Каталог
Владимир Федорович Стожаров

Владимир Федорович Стожаров

1926 —1973
  • Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1968)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965)
  • Член-корреспондент АХ СССР (1973)
Владимир Стожаров - известный, успешный советский русский художник середины XX века, преемник традиций русской реалистичной школы, который большую часть своей творческой карьеры посвятил изображению Северных природных красот, русской архитектуры тех краев, и простых, трудолюбивых людей, живущих в сельской местности и маленьких городах, их быт и окружение. Стожаров много работал en plein air, создавая бесконечное множество этюдов, которые позже послужили материалом для картин. Владимир Федорович работал в стиле социалистического реализма, писал пейзажи, натюрморты, жанровые сцены. Художник родился 3 января 1926 года в Москве в семье шофера. Уже с раннего детства будущий художник проводил много времени в деревне, куда его отправляли каждое лето, а также посетил такие города как Архангельск, Кострома, Рязань, Ярославль. Многочисленные родственники Стожарова жили в Костроме, и он, часто приезжая на Волгу, приобщался к жизни провинции. Эти путешествия детства поспособствовали развитию чувства глубокой привязанности к старине, народным ремеслам, традиционно-русской архитектуре. С 1939 по 1945 Владимир проходил обучение в Московской средней художественной школе при МГАХИ имени В. И. Сурикова, где его преподавателями были П. Т. Кошевой, С. П. Михайлов, В. В. Почиталов, и А. П. Шорчев. Именно Кошевой и Михайлов открыли для художника секреты живописного тонального рисунка.

Во время войны вместе со школой был эвакуирован в село Воскресенское в Башкирии. Это были трудные жизненные условия и сложный период разлуки с родными, во время которого закалялся характер юного Владимира Федоровича. В течении эвакуации, как и другие ученики, Стожаров писал тех людей, которые жили и работали на колхозных полях, местных девушек в дубленых полушубках, стариков, женщин с натруженными руками, виды Башкирии. Первое самостоятельное путешествие Стожарова состоялась еще сразу по возвращении из эвакуации. Добравшись до Костромы, художник раздобыл лодку и отправился вниз по реке Волге, до Горького (ныне Нижний Новгород). Помимо того, что писал пейзажи и делал портретные зарисовки, Владимир Федорович разгружал баржи с лесопильными материалами, работая бок о бок с местными, чтобы лучше понимать тех людей, которых изображал. Сам художник заявлял: "После этой поездки я как-то сразу повзрослел". После, он учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова с 1945 по 1951 год на живописном факультете у Д. К. Мочальского, Г. К. Савицкого, и В. В. Почиталова. С 1951 года художник начинает принимать участие в групповых художественных выставках на республиканском и всесоюзном уровнях, а с 1954 года также начинает участвовать во всех молодежных выставках московских художников. Избавляя от необходимости конкурировать за место на выставке с более опытными мастерами, такие выставки давали возможность показывать по четыре-пять работ одного художника, сравнивать свое мастерство с другими, чтобы видеть недостатки и достоинства.

После окончания института, Владимир Федорович пускается в странствования по стране, что стало ключевым фактором в формировании его зрелого творчества. Стожаров путешествовал по Костромской, Ярославской, Псковской, Новгородской, Владимирской областям, а также, ездил по Киргизии и Казахстану. Художник особенно вдохновлялся и много работал на целинных землях, в Сибири на берегах Енисея, в Архангельской области и в Республике Коми. В 1954 году Стожаров был принят в члены Союза художников СССР. В этот период слава и признание искусства Владимира Федоровича начинают стремительно набирать обороты. Впервые за границу художник выезжает в 1959 году, он отправился в Италию; писал пейзажи Флоренции, Венеции, Рима. Его палитра красок приобретает жаркие, яркие, сочные оттенки, которые Стожаров подчерпнул в новом окружении. Спустя какое-то время пейзажи Владимира Стожарова засветились "итальянским" светом, отразили колорит, который произвел такое сильное впечатление на художника. Из своих заграничных поездок он привозил в основном этюды. Однако, поездки эти были очень значимы для творчества Владимира Федоровича. Можно смело сказать, что так был открыт новый этап в работе художника. Несмотря на то, что начинал свою карьеру Владимир Федорович с жанровых картин, побывав за границей, он приходит к импрессионистическому пониманию смешения жанров, отказу от академически условного света и тени, изображению особого ритма и пространственности. В живописи Владимира Федоровича развивается интересное качество: этюды выражают цельные образы, обилие деталей, выбор сюжета, а законченные картины всегда сохраняют первое непосредственное впечатление, определенную легкость, спонтанность, эмоциональность. В следующем, 1960 году, Стожаров посещает и Францию, а после, Румынию, где показывает свои работы в групповой выставке художников РСФСР "Русский Север", которая проходила в 1971 - 1972 годах, и едет Великобританию в 1971 году.

На Север Стожаров впервые поехал в 1960 году, и с тех пор, очарованный первозданной красотой тихих северных деревень, каждую весну вместе с группой художников он уезжал в эти края. Художники, которые ездили вместо со Стожаровым, позже делились своими воспоминаниями о нем, говоря, что он обладал недюжинной работоспособностью и упорством, был очень целенаправленным и обладал особой остротой видения. По словам современников, он всегда точно знал, что ему нужно, безошибочно и моментально находил те места, которые его вдохновляли и которые хотел рисовать. Стожаров всегда был крайне доскональным, щепетильным в том, что изображал: для него было важно понимать мельчайшие детали того объекта, который он рисовал, знать его историю, чувствовать все его особенности. Владимиру Федоровичу не могли помешать даже плохие погодные условия, даже в сильные грозы и ливни он продолжал работать над этюдом на природе. Из каждой своей творческой поездки Стожаров привозил от не меньше сотни этюдов. Приезжали художники обычно на Север в середине весны, в конце марта или начале апреля. Зима на Севере еще долгое время не хочет уходить, поэтому живописцы заставали и последний снег, и первую листву, и белые ночи. Однако, Стожаров прежде всего отражал свою действительность, современность, а не первозданную природу. Художник населял свои произведения людьми: занятыми своими будничными делами или готовящимися к празднику. Реалии жизни подсказывали Владимиру Федоровичу композицию и сюжет. В своей живописи Стожаров всегда отражает присутствие человека, те изменения, которые люди привнесли в мир природы, те условия, на которых они существуют бок о бок.

В 1966 году Владимир Федорович был одним из участников XXXIII международной выставки "Биеннале Венеция". Вместе с художниками Е. И. Зверьковым и И. А. Поповым Стожаров едет в творческую поездку по рекам Мезени, Вашке, Пыссе (Республика Коми) в 1964 году. Такими совместными, коллективными творческими поездками по стране была наполнена вся жизнь художника. Его искусство неразделимо от этих многочисленных выездов. В 1967 году Владимир Федорович был награжден серебряной медалью Академии художеств СССР за несколько работ, созданных между 1964 и 1967 годами. В следующем году, 1968 году, художник награждается Государственной премией РСФСР имени И. Е. Репина за серию пейзажей "На Севере России", в которой присутствовали произведения, написанные на Удоре.В 1970 году Владимир Федорович отправляется в творческую поездку вместе с другими художниками, Ю. И. Семенюком, Н. В. Ульяновым, Г. А. Дарьиным, в Новгородскую, Псковскую, Ярославскую, Владимирскую, и Костромскую области. Персональная передвижная выставка художника, которая показывала зрителю шестьдесят семь произведений Стожарова, состоялась в 1972 - 1974 годах в таких городах как Сыктывкар, Архангельск, Киров, Ижевск, Горький, Куйбышев, Ульяновск, Астрахань, Кострома, Рязань, Брянск, Калинин, Тула, Калуга, Смоленск. Выставка оказалась очень популярной среди восторженной публики и закрепила имя Владимира Федоровича как крайне национального, остро чувствующего ценности и традиции своей Родины, народного художника. Сам художник присутствовал на открытии выставки и сотрудниками художественного музея ему были вручены в дар лапти и мужская рубашка из пестряди. Художник коллекционировал объекты старины, традиционные наряды и хозяйственную утварь, которой пользовались в деревнях. Эти предметы очень пригодились Владимиру Федоровичу в создании его превосходных натюрмортов. К сожалению, несмотря на то, что художник прожил активную, полную созидания жизнь, она была очень коротка - Владимир Стожаров умер 22 ноября 1973 года в возрасте сорока семи лет в Москве и похоронен на Ваганьковском кладбище. Произведения Стожарова хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской Галерее и в других девяносто шести российских музеях и галереях, а также, в частных коллекциях в европейских странах.  


Источники:

www. stozharov. com[online] Стожаров Владимир Федорович. Available at: http://www.stozharov.com/index.php?id=92&lang=
Кириллова, Г. (1974) Владимир Федорович Стожаров. Ленинград: Художник РСФСР.
Кириллова, Г. (2008) Статья "Слово о Владимире Стожарове". Журнал "АртЛад", No 1. Available at: http://www.stozharov.com/index.php?id=110&lang=
Крамаренко Л. (1977) Владимир Стожаров. Искусство. № 8. с. 36-42.

Inventory
Vladimir Fedorovich Stozharov

Vladimir Fedorovich Stozharov

1926 —1973
  • Laureate of the State prize of the RSFSR named after I. E. Repin (1968)
  • Honoured artist of the RSFSR (1965)
  • Corresponding member of the USSR Academy of Arts (1973)

Vladimir Stozharov has been an acclaimed, outstanding Soviet Russian artist of the middle of the XX century, the successor of the traditions of the Russian realistic school, who devoted most of his creative career to the image of the Northern picturesque views, vernacular Russian architecture of those regions, and humble, hard-working people living in rural areas and small towns, their life and surroundings. Stozharov used to work a lot en plein air, creating an infinite number of studies, which later served as the material for the paintings. Vladimir's landscapes, still lifes, genre scenes can be attributed to the style of socialist realism. The artist was born on January 3, 1926, in Moscow in the family of a driver. From early childhood, the future artist spent a lot of time in the village, where he was sent every summer and also visited cities like Arkhangelsk, Kostroma, Ryazan, Yaroslavl. Numerous relatives of Stozharov lived in Kostroma, and he often came to the river Volga, starting to learn about the life of the province and to understand it better. These early travels from the future artist's childhood have contributed significantly to the development of a sense of fascination about the old, folk crafts, peasant way of life and traditional Russian architecture. From 1939 to 1945 Vladimir was trained at the Moscow secondary art school under the Moscow's Art Institute named after V. I. Surikov, where his teachers were P. T. Koshevoy, S. P. Mikhailov, V. V. Pochitalov, and A. P. Sharchev. Koshevoy and Mikhailov were those people who had opened secrets of the tonal drawing to the artist.

During the war, Vladimir Fedorovich was evacuated to the village of Voskresenskoye in Bashkiria together with the school. It was a period of harsh living conditions and difficult time of separation from family, during which the character of the young Stozharov was formed and evolved. During the evacuation, like other students, Stozharov was painting those people who lived and worked on the collective farm fields, local girls in tanned short fur coats, old men, women with strong, work-weary hands, picturesque views of Bashkiria. Stozharov's first independent journey happened immediately upon his return from evacuation. When he reached Kostroma, the artist got a boat and went down the Volga river to Gorky (now Nizhny Novgorod). In addition to painting landscapes and making portrait sketches, Vladimir Fedorovich unloaded barges with sawmills, working side by side with local people in order to better understand the people he portrayed. The artist himself said: "After this trip, I immediately grew up". After that, he studied at the Surikov Art Institute at the Faculty of Painting under the guidance of D. K. Mochalsky, G. K. Savitsky, and V. Pochitalov in the period from 1945 to 1951. Since 1951, the artist has begun to take part in group art exhibitions at the national and all-Union levels, and since 1954, he also has started to participate in all Youth exhibitions of Moscow artists. Eliminating the need to compete for a place at the exhibition with more experienced masters, such exhibitions gave the opportunity to show four or five works by one artist, to compare their skills with each other in order to see the shortcomings and advantages of their works.

After graduating from the institute, Vladimir Fedorovich has embarked on a never-ending journey around the country, which was a crucial factor in the formation of his mature art. Stozharov travelled to Kostroma, Yaroslavl, Pskov, Novgorod, Vladimir regions, and also went to Kyrgyzstan and Kazakhstan. The artist was particularly inspired and was working a lot on the steppe, in Siberia on the banks of the Yenisei river, in the Arkhangelsk region and the Komi Republic. In 1954, Stozharov was admitted to the Union of artists of the USSR. During this period, the fame and recognition of the art of Vladimir Fedorovich has begun to rapidly gain momentum. The artist went abroad for the first time in 1959; it was a trip to Italy, where he painted views of Florence, Venice and Rome. Vladimir Fedorovich's colour palette has become brighter, warmer, and more saturated following those colours and shades that surrounded Stozharov in that new environment. After a while Vladimir Stozharov's landscapes have become lit up by "Italian" light, reflecting those colours that had made such strong impressions on the artist. He has brought mostly sketches from his trips abroad. However, these trips were very important for the development of Vladimir Fedorovich's art. It can be argued that it has opened a new stage in the artist's career. Despite the fact that he started his artistic journey mostly with genre paintings, after his visits abroad, Stozharov has come to understanding of impressionistic mixing of different genres together, the abandonment of the academically conventional light and shadow, and depiction of particular rhythm and spatiality. An interesting quality has developed in the artist's work: his studies are complete unified visions with an abundance of details and with the chosen story, and his finished paintings always retain the first immediate impression, a certain lightness, spontaneity, emotionality. In the following, 1960, Stozharov visited France, and then Romania, where he showed his works in the group exhibition of artists of the RSFSR, "Russian North", which took place in 1971 - 1972, and went to the UK in 1971.

For the first time, Stozharov went to the North in 1960, and since then, he has been fascinated the pristine beauty of the quiet Northern villages. Together with a group of artists he came back to this region every Spring. Those artists, who went with Stozharov, have shared their memories of him later, saying that he had a remarkable performance and perseverance, was very focused and had a special artistic vision. According to his contemporaries, he always knew exactly what he needed, accurately and instantly found the places that inspired him and that he wanted to paint. Stozharov has always been very thorough, scrupulous in what he portrayed: it was important for him to understand the smallest details of the object that he painted, to know its history, to feel all its peculiarities. Bad weather conditions could not prevent Vladimir Fedorovich from drawing: even during severe thunderstorms and showers he continued to work on the study en plein air. From each of his creative trip Stozharov brought from at least a hundred studies. Artists usually came to the North in the middle of Spring, in late March or early April. Winter in the North lasts for a long time, so the artists could witness the last snow, and the first foliage, and white nights. However, Stozharov primarily reflected his reality, modernity, and not pristine nature. The artist imbued his paintings with working people busy with their everyday chores or preparing for the celebration of some kind. The realities of life were guiding Vladimir Fedorovich in the search for composition and subject matter. Stozharov has always reflected the presence of man, even if it is not straightforward, the changes that people have brought to the world of nature, the conditions under which they exist side by side, in his paintings.

In 1966, Vladimir Fedorovich was one of the participants of the XXXIII international exhibition "Biennale Venice". Together with the artists E. I. Zverkov and A. I. Popov, Stozharov embarked on a creative journey on the river Mezen, the Vashka, Pyssa (Komi Republic) in 1964. The artist's life was filled with such collaborative, collective creative trips. His art is inseparable from these numerous journeys. In 1967, Vladimir Fedorovich was awarded the silver medal of the Academy of Arts of the USSR for several works created between 1964 and 1967. Next year, in 1968, the artist was awarded the state prize of the RSFSR named after I. E. Repin for a series of landscapes "In the North of Russia", which consisted from works painted in the Udorsky district. In 1970, Vladimir Fedorovich went on a creative trip with other artists, Y. I. Semenyuk, N. V. Ulyanov, G. A. Daryin to Novgorod, Pskov, Yaroslavl, Vladimir, and Kostroma regions. The artist's solo travelling exhibition, which was showing sixty-seven Stozharov's works, took place in 1972 - 1974 in Syktyvkar, Arkhangelsk, Kirov, Izhevsk, Gorky, Kuibyshev, Ulyanovsk, Astrakhan, Kostroma, Ryazan, Bryansk, Kalinin, Tula, Kaluga, Smolensk. The exhibition proved to be very popular among the enthusiastic audience and consolidated the name of Vladimir Fedorovich as an extremely national, keenly feeling the values and traditions of his homeland, artist. The artist himself was present at the opening of the exhibition and employees of the Art Museum, where the exhibition took place, presented him bast shoes (lapti) and a traditional peasant shirt made from striped linen. Vladimir Fedorovich collected objects of antiquity, traditional clothes and household utensils, which were used in the villages. These items are very useful to Vladimir Fedorovich in creating his outstanding still lifes. Unfortunately, despite the fact that the artist lived an active, full of creation, life, it was very short - Vladimir Stozharov died on November 22, 1973, at the age of forty-seven in Moscow and was buried at the Vagankov cemetery. Stozharov's works are kept in the collections of the State Russian Museum, the State Tretyakov Gallery and other ninety-six Russian museums and galleries, as well as in private collections in many European countries.


Bibliography:

www. stozharov. com[online] Стожаров Владимир Федорович. Available at: http://www.stozharov.com/index.php?id=92&lang= 

Кириллова, Г. (1974) Владимир Федорович Стожаров. Ленинград: Художник РСФСР.

Кириллова, Г. (2008) Статья "Слово о Владимире Стожарове". Журнал "АртЛад", No 1. Available at: http://www.stozharov.com/index.php?id=110&lang=

Крамаренко Л. (1977) Владимир Стожаров. Искусство. № 8. с. 36-42.