“Portraits of A. S. Pushkin”
18.04.2019
Этим летом исполняется 220 лет со дня рождения одного из величайших литературных гениев России.

В связи с этим юбилеем, Государственный музей А.С. Пушкина представляет экспозицию из более чем 300 портретов различных жанров, включая живопись, скульптуру и графику. 

Проект был организован совместно с Всероссийским музеем А.С. Пушкина при участии более двух десятков федеральных и региональных музеев и библиотек.

Хронологически выставка охватывает почти 220-летний период: от самого первого, единственного сохранившегося детского портрета, до произведений современных художников. Каждый из представленных на выставке авторов имеет «свою» версию Пушкина и каждый портрет отображает эпоху, в которой он был создан.

В экспозицию вошло множество шедевров, собранных за последние два столетия, однако, особенно интересна одно произведение — сотрудничество двух известных русских живописцев Ивана Айвазовского и Ильи Репина.

За полгода до трагической смерти поэт посетил Академию художеств в Санкт-Петербурге, где его представили молодому Айвазовскому, которому тогда было всего 19 лет. По словам самого Айвазовского, эта встреча превратила любимого поэта в источник творческого вдохновения для художника.

С этого момента Айвазовский стал одержим желанием написать портрет Александра Сергеевича. Он начал писать картины, используя крымскую природу в качестве фона, и исполнил более десятка портретов своего кумира. Однако, несмотря на то, что он был прекрасным пейзажистом, ему не удавалось передать образ самого Пушкина. В конце концов, в 1877 году во время создания картины «Прощание Пушкина с Черным морем» Айвазовский обратился за помощью к своему современнику Илье Репину.

Совместная картина впоследствии стала признанным шедевром и заняла достойное место среди лучших изображений знаменитого поэта. Позже Репин говорил о картине: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку», хотя он явно недооценивал свой вклад в это потрясающее произведение искусства.

На выставке также представлен один из сольных портретов Пушкина кисти Айвазовского, который можно увидеть рядом с совместным шедевром.


И. Айвазовский, И. Репин. Пушкин на берегу Черного моря («Прощай, свободная стихия!»). 1877 год

“Portraits of A. S. Pushkin”

This summer will mark the 220th anniversary since the birth of one of Russia’s greatest literary geniuses.

In order the celebrate his legacy, State Museum of A.S. Pushkin is presenting a collection of over 300 portraits of various genre including painting, sculpture, graphics and handicrafts.

The project was organized together with the All-Russian Museum of A.S. Pushkin with the participation of over two dozen federal and regional museums and libraries.

Chronologically, the exhibition covers an almost 220-year period: from the very first infant portrait of the poet, the only surviving child portrait of A.S. Pushkin, to the work of contemporary artists created in recent years. Each of the authors represented at the exhibition features “his own” version of Pushkin. Simultaneously, the portraits of the poet bear the seal of the time when they were created.

The exposition is filled with masterpieces collected over the last 220 years, however one painting in particular is of particular interest —a collaboration between two famous Russian painters, Ivan Aivazovsky and Ilya Repin.

Half a year before his tragic death, the Poet visited the Academy of Arts in St Petersburg where he was introduced to the young Aivazovsky — the young, 19 year old star student. According to Aivazovsky himself, that faithful meeting turned his already favorite poet into a source of creative inspiration for the painter.

From that point on, Aivazovsky became obsessed with attempting to capture Pushkin’s essence in a portrait. He began painting several pictures using the Crimean nature as his backdrop, and executed over 10 paintings of his idol. However, although he painted the nature and the sea beautifully, he could not get Pushkin’s image quite right. Eventually in 1877 during the creation of “Pushkin’s farewell to the sea” Aivazovsky gave up and turned to his contemporary Ilya Repin for help.

The collaborative painting became a masterpiece and assumed its rightful place among the best depictions of the famous poet. Later, Repin spoke about the painting expressing that “Aivazovsky painted a marvelous sea... And I was honored to add a figure there” although he was clearly understating his contribution to this stunning piece of Art.

The exhibition also features one of Aivazovsky’s solo portraits of the poet which can be seen side by side with the joint masterpiece.