Каталог
Владимир Игоревич Яковлев

Владимир Игоревич Яковлев

1934 —1998

Владимир Игоревич Яковлев - самобытный художник нон-конформист, представитель неофициального искусства, в творчестве которого всецело правят эмоции и чувства. Работы этого удивительного художника с крайне трагичной судьбой, наполненной сложными жизненными обстоятельствами, сложно категоризировать, так как его работы сильно выделяются своим философским содержанием и стилистической формой на фоне четко определенных рамок художественных направлений. Он много рисовал гуашью на бумаге и создавал акварельные работы, которые менее известны неискушенному зрителю. В сравнении с цветом, линия имеет не меньшее значение для этого художника: зачастую рисунки Яковлева созданы лишь несколькими штрихами. Порой в живописи Владимира Игоревича можно проследить сильное влияние Пабло Пикассо (например, “Кошка с птицей в зубах”, 1973, Музей “Другое искусство”), однако Яковлев - очень разносторонний художник, и источники его вдохновения многочисленны. Он прошел через период увлечения беспредметной живописью - графической абстракцией, а произведения зрелого периода можно отнести к послевоенному авангардному течению “новой фигурации”. Владимир Игоревич писал, в основном натюрморты, среди которых особенно знамениты его меланхоличные и загадочные “цветы”, и портреты, наполненные духовной экспрессией. Не имея специального образования или нужного опыта, Яковлев очень быстро вошел в круг московских авангардистов, куда, в принципе, попасть молодому художнику было довольно трудно, и участвовал во всех основных выставках неофициального искусства. С большой теплотой писали о Владимире Яковлеве самые выдающиеся нон-конформисты того времени, такие как Кабаков, Гробман, Плавинский, Янкилевский и т. д. Яковлев дружил со многими известными поэтами периода 1960-х годов, которые посвящали ему свои произведения. 

Художник родился в небольшом городке Балахна (Горьковская область) 15 марта 1934 года в семье служащих. Близкие Владимира Яковлева были так называемые “возвращенцы”, те, кто спустя какое-то время после революции вернулись с Запада на родину. Его дед был талантливым пейзажистом Михаилом Яковлевым - значимая фигура в русском импрессионизме, а бабушка, Феодосия (изначально Франсуаза) Яковлева, являлась бельгийкой по национальности. Игорь Михайлович, отец Владимира Яковлева, был выпускником Брюссельского университета по специальности инженер, а мать, Вера Тейтельбаум происходила из купеческой семьи, которая разорилась после революции. Обстоятельства сложились так, что в смутное время войны и эвакуации у Владимира Яковлева получилось окончить только шесть классов средней школы. После переезда вместе с семьей в Москву, с 1944 года он подрабатывал курьером в издательстве “Искусство” и одновременно посещал мастерскую Василия Ситникова, где учился на ретушера. От службы в армии юноша был освобожден по причине серьезных проблем со здоровьем. В 1950-х Яковлев работал ретушером и фотографом все в том же издательстве “Искусство”. Из этого следует, что свои живописные навыки художник развивал, в целом, самостоятельно. Яковлев был крайне впечатлен произведениями западного авангарда, которые были показаны в Центральном парке культуры и отдыха во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Это событие было значимым для многих молодых советских живописцев уже только потому, что такого рода искусство было под запретом довольно продолжительное время, и, таким образом, эта экспозиция послужила мощным открытием и вдохновлением для нового поколения живописцев. Именно в период конца 1950-х годов Владимир Яковлев обратился к живописи. Первая официальная выставка художника в СССР была организована в 1963 году. Это была однодневная экспозиция совместно с Эдуардом Штейнбергом в Музее Ф. М. Достоевского. Следующая персональная выставка совместно со Штейнбергом прошла в МОСХе в 1968 году. Западная же публика впервые получила возможность увидеть работы художника на выставке, организованной художником Михаилом Гробманом, в Галерее Гмуржинска в Кельне в 1970 году, которая называлась “Русский авангард в сегодняшней Москве”. Затем, произведения Яковлева были показаны в Швейцарии, США, Германии, Англии, Франции и Израиле. В 1975 году был участником выставки в павильоне “Пчеловодство” на ВДНХ в Москве. В 1995 году состоялась персональная выставка художника в Государственной Третьяковской галерее. 

Уже с 1945 года Владимир Игоревич проходил лечение и наблюдался в психиатрических больницах, где, по сути, провел большую часть жизни. Вследствие перенесенного в юности тяжелого заболевания, Яковлев страдал от прогрессирующего упадка зрения, а последние тридцать лет своей жизни был практически слеп, но при этом все равно не забросил занятия живописью. Известный искусствовед Виталий Пацюков, который поддерживал дружескую связь с художником и навещал его в больнице, утверждал, что несмотря на свой недуг, Владимир Яковлев не терял творческой целостности. Умер в одиночестве в интернате No 30 в Москве 10 октября 1998 года в возрасте шестидесяти-четырех лет. Сегодня работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном центре современного искусства (Москва), в музее “Другое искусство” (Москва), в Новом музее (Санкт-Петербург), в Чувашском государственном художественном музее (Чебоксары), в музее АРТ4 (Москва) и т. д. 


Источники:

Алейников, В. (2004) Воспоминания Владимира Яковлева. Русское искусство, No 1.

Кантор-Казовская, Л. (2005) Владимир Яковлев: портрет художника в юности. Опыт исторического анализа. Зеркало, No 25.

Пятницкая, Л. (2002) Луч света из мертвого дома. Москва: Студия “Крук-Престиж”.

RadioBlago.ru. (2014). Художник Владимир Яковлев. [online] Available at: http://www.radioblago.ru/vremyakultury/hudozhnik-vladimir-yakovlev [Accessed 14 Jan. 2019].

Svoykrug.com. (n.d.). ЯКОВЛЕВ ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ. [online] Available at: http://www.svoykrug.com/Artists/yakovlev_v.html [Accessed 14 Jan. 2019].

Inventory
Vladimir Igorevich Yakovlev

Vladimir Igorevich Yakovlev

1934 —1998
Vladimir Igorevich Yakovlev was an unprecedented non-conformist artist, a representative of unofficial art, whose work is entirely based on and ruled by emotions and feelings. The creations of this fascinating artist with a very tragic fate, filled with complex life circumstances, are difficult to categorise as his work stands out for its philosophical content and stylistic form against a clearly defined framework of artistic trends. One of his favourite media was gouache on paper. He also created watercolours that are less known to the inexperienced viewer. The line is as important to the artist as the colour: Yakovlev’s drawings are often created with only a few strokes. Occasionally Vladimir Igorevich’s works demonstrate a profound influence of Pablo Picasso’s creations (for instance, “Cat with a bird in his mouth”, 1973, the Museum “The Other Art”), but Yakovlev was a very versatile artist, and his sources of inspiration were numerous. He went through a period of fascination with non-objective painting or graphic abstraction, but some works of his mature artistic phase also can be attributed to the post-war avant-garde trend of “new figuration”. Vladimir Igorevich has painted mainly still lifes, among which are especially famous for his melancholic and mysterious “flowers”, and portraits, imbued with spiritual expression. Without appropriate education or experience, Yakovlev very quickly joined the circle of Moscow most elite avant-garde artists, which was a great challenge on its own, considering how hard it was for a young artist to get into that environment successfully. He participated in all significant exhibitions of unofficial art as equal to the most outstanding non-conformists of that time such as Kabakov, Grobman, Plavinsky, Yankilevsky, etc., who all later spoke very warmly about Vladimir Yakovlev. The artist was also friends with many famous poets of the 1960s, who dedicated their works to him.

The artist was born in the small town of Balakhna (Gorky region) on March 15, 1934 in a family of workers. Yakovlev’s family was so-called “returnees”, those who subsequently returned after the Revolution from the West to their homeland. His grandfather was a talented landscape painter Mikhail Yakovlev - a major figure in Russian Impressionism, and his grandmother, Feodosiya (originally Francoise) Yakovlev, was Belgian by nationality. Igor Mikhailovich, the father of Vladimir Yakovlev, was a graduate of the University of Brussels, majoring in engineering, and his mother, Vera Teitelbaum came from a merchant family that went bankrupt after the Revolution. The circumstances were such that in the time of the World War II and during the turmoil of evacuation Vladimir Yakovlev managed to finish only six classes of high school. After moving with his family to Moscow, in 1944 he worked as a courier in the publishing house “Art " and at the same time was visiting the studio of Vasily Sitnikov, where he studied retouching. The young man was released from military service because of serious health problems. In the 1950s Yakovlev worked as a retoucher photographer in the same publishing house where he had previously started as a courier. Thus, in general, the artist has developed his painting skills independently. Yakovlev has been extremely impressed by the works of the Western avant-garde artists, which were shown in the Central Park of Culture and Recreation during the VI World Festival of Youth and Students in 1957. This event has become a powerful revelation for many young Soviet artists hence this kind of art had been banned for quite a long time, and, as follows, this exhibition served as a groundbreaking discovery and immense inspirational moment for a new generation of artists. It was in the late 1950s when Vladimir Yakovlev turned to painting. His first official exhibition in the USSR was organised in 1963. It was a one-day exhibition in cooperation with Eduard Steinberg at the Museum of F. M. Dostoevsky. His next solo exhibition in conjunction with Steinberg took place at the Moscow Artists' Union in 1968. The Western public received the opportunity to see the artist’s work for the first time at the exhibition organised by the artist Mikhail Grobman in the gallery of Gmurzhinsk in Cologne in 1970, which was called “Russian avant-garde in today's Moscow”.

Since 1945, Vladimir Igorevich was under the care of psychiatrists and was treated in psychiatric hospitals, where, in fact, spent most of his life. As a result of severe illness in his youth, Yakovlev suffered from a progressive decline in vision, and the last thirty years of his life was almost blind, but still did not give up painting. Famous art critic Vitaly Patsyukov, who maintained a friendly relationship with the artist and visited him in the hospital, claimed that despite his illness, Vladimir Yakovlev did not lose creative integrity. He died alone in the No. 30 in Moscow on October 10, 1998, at the age of sixty-four years. Today, the artist's works are present in the collections of the State Tretyakov Gallery, the State Centre for Contemporary Art (Moscow), the Museum “The Other Art” (Moscow), the New Museum (St. Petersburg), the Chuvash State Art Museum (Cheboksary), the Museum of ART4 (Moscow), etc. 


Bibliography:

Алейников, В. (2004) Воспоминания Владимира Яковлева. Русское искусство, No 1.

Кантор-Казовская, Л. (2005) Владимир Яковлев: портрет художника в юности. Опыт исторического анализа. Зеркало, No 25.

Пятницкая, Л. (2002) Луч света из мертвого дома. Москва: Студия “Крук-Престиж”.

RadioBlago.ru. (2014). Художник Владимир Яковлев. [online] Available at: http://www.radioblago.ru/vremyakultury/hudozhnik-vladimir-yakovlev [Accessed 14 Jan. 2019].

Svoykrug.com. (n.d.). ЯКОВЛЕВ ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ. [online] Available at: http://www.svoykrug.com/Artists/yakovlev_v.html [Accessed 14 Jan. 2019].