of neo-impressionism. He was born on November 24, 1956, in the village of Talitsky factory of Perm province in a large family of peasant origin of the famous ship owner and industrialist Pavel Ivanov Trofimov and his wife, Matrona Semenova. The financial situation of the family was so fortunate that Pavel Trofimov could afford to give an excellent education to all his eight children. While still a high school student, Vikentii showed a noticeable predisposition to the artistic domain and a particular talent for drawing. Being almost fourteen-year-old boy in 1892, Trofimov entered the Stroganov Moscow State School of Arts and Industry. Vikentii was a capable, diligent student who graduated with honours from the Stroganov School in 1899 with a degree in "Ornamental Art". Together with his friend, also a graduate of the Stroganov School, an outstanding architect, interior and stage designer, Ignatius Nivinsky, Trofimov was awarded a gold medal for his academic achievements. Since there was just one medal which had to be shared between two people, Nivinsky and Trofimov refused to receive it, and instead, they have chosen a trip abroad, which was financed by the Stroganov School. Later, Trofimov married Nivinsky's sister, a talented singer, Vera. 

For a short period, Trofimov was studying in private art school of S. Zhukovsky and N. Khalyavin. From the moment of graduation, he has begun to regularly participate in All-Russian competitions of the Art Industry in Moscow and St. Petersburg, where he was repeatedly awarded first prizes, until 1916. In 1900, Vikentii Pavlovich was appointed a teacher of evening classes at the Stroganov School. In December 1900, he was transferred to the village of Rechitsa as a head of the branch of the Stroganov School, where he stayed until September 1903, when he was sent to the town of Sudzha. In 1903-1906, Vikenti Pavlovich worked together with the famous architect, who made the most substantial contribution to the urban landscape of Moscow in the peculiar style of Russian neoclassical revival, and also the artist, Ivan Zholtovsky. Trofimov's murals and paintings can be seen at The House of the Racing Society in Moscow, one of Zholtovsky's earliest projects. Vikentii Trofimov worked as an artist in the Sudzha country council and headed the artistic division of Artisanal Department until 1905. Then, for a short period, he moved to Moscow, where he taught watercolour technique at the private art and industrial school of Bogdanov and Galkin. Like other distinguished artists of the time, he continued enhancing his skills and becoming familiar with the trends of Western art abroad, where he was travelling extensively from 1906 to 1912. Vikentii Trofimov was participating in art exhibitions in Germany, England, Italy, and France.

The most impressive, mature period of Trofimov's creative work happened during the years of 1910-1930. In 1909, the artist relocated again: this time he was offered a position of the head of the Stroganov School's branch in Sergiev Posad, where he stayed until 1911, when he took the lead of another branch of the Stroganov School in Voronezh. In 1916, Vikentii Pavlovich joined the Moscow Association of Artists. Trofimov has managed to depict the arrival of Nicholas II in Voronezh during the First World War in the form of an etude. This work, along with other paintings of this period, is stored in the collection of the Voronezh Museum of the Local History. In the early 1920s, Vikentii Pavlovich painted his famous series of works dedicated to the old Voronezh and the construction of ships at The Peter Admiralty Shipyards. This series was facilitated by the artist's cooperation with the Archaeological society, whose members intended to save the disappearing urban landscape, for the reconstruction and study of which they had employed well-known local artists, including A. M. Vasnetsov. Trofimov himself loved to sail and was a wonderful yachtsman. Sea was his passion; thus, he had this special connection with boats and ships which resulted in his ability to depict them as incredibly detailed and accurate so that even many prominent marine painters would not have been able to compete with Trofimov. In 1924, the artist and his family moved to Omsk, to teach in the Art College named after M. A. Vrubel, where he headed the Painting Department. During this time, Vikentii Pavlovich was also leading the branch of the society "New Siberia", which he tried to reunite with the Association of Artists of Revolutionary Russia. Also, he created a number of interesting paintings on the theme of Siberia, as well as, produced a series of sketches of the Siberian resort named "Borovoe". The family moved to Moscow again in 1932. At that moment, Trofimov with great enthusiasm was undertaking the public commissions for painting the exteriors and interiors of the buildings. Among other things, Vikentii decorated the ceiling of the Grand Staircase in the House of the Soviet Army, the ceiling of the White Hall of Moscow City Council and the ceiling of the Shchusev Museum of Architecture, as well as also worked on the project in the house of Governor-General Motovsky. Another Trofimov's monumental work can be found at the House of People's Commissariat of Heavy Industry of the USSR in Sochi. The artist's next house move happened at the end of the 1930s when the family settled in Zagorsk. Together with his son, Vikentii was working on the restoration of the Trinity-Sergius Lavra. In Zagorsk, the artist experienced a strong influence of Russian national traditional art. He continued to paint and participate in exhibitions until his death. Trofimov died on February 10, 1956, at the age of seventy-seven in Zagorsk, Moscow region.


Bibliography:

Глинкин, М. К открытию выставки работ художника В. П. Трофимова. Газета "Вперед", 21 августа 1955 года.
Каталог выставки произведений Викентия Павловича Трофимова. (1955) Загорск
Каталог галереи Шишкина: 1920-е-1930-е. Аукцион живописи и графики, 18 декабря 2004, Москва, с.24-27.
Никонов, В. Викентий Павлович Трофимов - Заведующий Гжельским Филиалом Строгановского Училища. 
Руденко, Е. (2007) Викентий Трофимов: Живопись и Графика. Москва: Галерея Шишкина.
"Творчество" (1937) Издательство "Искусство". N 8-9.