Каталог
Владимир Васильевич Лебедев

Владимир Васильевич Лебедев

1891 —1967
  • Народный художник РСФСР (1966)
  • член-корреспондент Академии художеств СССР (1967)
Владимир Лебедев - известный советский художник, великолепный книжный и журнальный иллюстратор, а также, талантливый график. Лебедева справедливо называют создателем отечественной детской книги за то, что он задал такую высокую планку детской иллюстрации в СССР и превратил детскую книгу в произведение искусства. Книжная иллюстрация Лебедева удивительно соединяла традиции книжной графики "Мира Искусства" и футуристов. Первые книги с иллюстрациями художника вышли в издательстве "Радуга". Одной из первых его значительных работ были иллюстрации к "Слоненку" Р. Киплинга, выпущенные в 1921 году. Постоянный соавтор Владимира Васильевича был С. Я. Маршак, выдающийся советский детский писатель и переводчик. Именно эти книги принесли Лебедеву такую широкую известность. Сам Маршак считал Лебедева не просто иллюстратором, а создателем и автором наряду с поэтом или прозаиком. Лебедев возглавлял группу ленинградских художников-иллюстраторов детской книги.

Лебедев родился 26 мая 1891 года в Санкт-Петербурге в простой семье механика. Еще в детстве Лебедев проявлял страстный интерес к рисованию, и совершенствовал свой талант с помощью срисовывания с открыток. Юноша обучался в Петровском коммерческом училище. Художественное образование Владимир Васильевич начал получать в 1909 году, когда стал посещать частную студию А. И. Титова. Он также посещал художественную мастерскую Ф. А. Рубо, и проходил обучение в Школе Рисования, Живописи и Скульптуры М. Д. Бернштейна и Л. В. Шервуда. Владимир Васильевич рано начал публиковаться в журналах: уже в начале 1910-х годов, он рисовал для знаменитого сатирического журнала "Сатирикон", а позже и "Новый Сатирикон". В 1913 году Лебедев вступает в общество "Союз Молодежи". Любопытно, что нехватку систематического, официального художественного образования Лебедев всегда с лихвой компенсировал различной практикой и уже с юного возраста был задействован во множестве творческих проектов, активно участвовал в выставках и даже был профессором Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (ГСХМ) с 1918 по 1921 год. Лебедев работал иллюстратором и в детских журналах, таких как "Галчонок", "Синий Журнал", "Журнал для всех", "Аргус". Идеи авангарда, особенно кубизма, не прошли мимо художника. В своей живописной серии "Прачки", которую художник реализовывал с 1920 по 1925 год, Лебедев смело экспериментирует с новомодными художественными тенденциями. Громадные политические, сатирические плакаты "Окна РОСТА", созданные в начале 1920-х годов, которые являются своего рода произведениями монументальной графики, явно отражают живописные принципы кубизма. Лебедев сумел найти новый путь для агитационного плаката, воплотив идеи ритмической организации композиции и взаимодействия простых форм с контрастным сопоставлением редких ярких цветов. Серия рисунков, которая была задумана как продолжение идеи плакатов, "Панель революции", выполненная в 1922 году, принесла Владимиру Васильевичу еще больший успех и славу. Художник примкнул к "Объединению новых течений в искусстве" в том же году. Председатель организации, В. Е. Татлин, был значительным вдохновителем и примером для Лебедева. В то время художник уже успел подружиться с такими выдающимися деятелями культуры как И. Пуни, К. Малевич, В. Маяковский, с которым Лебедев периодически работал в одном помещении, а позже, в 1930х, и Д. Шостакович, с которым Лебедев сдружился благодаря их общей страсти - спорте.

С 1924 по 1933 год Лебедев чрезвычайно успешно возглавлял художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства, привлекая к работе самых талантливых иллюстраторов, Н. Тырсу, В. Конашевича, В. Ермолаеву, Н. Лапшина, и, проявляя исключительные лидерские способности, был примером и наставником для молодых талантов, таких как А. Пахомов, Ю. Васнецов, Е. Чарушин, В. Курдов. Несмотря на то, что Лебедев всю жизнь работал как художник детских книг, он смог реализовать свой многогранный талант и в других направлениях визуального искусства. В 1930-х и 1940-х годах Владимир Васильевич рисует множество портретов друзей, спортсменов, физкультурниц, моряков, и борцов - соединение красоты духа и тела восхищают художника. Лебедев увлеченно рисовал с обнаженной натуры. В начале 1930-х годов на Лебедева обрушилась жесткая критика его иллюстраций и обвинения в формализме со стороны государства в прессе, что привело к крупной идеологической кампании против художника. Эта несправедливость сильно повлияла как на душевное состояние, так и на творчество Владимира Васильевича, приведя к некой осторожности в его стиле, уходу от авангардных проявлений, добавлении большей реалистичности и "красивости". Художник перебирается в Москву в 1941 году, где проживает до 1950 года, снова создавая агитационные плакаты в сотрудничестве с Окна ТАСС. Вернувшись в Ленинград, Владимир Васильевич продолжил работу в книжной графике. В последние десять лет жизни художник вел довольно затворнический образ жизни, не появляясь на публике и видясь лишь с близкими друзьями. Лебедев умер 21 ноября 1967 года, в возрасте семидесяти-шести лет, в Ленинграде, и похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Работы Владимира Васильевича хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Тульском областном художественном музее, и других значительных коллекциях.


Источники:
Петров, В., Н. (1972) Владимир Васильевич Лебедев. 1891—1967. Ленинград: Художник РСФСР.
Попов, Н., И. (1972) Владимир Васильевич Лебедев: Каталог выставки. Ленинград: Гос. Русский Музей.
Пунин, Н., Н. (1928) Владимир Васильевич Лебедев. Ленинград: Комитет Популяризации Художественных Изданий При Государственной Академии Истории Материальной Культуры. 
Пушкарев, В. (1974) В. В. Лебедев. Рисунки. Ленинград: Аврора.
(n. d.) "Владимир Васильевич Лебедев" [online]  Самуил Маршак. Available at: http://s-marshak.ru/illustr/lebedev/lebedev.htm

Inventory
Vladimir Vasilyevich Lebedev

Vladimir Vasilyevich Lebedev

1891 —1967
  • People's artist of the RSFSR (1966)
  • Corresponding Member of the USSR Academy of Arts (1967)
Vladimir Lebedev is a renowned Russian Soviet painter, a brilliant book and magazine illustrator, and an accomplished graphic artist. Lebedev is considered to be a creator of the true children's book in Russia because he has set such a high standard for children's illustrations in the USSR and turned a children's book into a work of art. Lebedev's book illustration surprisingly combines the traditions of book graphics of the "World of Art" movement and futurists. The artist's first children books were produced by the 'Rainbow' (Радуга) publishing house. One of his first significant works were illustrations to R. Kipling's "The Elephant's Child", released in 1921. The permanent co-author of Vladimir Vasilyevich was an outstanding Soviet children's writer and translator, Samuil Marshak. These books have brought glory and popularity to the artist. Marshak considered Lebedev not just as an illustrator, but as a creator and author along with a poet or novelist. Lebedev was leading a group of Leningrad illustrators of children's books.

Lebedev was born on May 26, 1891, in St. Petersburg in a humble household of mechanic. As a child, Lebedev has demonstrated a fervent enthusiasm for drawing, and used to develop his artistic skills copying picturesque postcards. The young man studied at the Petrovsky commercial school. Vladimir Vasilyevich began receiving art education in 1909, when he started to visit the private Studio of A. I. Titov. He also went to the art studio of F. A. Roubaud, and was trained at the School of Drawing, Painting and Sculpture of M. D. Bernstein and L. V. Sherwood. Vladimir Vasilyevich's drawings were published in magazines even at the very early stage of his career: in the beginning of the 1910s, he has started to work for the famous satirical journal 'Satiricon' (Сатирикон), and later 'New Satiricon' (Новый Сатирикон). In 1913, Lebedev joined the artistic society 'Union of Youth'. Curiously, Lebedev could always compensate for the lack of systematic, formal art education with various artistic practical experiences and projects as he was involved in many artistic enterprises from a young age as well as actively showing his work at the exhibitions. Moreover, he was a Professor of Petrograd State Free Art and Training Workshops from 1918 to 1921. Lebedev worked as an Illustrator in children's magazines, such as 'Jackdaw' (Галчонок), 'Blue Journal' (Синий Журнал), 'Everyone's Journal' (Журнал для всех), 'Argus' (Аргус). The ideas of avant-garde, and especially Cubism, have not gone unnoticed by the artist. In his series of paintings, 'The Laundry Maids', which was created between 1920 and 1925, Lebedev has boldly experimented with modern artistic trends. Large-scale political, satirical posters ROSTA Windows (Окна РОСТА), produced in the early 1920s, resembling monumental graphics, clearly reflect the principles of Cubism. Lebedev was able to find a new artistic direction for the campaign poster, embodying the ideas of rhythmical composition and the interaction of simplified forms with a contrasting juxtaposition of a handful of bright colours. A series of drawings, which was conceived as a continuation of the posters' idea, 'The Panel of Revolution', made in 1922, has brought even greater success to Vladimir Vasilyevich. The artist joined the artistic group "Unification of New Trends in Art" in the same year. The group's leader, Vladimir Tatlin, was a great inspiration and example for Lebedev. At that time, the artist has managed to make friends with such remarkable cultural figures as I. Puni, K. Malevich, V. Mayakovsky, with whom Lebedev occasionally worked in the same room, and later, in the 1930s, D. Shostakovich, with whom Lebedev became friends because of their common passion - sports.

From 1924 to 1933, Lebedev successfully headed the art department of children's book section of the state publishing house, engaging the most talented illustrators, N. Tyrsa, V. Konashevich, V. Ermolaev, N. Lapshin, and, demonstrating exceptional leadership skills by being an example and mentor to young talents such as A. Pakhomov, Y. Vasnetsov, E. Charushin, V. Kurdov. Despite the fact that Lebedev worked all his life as an artist of children's books, he was able to realise his multifaceted talent in other areas of visual art as well. In the 1930s and 1940s, Vladimir Vasilyevich was painting a lot of portraits of friends, athletes, sailors, and fighters - the artist was fascinated by the unity of body and spirit. Lebedev was often drawing nudes emphasising the physical culture. In the early 1930s, Lebedev was harshly criticised in the press for his illustrations with accusations of formalism coming from the state, which led to a major ideological campaign against the artist. This injustice greatly influenced both the state of mind and the work of Vladimir Vasilyevich, leading to some caution in his style, avoiding avant-garde manifestations, adding more realism and conventional "beauty" to his art. The artist moved to Moscow in 1941, where he lived until 1950, creating campaign posters in cooperation with the TASS Windows. Returning to Leningrad, Vladimir Vasilyevich continued to work on children's books. In the last ten years of his life, the artist led a rather reclusive life, not appearing in public and seeing only close friends. Lebedev died on November 21, 1967, at the age of seventy-six years, in Leningrad, and was buried at the Bogoslovskoe Cemetry in St. Petersburg. Vladimir Vasilyevich's works are stored in the State Tretyakov Gallery, the State Russian Museum, the Tula Regional Art Museum, and other significant collections.


Bibliography:
Петров, В., Н. (1972) Владимир Васильевич Лебедев. 1891-1967. Ленинград: Художник РСФСР.
Попов, Н., И. (1972) Владимир Васильевич Лебедев: Каталог выставки. Ленинград: Гос. Русский Музей.
Пунин, Н., Н. (1928) Владимир Васильевич Лебедев. Ленинград: Комитет Популяризации Художественных Изданий При Государственной Академии Истории Материальной Культуры.
Пушкарев, В. (1974) В. В. Лебедев. Рисунки. Ленинград: Аврора.
(n. d.) "Владимир Васильевич Лебедев" [online] Самуил Маршак. Available at: http://s-marshak.ru/illustr/lebedev/lebedev.htm