Каталог
Виктор Иванович Иванов

Виктор Иванович Иванов

1924
  • Лауреат Государственной премии СССР (1968)
  • Лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина (1989)
  • Орден Дружбы (1995)
  • Государственная премия Российской Федерации (1996)
  • Орден Почёта (2000)
  • Заслуженный художник РСФСР (1968)
  • Член-корреспондент АХ СССР (1978)
  • Академик АХ СССР (1988)
  • Народный художник СССР (1990)
Виктор Иванович Иванов - выдающийся Советский и российский художник-философ из поколения "шестидесятников", размышляющий о человеческой жизни посредством своих величавых, монументальных картин "сурового" стиля; преданный приверженец советской реалистичной школы живописи и почитатель патриархальной жизни русской деревни; педагог, академик и обладатель множества государственных премий, званий и наград. Художник родился 2 августа 1924 года в Москве в семье коренного москвича и крестьянки из Рязани, которая приехала на заработки в столицу. Несмотря на семью, где искусство было чем-то далеким и чуждым, Иванов уже в раннем возрасте проявил интерес и способности к рисованию и был записан в кружок художественной студии Дома пионеров при руководстве талантливого живописца Александра Михайлова. В московскую художественную школу для творчески одаренных детей юноша поступил в 1939 году. Будучи мастером карандашного рисунка, Иванов уже в возрасте четырнадцати лет ловкой рукой набрасывал зарисовки предметов крестьянского быта и изображал деревенских жителей в родных краях его матери. Как говорил позднее сам художник: "Мое творчество, взгляды, убеждения - все это результат укорененности в земле Рязанской". Деревня сыграла важную роль в жизни художника и в военные годы - он был эвакуирован с художественной школой в башкирское село.  

Иванов поступил в Московский Государственный Художественный Институт им. В. И. Сурикова в 1944 году. Пытливый ум, сильная личность, и высоко эстетический взгляд на вещи Иванова уже в студенческие годы создал уважительную репутацию художнику среди его коллег и сокурсников. Его наставниками выступали В. В. Почиталов, А. М. Грицай, А. А. Осмеркин, В. Н. Яковлев, Ю. П. Кугач. Художник начал участвовать в своих первых молодежных выставках в 1950 году, и с тех пор продолжал активно и с успехом экспонироваться на всесоюзных, республиканских и зарубежных выставках. В 1951 году Иванов вступает в Союз художников СССР. Свой творческих путь художник начал определять еще в институтский период, когда он обращается к реальной, непридуманной жизни современной деревни, круговороту человеческой жизни, нравственным устоям крестьянства и общечеловеческим задачам. Его картины уже с ранних лет выражали суровую величественность времени, но в то же время проявляли живую, ярко выраженную связь с современностью, актуальностью для сегодняшнего дня. Художник утверждал: "Я восхищаюсь красотой земли и красотой человека. Единственное мое желание передать эту красоту, передать удивительное сочетание современного и того, что всегда жило, живет, и будет жить в народе".

Свои силы в педагогике Иванов пробует уже в 1952 году, когда получает позицию преподавателя в Московской Средней Художественной Школе при Институте им. В. И. Сурикова. В 1957 году художник приступает к основополагающему для его творческой карьеры циклу работ "Русские Женщины" и работам, посвященным портретам рязанских крестьян. Иванов в большой мере ответственен за создание образа истинно русской женщины второй половины XX века. Эта героиня с картин Иванова является опорой своей семьи и родины: неустанно трудится, воспитывает детей, окружает любовью близких, вносит свой вклад в государственное благополучие. Несмотря на свое притяжение к русской деревне, Иванов не ограничивал свой кругозор только знакомыми ему пейзажами. В течении трех лет, с 1959 года по 1962 год, художник совершает творческие поездки в Египет, Италию, Сирию, и даже посещает далекие Мексику и Кубу. Благодаря этим выездам, творчество художника обогатилось нетипичными для Иванова работами. Одним из таких примеров вдохновленностью поездки может служить портрет молодого Фиделя Кастро. В 1968 году Иванова назначают на пост секретаря правления Союза Художников РСФСР, который он занимал в течении последующих тринадцати лет. Персональные выставки Иванова в Москве и во многих других городах Советского Союза и России происходили неоднократно, начиная с 1976 года. Художник неизменно возвращается в свое особенное место наиболее острого вдохновения, в родное село Ряссы под Рязанью. В 2004 году, Иванов поспособствовал открытию художественной галереи живописи и графики в Рязани, подарив множество своих работ излюбленному краю. Произведения художника выставлены в Государственной Третьяковской галерее, Рязанском областном художественном музее, Государственном Русском Музее, и других коллекциях страны и мира, а также, в частных собраниях. В коллекции галереи Уффици во Флоренции, Италии можно увидеть автопортрет Иванова, который находится там с 1983 года.


Источники:

Зайцева М.В. (2011) Виктор Иванов в собрании Рязанского государственного музея им. И.П. Пожалостина и галереи "Виктор Иванов и земля Рязанская". В 2-х томах. Рязань: Приз.
Комова Н.К. (1976) Виктор Иванов. Живопись. Рисунок. Каталог. Москва: Советский художник.
Сысоев В.П. (2002) Виктор Иванов. Москва: Белый город.

Inventory
Viktor Ivanovich Ivanov

Viktor Ivanovich Ivanov

1924
  • Laureate of the State prize of the USSR (1968)
  • Laureate of the State prize of the RSFSR named after I. Repin (1989)
  • The Order Of Friendship (1995)
  • State prize of the Russian Federation (1996)
  • The Order Of Honour (2000)
  • Honoured artist of the RSFSR (1968)
  • Corresponding member of the USSR Academy of Arts (1978)
  • Academician of the USSR Academy of Arts (1988)
  • People's artist of the USSR (1990)
Viktor Ivanovich Ivanov is an outstanding Soviet and Russian artist-philosopher whose most remarkable and distinguished artistic career's period happened to be during the 1960s. He was reflecting on human life through his majestic monumental paintings of 'severe' style. Also, a devoted follower of the Soviet Realist school of painting and admirer of the patriarchal life of the Russian village, Ivanov was a respected academician and possessor of numerous state awards, ranks and titles. The artist was born on August 2, 1924, in Moscow into a simple family of a Moscow-born father and a peasant woman from Ryazan, who had come to work in the capital because of the financial needs. Despite his family being absolutely detached from the arts and aesthetic education, Ivanov showed enthusiasm towards drawing and a promising ability to do it properly at an early age. The boy was sent to the art studio of the Pioneers Palace under the leadership of a talented painter Alexander Mikhailov. The young man entered the Moscow Art School for artistically gifted children in 1939. As a master of pencil drawing, Ivanov, even at the age of fourteen, has already deftly sketched objects of peasant life and portrayed villagers of his mother's native land. As the artist himself later proclaimed: 'My creativity, views, and beliefs are all the result of being rooted in the land of Ryazan'. The village has played a significant role in the artist's life especially during the war years: he was evacuated together with his art school group in a Bashkir village.

Ivanov entered the Moscow State Art Institute named after V. I. Surikov in 1944. Ivanov's curious mind, strong personality and highly aesthetic view of the world have created an honoured reputation for the artist among his fellow students and colleagues. His teachers were V. V. Pochitalov, A. M. Gritsai, A. A. Osmerkin, V. N. Yakovlev, Y. P. Kugach. The artist began to participate in the youth exhibitions starting from 1950, and since then has continued to actively and successfully display his work at the all-Union, Republican, and international art exhibitions. Ivanov joined the Union of Artists of the USSR in 1951. Ivanov had begun to define his creative path already during his study process at the institute, when he turned to the genuine, rough reality of the modern village, the cycle of human life, the moral foundations and values of peasant existence and universal questions of being. Dating from early periods of Ivanov's art, his paintings have expressed severe grandeur of time, but simultaneously, they showed a dynamic, pronounced connection with modernity, which has been relevant for the contemporary world. The artist has claimed: 'I admire the beauty of the earth and the beauty of man. My only desire is to convey this beauty, to convey an amazing combination of modern and what has always lived, lives, and will live among the people'.

The artist began teaching painting in 1952, when he received the position in the Moscow Secondary Art School at the Institute named after V. I. Surikov. In 1957, the artist undertook a fundamental step for his creative career starting to work on his cycle of paintings called 'Russian Women' and also portraits devoted to Ryazan's peasants. Ivanov is largely responsible for creating the image of a true Russian woman of the second half of the XX century. This character of Ivanov's paintings is the backbone of her family and homeland: she is working tirelessly, raising her children, contributing to the public well-being and surrounds her beloved ones with love and care. Despite his powerful attraction to the Russian village, Ivanov did not limit his horizons only to familiar landscapes. For three years, from 1959 to 1962, the artist was making creative trips to Egypt, Italy, Syria, and even visited distant Mexico and Cuba. As a result of these visits, the artist's oeuvre was enriched and developed with something that was atypical for Ivanov's subject matters. An example of the inspiration derived from one of those journeys can be the portrait of a young Fidel Castro. In 1968, Ivanov was appointed to the post of Secretary of the Board of the Union of Artists of the RSFSR, which he held for the next thirteen years. Since 1976, Ivanov's solo exhibitions have occurred repeatedly in Moscow and many other cities of the Soviet Union and Russia. The artist always returns to his special place, the most valuable for his inspiration, his native village Ryassi near Ryazan. In 2004, Ivanov contributed to the opening of the art gallery of painting and drawing in Ryazan, donating many of his works to the museum. The artist's works are exhibited in the State Tretyakov Gallery, Ryazan Regional Art Museum, the State Russian Museum, and in other national and international galleries, as well as in private collections. Ivanov's self-portrait can be found in the collection of the Uffizi gallery in Florence.


Bibliography:

Зайцева М.В. (2011) Виктор Иванов в собрании Рязанского государственного музея им. И.П. Пожалостина и галереи "Виктор Иванов и земля Рязанская". В 2-х томах. Рязань: Приз.
Комова Н.К. (1976) Виктор Иванов. Живопись. Рисунок. Каталог. Москва: Советский художник.
Сысоев В.П. (2002) Виктор Иванов. Москва: Белый город.