Каталог
Виктор Ефимович Попков

Виктор Ефимович Попков

1932 —1974
  • Государственная премия СССР (1975)
Виктор Попков - известный художник, оригинальный, значительный живописец и график русской реалистической школы в период "Оттепели", один из создателей "Сурового стиля", предтеча искусства "левомосховских" семидесятников. Попков был творчески активен с конца 50-х и до середины 70-х годов, обласкан прессой и признан государством, но при этом о его творчестве часто велись споры, а его работы будоражили умы. Родился художник 9 марта 1932 года в Москве в семье рабочего и крестьянки, которые перебрались из деревни Каменка, Смоленская область. Однако, только накануне войны, когда Виктору было восемь лет, его отец, Ефим Акимович, окончательно перевез жену и троих детей, включая Виктора, в Москву. Отец ушел на фронт и погиб осенью 1941 года, а мать будущего художника, Степанида Ивановна, осталась одна воспитывать четверых детей. Виктор был разумным, честным, не по годам вдумчивым, ребенком. В третьем классе он начал посещать уроки рисования. Как одно из самых сильных потрясений своего детства художник вспоминал событие, произошедшее, когда он был учеником пятого класса. В то время Виктор рисовал лишь карандашом, но, возвращаясь однажды из школы, увидел на веранде дома художницу, пишущую этюд акварелью. Мальчика так взволновали краски, что он уговорил мать отвезти его к этой художнице и попроситься в ученики. Однако, когда они пришли, то художница высокомерно отказала ему. В тот период и до конца седьмого класса Попков посещал изостудию завода имени Калинина в Подлипках. Юноша оказался настолько талантливым, что смог без дополнительной подготовки поступить в графическо-педагогическое училище в 1948 году, а в 1952 году Виктор Ефимович поступил в художественный институт имени Сурикова, где начался важный этап формирования художественного взгляда и техники Попкова. Несмотря на то, что Виктор Ефимович стремился попасть на живописный факультет, он был зачислен на графическое отделение.

Среди множества преподавателей Виктор Ефимович всегда выделял Евгения Адольфовича Кибрика, в мастерской которого он начал учиться на четвертном курсе. Только его Попков с трепетом называл "мой учитель". Сам Кибрик отзывался о своем ученике так: "Он обладал необычайной энергией и богатством творческой натуры, всегда был переполнен замыслами и черпал их от любого соприкосновения с жизнью: на улице ли, в мастерской ли товарища, в своих поездках по стране, в общении с разными людьми. И от замысла он сразу шел к картине, минуя временные колебания, неуверенность. Это редкий дар. Правда, я много раз ругал его за поспешность, за торопливость, но такова была его натура. Ему необходимо было высказаться во что бы то ни стало, выразить волнующую его мысль, идею, чтобы потом мучиться уже над чем-то другим. Он жил напряженнейшей внутренней жизнью, в нем постоянно шла работа". Попков всегда приносил больше этюдов на проверку нежели другие студенты, он обладал невероятной работоспособностью и упорством. Например, на защиту дипломной работы художник принес десять больших акварелей на тему "Транспорт" и несколько цветных линогравюр, в то время как другие студенты подготовили только три-четыре работы. Это был потрясающий успех и к работам Попкова не было выдвинуто ни одного замечания. Защита прошла на отлично и его поздравлял весь институт.

Еще после первого курса института, Попков поехал на практику в Белоомут, а в 1956 году он отправляется в творческую поездку на строительство Иркутской ГЭС. Такие творческие путешествия для сбора художественного материала буду продолжаться на протяжении всей последующей жизни Виктора Ефимовича и сыграют ключевую роль в его работе, приведут к созданию самых прославленных его картин. Попков начал показывать свои работы на молодежных художественных выставках в конце 50-х годов. Первое произведение, которое было выставлено в 1958 году, была картина "Молодость". Затем, художник участвовал во Всесоюзной художественной выставке "40 лет ВЛКСМ", 4-той выставке произведений молодых художников Москвы, Шестой Всесоюзной выставке дипломных работ студентов художественных вузов СССР выпуска 1957 и 1958 годов. Все чаще в прессе начали мелькать такие эпитеты по отношению к художнику как "многообещающий", "даровитый", "талантливый". А после окончания института, в 1958 году, Виктор Ефимович получает свою мастерскую и, затем, едет вместе с другими молодыми художниками в другую творческую поездку, в Сибирь, чтобы запечатлеть строительство железной дороги Абакан-Тайшет и отобразить труд рабочих. Все же, несмотря на то, что Попков обучался на факультете графики, живопись вышла на первый план в его творчестве. Сюжеты своих графических дипломных работ он вскоре после окончания института он начал преображать в живописную форму. В 1959 году Попков вступил в члены Московского Союза Художников. В том же году он участвовал в Выставке советской живописи в ГДР, и выставках произведений молодых советских художников в Венгрии и Польше. В 1960 году Виктор Ефимович вновь отправляется в поездку на строительство Братской ГЭС. В Москве его работы показывают на Республиканской выставке "Советская Россия", на выставке произведений молодых художников и выставке "На таежных стройках". К этому времени работы Попкова отражали обновленное возвращение к героике, к проблематике долга, без какой-либо тоталитарной патетики и свободолюбивого легкомыслия периода "Оттепели". Картины Виктора Ефимовича показывают мир таким, какой он есть, без романтичных иллюзий или государственной идеологии.

В 1961 году случается значимое событие для карьеры Попкова - его картину "Строители Братской ГЭС" (1961), одно из центральных произведений "сурового стиля", приобретает Государственная Третьяковская галерея. В том же году он отправляется в поездку на целинные земли Казахстана, чтобы исполнить заказ от комбината на серию картин о целине. В целом, в этот уже зрелый период творчества художника, Попков увлекается такими темами как фатум, смерть, смысл человеческого бытия, что и выражается в его работах. В 1962 году художник участвует в Международном фестивале молодежи в Хельсинки, а также, в 31-ой Международной Биеннале в Венеции, в выставке советского искусства в Японии и Югославии. Благодаря своему громкому успеху на отечественных и международных выставках, в 1963 году Попков становится членом Комитета по присуждению Государственных и Ленинских премий. Этот пост художник занимал до 1966 года. 1960-е года - это время интенсивного творческого поиска для Попкова: он писал как глубоко драматичные, так и жизнеутверждающие, оптимистические картины, в его творчестве стали появляться портреты и, что особенно значимо, автопортреты, а, также, активно фигурирует в его работе тема сталинских репрессий. Таким образом, первая половина 60-х годов прошли в экспериментальных поисках для Попкова. Вскоре, Попков едет в Архангельск и Ферапонтово, поводом для посещения которого для Виктора Ефимовича стало увлечение древнерусским искусством. В Ферапонтово художник делал этюдные зарисовки с фресок Дионисия. В 1964 году он участвует в 32-ой Международной биеннале в Венеции. В 1965 Виктор Ефимович отправился в северные области страны, на территории Белого моря, и в Золотицу. В 1966 году художник чуть было не покончил жизнь самоубийством в следствии неудач в личной жизни и черной полосе в художественной карьере. Картины художника не принимали на выставки. Однако Виктор Ефимович был чудом спасен своим тестем, который перерезал ремень, на котором художник повесился, и трудный период был пережит. Все же, отношения с властями обрели сложности и художнику приходилось объяснять и отстаивать свои работы. В 1966 году состоялась первая поездка на Мезень (Целегора), а в следующем году, вторая. Результатом этих поездок стали известные шедевры творчества Попкова, изображающие повседневную жизнь северных деревень. Также, в 1967 году, художник был награжден почетным дипломом на выставке молодых художников в Париже за картины "Двое", "Бригада отдыхает", и "Полдень". Он участвовал в выставке советского искусства в Ираке и Турции. В 1969 году Виктор Ефимович едет в ГДР, где его работы показывают в 1970 году на выставке "ГДР глазами советских художников". 1970-е годы были крайне плодотворными для творчества Виктора Ефимовича. Будучи уже популярным, признанным художником, Попков говорил: "Оказывается, что тебя привлекала профессия художника ни деньгами, ни славой, ни всеми теми 90 % жизненной суеты вокруг искусства, а просто любил само искусство и больше ничего…". Трагическая и нелепая гибель художника в результате несчастного случая произошла 12 ноября 1974 года, когда Попкову было всего сорок два года. Посмертно он был удостоен Государственной премии СССР за серию картин "Размышление о жизни". Произведения художника хранятся в коллекциях Государственной Третьяковской Галереи и Государственного Русского музея.

Источники:

Козорозенко, П. (2012) Виктор Попков. Москва: "М-Сканрус", Арт-бюро "КЛАССИКА".
Левашов, В. (2014) Виктор Попков. Москва: Ад Маргинем Пресс.
Попков, Ю. (ред.) (1998) Книга о художнике Викторе Попкове. Москва: "Инфорком-Пресс".
Манин. В. (1979) Виктор Попков. Москва: Советский Художник.

Inventory
Viktor Efimovich Popkov

Viktor Efimovich Popkov

1932 —1974
  • State prize of the USSR (1975)
Viktor Popkov is a famous, original and significant Soviet painter and graphic artist of the Russian realistic school particularly active during the Khrushchev Thaw period, one of the creators of the "Severe style", the forerunner of the art of the left-wing proponents of the MOSKh (Moscow Union of Artists) of the 1970s. Popkov was creatively active from the late 1950s to the mid-70s, was favoured by the press and recognised by the state, but his work still was often debated and was arousing passionate discussions. The artist was born on March 9, 1932, in Moscow into the family of a worker and a peasant woman who moved from the village of Kamenka, Smolensk region. However, only at the dawn of the war, when Viktor was eight years old, his father, Efim Akimovich, finally moved his wife and three children, including Victor, to Moscow. His father went to the Front to fight and died in the autumn of 1941, and the mother of the future artist, Stepanida Ivanovna, was left alone to raise four children. Viktor was intelligent, honest, thoughtful, very mature beyond his years, child. In the third grade, he began attending drawing lessons. As one of the strongest memories of his childhood, the artist had recalled the event that occurred when he was a student of the fifth grade. At that time Viktor painted only with a pencil, but, coming back one day from school, he saw a woman on the veranda of her house sketching with watercolour. The boy was so excited about the watercolour as he had never seen it before that he persuaded his mother to take him to this artist and ask to accept him as a pupil. However, when they came, the artist arrogantly refused him. During that period and until the end of the seventh grade, Popkov was studying at the art studio at the Kalinin's factory in Podlipki. The young man was so talented that he was able to enter the Graphic and Pedagogical School without any additional training in 1948, and in 1952, Viktor Efimovich entered the Surikov Art Institute in Moscow, where an essential stage of the formation of his artistic vision and technique has begun. Even though Victor Efimovich sought to get to the Faculty of Painting, he was enrolled in the Graphics Department.

Among many teachers that he had, Viktor Efimovich has always singled out Yevgeny Adolfovich Kibrik. He started to study in Kibrik's studio in the fourth year during his time in the Surikov Art Institute. Kibrik was the only one whom Popkov called with awe "my teacher". Kibrik himself spoke of his student as follows: "He had extraordinary energy and richness of creative nature, was always full of ideas and drew them from any contact with life: on the street, in the workshop of a friend, in his trips around the country, in communication with different people. And straight from the idea he immediately went to the painting, bypassing any doubts and uncertainty. It is a rare feature. However, I many times scolded him for haste, for hustle, but such was his nature. He needed to speak out at all costs, to express his overwhelming thought, the idea, then to find something else to work on. He lived a tense inner life; he was constantly working". Popkov has always brought more sketches and studies for his teachers to assess than the other students. He had an incredible work capacity and perseverance. For instance, for the presentation of his diploma work, the artist has submitted ten large watercolours on the theme of "Transport" and several coloured linocuts, while other students prepared only three or four works. It was a tremendous success, and Popkov's works were not criticised at all. The diploma's work presentation was excellent, and everyone in the Institute congratulated him.

After the first year of the Institute, Popkov went to practice in Beloomut, and in 1958, he went on a creative trip to the construction of the Irkutsk Hydroelectric Power Station. Such creative trips with the primary aim to collect the material for the artist's future paintings were happening throughout the whole life of Viktor Efimovich and played a vital role in the creation of his most famous paintings. Popkov began showing his works at youth art exhibitions in the late 1950s. The first work, which was exhibited in 1958, was the painting "Youth". Then, the artist participated in all-Union art exhibition "40 years of Komsomol", the Fourth exhibition of works of young Moscow artists, the Sixth All-Union exhibition of diploma works of students of art institutes of the USSR graduated in 1957 and 1958. Increasingly, the press began to use such epithets in relation to the artist as "promising", "gifted", "talented". After graduation, in 1958, Viktor Efimovich received his studio and then went with other young artists to another creative trip to Siberia to capture the construction of the railway Abakan-Taishet and the worker's labour in particular. Although Popkov studied at the Faculty of Graphics, painting has come to the fore in his work. The theme of his diploma work was transformed into a series of paintings. In 1959, Popkov joined the Moscow Union of Artists. In the same year, he participated in the Exhibition of Soviet painting in the GDR, and exhibitions of works of young Soviet artists in Hungary and Poland. In 1960, Viktor Efimovich again went on a trip to the construction of the Bratsk hydroelectric power station. In Moscow, his works were shown at the Republican exhibition "Soviet Russia", the exhibition of works by young artists and the exhibition "On the taiga construction sites". By this time, Popkov's work has reflected a new version of a representation of heroics, the problematics of duty without any totalitarian pathetic and freedom-loving frivolity of the "Thaw" period. Viktor Efimovich's paintings show the world as it is, without romantic illusions or state ideology.

In 1961, there was a significant event for the Popkov's career: his painting "The builders of the Bratsk hydroelectric power station "(1961), one of the central works of the "severe style", was acquired by the State Tretyakov Gallery. In the same year, he went on a trip to the virgin lands of Kazakhstan to fulfil the commission from the factory which ordered him a series of paintings. In general, during this already mature period of his career, Popkov is interested in such topics as fate, death, the meaning of human existence, which is expressed in his works. In 1962, the artist participated in the international youth festival in Helsinki, as well as in the 31st International Biennale in Venice, the exhibition of Soviet art in Japan and Yugoslavia. Thanks to his resounding success at domestic and international exhibitions, in 1963 Popkov became a member of the Committee for the award of State and Lenin prizes. The artist held this post until 1966. The 1960's is a time of intense creative search for Popkov: he painted both deeply dramatic and life-affirming, optimistic paintings, portraits and, what is especially significant, self-portraits have begun to appear in his work, and, also, the theme of Stalin's repressions was actively used by the artist. Thus, the first half of the 1960's was spent in an experimental search. Soon, Popkov went to Arkhangelsk and Ferapontovo. The reason for visiting Ferapontovo was a passion for ancient Russian art. In Ferapontovo the artist made sketches from the frescoes of Dionysius. In 1964, he participated in the 32nd International Biennale in Venice. In 1965, Viktor Efimovich went to the Northern regions of the country, on the territory of the White sea, and to Zolotitsa. In 1966, the artist almost committed suicide in consequence of failures in his personal life and the dark place in his artistic career. The artist's paintings were not accepted to be shown at the exhibitions. However, Viktor Efimovich was miraculously saved by his father-in-law, who cut the belt on which the artist hung himself, and the difficult period has passed. Yet, the relationship with the authorities was still complex, and the artist had to explain and justify his every work. In 1966, was Popkov's first trip to the Mezen (Zelengora), and in the following year, he went to the second one. The result of these trips became famous masterpieces of Popkov, depicting the daily life of the Northern villages. Also, in 1967, the artist was awarded an honorary diploma at the exhibition of the young artists in Paris for the paintings "Two", "The team is resting" and "The noon". He participated in the exhibition of Soviet art in Iraq and Turkey. In 1969, Victor Efimovich went to the GDR, where his work was displayed in 1970, at the exhibition "East Germany through the eyes of Soviet artists". The 1970s were extremely productive for the creative work of Viktor Efimovich. Being already a popular, recognised artist, Popkov said: "It turns out that you were attracted to the artist's profession neither because of money nor fame nor all those 90% of the bustle of life around art, but you just loved the art itself and nothing more...". The tragic and absurd death of the artist as a result of an accident occurred on November 12, 1974, when Popkov was only forty-two years old. Posthumously, he was awarded the state prize of the USSR for a series of paintings "Reflection on life." The artist's works are stored in the collections of the State Tretyakov Gallery and the State Russian Museum.a


Bibliography:


Козорозенко, П. (2012) Виктор Попков. Москва: "М-Сканрус", Арт-бюро "КЛАССИКА".
Левашов, В. (2014) Виктор Попков. Москва: Ад Маргинем Пресс.
Попков, Ю. (ред.) (1998) Книга о художнике Викторе Попкове. Москва: "Инфорком-Пресс".
Манин. В. (1979) Виктор Попков. Москва: Советский Художник.